Челябинские банки начали активный сбор биометрических данных клиентов — изображения лица и звука голоса. В дальнейшем их будут использовать для упрощенной идентификации владельцев карт и счетов. Мы узнали, как происходит этот процесс и насколько наши «личности» защищены от подделки.
Теперь, приходя в кредитное учреждение, не удивляйтесь, если вас попросят взглянуть в глазок видеокамеры, посчитать до десяти или прочитать отрывок из какого-либо текста. Эта процедура законна, но возможна только с вашего согласия. Люди, сдавшие биометрию, смогут получить удалённый доступ к самым разным услугам — вкладам, кредитам, переводам и так далее, вне зависимости от времени суток и местонахождения. И всё это без банковских карт, попыток вспомнить кодовое слово и девичью фамилию матери.
Банки фиксируют фотоизображения и голосовые профили граждан и передают их в единую базу со второй половины прошлого года. В будущем биометрия сможет заменить пластиковые карты, надеются эксперты. В общем, тот самый «Большой брат», который следит за тобой, продолжает шествие не только по планете, но и по нашей стране, в частности.
Сама процедура сбора данных занимает несколько минут. Достаточно предъявить паспорт и банковскую карту (или СНИЛС). Сотрудник банка фотографирует лицо клиента и записывает его голос. Эти данные передадут в Единую биометрическую систему (ЕБС)
— Традиционные способы идентификации клиента — это паспорт и подпись. Сегодня, когда бурно развиваются технологии, они уже не дают стопроцентной гарантии, — признаётся заместитель управляющего Челябинским отделением Сбербанка Андрей Антонов. — Большинство попыток мошенничества связаны с копированием бумажных документов. И человеку сложно определить схожесть или различия. Биометрия — это следующий шаг, дополнительный уровень защищённости. Например, точность голосовой биометрии превышает 99,99%. Ни один профессионал, как бы он ни разглядывал паспорт, такой уровень точности не даст.
Один из самых распространённых вопросов, который волнует россиян: можно ли обмануть систему, например, используя фотографию человека или старые записи голоса?
— Для надёжности и безопасности при проведении идентификации будет использоваться алгоритм, позволяющий проверять, что перед камерой находится живой человек, — утверждают в Центробанке. — При удалённой идентификации у пользователя появится окно для видеозаписи и случайно сгенерированная последовательность цифр и букв, которую нужно будет прочесть вслух на камеру. Умный алгоритм сравнит эту запись с образцами, которые хранятся в Единой биометрической системе, и сообщит банку степень совпадения.
Такая проверка станет ещё одним фактором, который позволит предотвратить несанкционированный доступ к биометрическим данным, считают в ЦБ РФ.
В Челябинске, по данным карты Центробанка, сдать биометрию можно пока в 13 банках.
— Ежедневно по три человека у каждого менеджера соглашаются дать свои биометрические данные, — рассказали в Сбербанке. — Часть людей берут паузу, говорят, что сегодня не в форме — женщины, например, беспокоятся о причёсках. Мы не настаиваем — это дело добровольное.
Кстати, навивать кудри или делать укладку — это точно лишнее. По опыту одной из челябинок, в банке всё равно попросят максимально открыть лицо, убрав волосы, снять очки и головной убор.
Банковская система России проводит идентификацию по двум параметрам — геометрии лица (Face ID) и по голосовым слепкам. По словам специалистов, шаблон учитывает наклон или поворот головы, изменение выражения лица, разную освещенность, усы и бороды у мужчин, макияж у женщин и так далее.
— Лицо и голос невозможно подделать, — уверяют банкиры. — Система легко опознаёт пародистов. Отличит близких родственников, как бы они ни были похожи, даже близнецов.
Между тем народ уже шутит, что особенно трудно придётся любительницам пластических операций:
— Где губы делали, туда и приходите!
Сотрудники кредитных учреждений не скрывают, что создание биометрических слепков — процесс достаточно длительный. И это не значит, что человек, чей голос записали сегодня, уже завтра сможет совсем обойтись без банковской карты.
— Мы используем биометрию для подтверждения личности клиента, например, при звонках в кол-центр. Но итоговое решение принимает человек, по действующим ранее процедурам, — добавили в Сбербанке.
К концу этого года все российские банки обязаны иметь устройства для считывания голоса и фотографирования клиентов.
Удалённая идентификация — это механизм, позволяющий клиентам получать финансовые услуги дистанционно, подтвердив свою личность с помощью биометрических персональных данных (изображение лица и голос) в любом банке.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.