На набережной реки Миасс в Челябинске продолжают строить конгресс-холл «Крылья» (рабочее название. — Прим. ред.). Поначалу 170-метровое здание было символом саммитов-2020, потом запасным сооружением, а сейчас это просто красивый проект с трудной судьбой. Президенты тут заседать не будут, мероприятий не запланировано. Неизвестно, достроят ли высотку вообще или законсервируют на память потомкам. Мы решили узнать, а сколько денег уже угрохали в сказочную стройку. Информация о тратах бюджета почему-то оказалась секретной. Рассказываем, что удалось узнать.
За стройку платят все южноуральцы
Странно, но в эпоху электронных торгов и открытых госзакупок можно найти лишь общие расходы бюджета на подготовку такой знаковой площадки, как конгресс-холл на реке Миасс.
Итак, считаем по-крупному. В октябре 2017 года региональные власти создали хозяйственное партнерство «Конгресс-холл» (отвечает за будущее здание общественно-делового центра, которое называют конгресс-холлом. — Прим. ред.), его капитал составил 301 миллион 10 тысяч рублей. В июне прошлого года этой организации подкинули из бюджета еще 3 миллиарда 293 миллиона 87 тысяч рублей. В марте этого года за счет вливаний опять же из казны капитал хозпартнерства вырос до 7,4 миллиарда рублей.
При этом проект конгресс-холла изначально оценивали в три миллиарда рублей, потом фигурировали цифры в 7–9 миллиардов, в этом году речь зашла уже о 18 (!) миллиардах рублей. В общем, красиво жить не запретишь. Среди потенциальных инвесторов чиновники на протяжении двух лет называли компании из Южной Кореи, Венгрии, Китая. В январе прошлого года представители крупного строительного холдинга ENKA из Турции предложили возвести конгресс-холл на основе софинансирования с местными властями. Одно время так много сообщалось о переговорах по конгресс-холлу, что казалось: стоит очередь из желающих построить эту махину на берегу реки. В итоге за все работы на стройплощадке платит областной бюджет, то есть мы с вами — жители области.
Думается, имеем полное право спросить: а сколько денег уже потратили — закопали в ил, забетонировали или заварили в металлоконструкции? Чиновники охотно оперируют общими суммами. А конкретные цифры по тем или иным видам работ спрятаны в договорах, которых не найти в открытом доступе.
— Зачем вам эти цифры? — переспросил директор хозяйственного партнёрства «Конгресс-холл» Виталий Передерий. — Вы какие-то провокационные вопросы задаете...
Сколько освоили коммерсанты — тайна за семью печатями
Заказчиком стройки, цена которой, по оценкам экспертов, уже выросла с 9 до 18 миллиардов рублей, является то самое хозяйственное партнёрство «Конгресс-холл». Областные власти учредили эту структуру специально для возведения самого крупного объекта ШОС. Именно так изначально команда Дубровского позиционировала необычное здание, которое по замыслу должно перекинуться с одного берега реки на другой. Однако сейчас официально объявлено, что этот конгресс-холл не вошёл в список объектов саммитов и не будет принимать гостей. Эти заявления подтверждает и тот факт, что его строительство не контролирует ФСО, сотрудники которой следят за каждым шагом на других стройплощадках.
В 2017–2018 годах хозпартнерство «Конгресс-холл», выбирая исполнителей работ по строительству здания-моста, провело два десятка конкурсных процедур. Семь из них по разным причинам не состоялось. Одним из наиболее активных подрядчиков строящегося на берегу Миасса конгресс-холла стало производственное объединение «Монтажник» из Магнитогорска. Предприятие, которое связывают с экс-губернатором Борисом Дубровским, за два последних года выиграло пять контрактов на работы по возведению конгресс-холла. «Монтажник» также претендовал на роль генподрядчика строительства всего 170-метрового здания. Но конкурсные процедуры уже два раза признавали несостоявшимися.
Тут пора рассказать об истории такой успешной магнитогорской фирмы «Монтажник». Она создана в 1988 году как кооператив, позднее выросла в многопрофильное предприятие со штатом более двух тысяч работников. По данным сайта компании, «Монтажник» ежегодно выполняет заказов на 3,5 миллиарда рублей. Ранее основной объём работ приходился на объекты ММК. С 2011 года АО «ПО «Монтажник»» переориентировало мощности на строительство объектов в других регионах. Основной владелец АО «ПО «Монтажник»» — магнитогорец Виктор Тулупов. Ему, по данным сервисов проверки контрагентов, принадлежит 81,81%. Среди других учредителей — члены совета директоров компании Александр Булгачев, Павел Комаров и Александр Шурыгин.
Но в СМИ не утихают разговоры об аффилированности семьи Дубровских с АО «Производственное объединение «Монтажник»». В конце 2017 года внеочередное собрание акционеров АО «ПО «Монтажник»» почти полностью заменило совет директоров. Из старого состава, по данным годового отчёта организации, остался лишь гендиректор Виктор Тулупов. Имена двоих новичков — Светлана Сергеевна Корышева и Константин Владимирович Переверзев — совпадают с именами директоров и совладельцев структур, принадлежащих Александру Дубровскому. К сожалению, открытого доступа к актуальному реестру АО «ПО «Монтажник»» нет. Поэтому говорить можно лишь о том, что прослеживаются связи семьи экс-губернатора с активным участником строительства конгресс-холла.
Компания «Монтажник» отсыпала искусственный полуостров, рыла котлован, делала фундамент и цокольный этаж будущего общественно-делового центра, сооружала дюкеры водоотведения, проводила работы по укреплению левого и правого берега реки Миасс, а также вертикальной планировки территории. В двух из пяти случаях «Монтажник» получал контракт как единственный участник переговоров. При этом стоимость контракта официально публиковалась только два раза — 29 миллионов рублей за устройство искусственного острова и 44,1 миллиона рублей за защиту дюкеров водоотведения реки Миасс.
Во всех остальных случаях в протоколах фигурирует одна и та же фраза: «Начальная (максимальная) цена переговоров в рамках проведения данных конкурентных переговоров не устанавливается, цена договора определяется заказчиком на основании результатов анализа поступивших предложений от участников».
— В первых договорах максимальные суммы указывались по смете, которая прошла официальную экспертизу. Потом все участники стали предлагать свои суммы, и в ходе конкурентных переговоров — как на аукционе — происходило понижение стоимости, — объяснил Виталий Передерий. — Все указывается в договорах. Не публиковать эту информацию — наше право.
Юридически нарушений в этом действительно нет, подтвердил председатель общественного совета Челябинского УФАС, член экспертного совета по применению законодательства о контрактной системе при региональной антимонопольной службе Ярослав Щербаков.
— Конкурентные переговоры — это такой тип закупки, при котором победитель выбирается среди двух и более исполнителей путём проведения переговоров. Публиковать информацию и итоги переговоров в Единой системе госзакупок хозяйственное партнёрство не обязано. Такие торги не регулируются законом о госзакупках. Но, конечно, прозрачности в реализации такой важной для города стройки это не добавляет, — считает юрист.
К этому виду торгов часто прибегают, если необходимо выбрать поставщика в сжатые сроки, указывают эксперты. У заказчика больше свободы, чем при использовании аукционов и конкурсов. В то же время конкурентные переговоры считаются одним из наименее эффективных способов закупки.
— Заказчик не всегда обладает достаточными навыками и ресурсами для качественной проверки всех игроков, — объясняет представитель тендерного отдела ООО «Рустендер» Алена Костоломова. — К тому же 44-ФЗ (закон о госзакупках. — Прим. ред.) эти торги не регулирует. Если поставщик заподозрил сговор, то ему будет сложно, а в ряде случаев просто невозможно, добиться того, чтобы ФАС приняла меры по отношению к нарушителю.
Сейчас «Монтажник» оспаривает решение налоговиков о доначислении 35 миллионов рублей. Представители компании заявляли в суде, что взыскание этой суммы негативно скажется на деятельности предприятия вплоть до остановки работы на объектах ММК и хозяйственного партнёрства «Конгресс-холл». На одном из заседаний суд пошел навстречу строителям и приостановил действие оспариваемого документа. Но позже решил удовлетворить ходатайство межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области.
— Показатели бухгалтерской отчётности свидетельствуют о том, что финансовое состояние предприятия в течение последних двух лет улучшается. По сравнению с годовой выручкой предприятия — 6 миллиардов 953 миллиона 31 тысяча рублей доля взысканной решением налоговой инспекции суммы — 35,4 миллиона рублей составляет 0,5%, что не является значительным, — говорится в решении суда.
Очередные заседания назначены на конец мая. Понятно, что «Монтажник», как и любой бизнес, будет биться за снижение налоговой нагрузки. Но это уже другая история.
Украшение Челябинска или очередной недострой?
Выбирать новых подрядчиков на строительство конгресс-холла не будут, пока не решится судьба всего объекта. Об этом 74.ru сообщил директор хозяйственного партнёрства «Конгресс-холл» Виталий Передерий.
— Сейчас на площадке конгресс-холла компания «Монтажник» ведет работы по завершению нулевого цикла. «Курганстальмост» полным ходом монтирует мостовые конструкции арки, — рассказывает директор хозяйственного партнёрства «Конгресс-холл» Виталий Передерий. — Также работают подрядчики по устройству инженерных коммуникаций. Выполняется довольно большой объем мелких работ, без которых, как вы сами понимаете, комплекс не будет комплексом.
В середине апреля вице-губернатор Сергей Шаль говорил о том, что нулевой цикл работ продлится до 15 мая. Виталий Передерий уточнил, что это ориентировочная дата, но работы на левом берегу реки Миасс точно будут завершены в мае.
Нулевой цикл — это полный комплекс всех подготовительных к строительству работ, начиная с переработки грунта и заканчивая сооружением необходимых инженерных коммуникаций под землей.
— Когда примем работу у тех, кто сейчас там трудится, тогда и завершится этот этап. Оплата перечисляется только после выполнения работ, — добавил руководитель ХП «Конгресс-холл». — Аванс получили только мостовики, потому что им металл надо было закупать. Они изготовили все металлоконструкции и сейчас их монтируют.
Что касается каких-либо изменений масштабного проекта, то решение об этом не принято.
— Еще надеемся, что появится инвестор и будет под себя корректировать проект. Пока же реализуется тот самый проект, который вы все видели, — сказал Виталий Передерий. — Последние конкурентные переговоры прошли в конце марта. Следующие объявлять не будем, пока не прояснится судьба стройки. Когда будет принято принципиальное решение о судьбе конгресс-холла, не могу вам сказать — это не мое решение.
Врио губернатора Алексей Текслер заявил в интервью ТАСС, что еще не принял окончательного решения по судьбе конгресс-холла «Крылья» в Челябинске.
— Конгресс-холл никак не участвует в мероприятиях саммита. Пока нет инвесторов, а финансовая нагрузка на бюджет достаточно существенная. Предлагается выделить средства из областного бюджета, но у меня нет уверенности, что это правильное решение, учитывая те задачи, что перед нами стоят, и необходимость консолидации ресурсов для их решения. Я считаю, что для такого рода проектов точно должны быть инвесторы, но их нет. Я продолжаю изучать эту ситуацию с разных сторон, — сказал Алексей Текслер.
Ещё в марте чиновники уверяли, что к саммитам ШОС и БРИКС все этажи общественно-делового центра будут готовы. Правда, часть из них сдадут в черновой отделке. Высота левой башни составит 30 этажей (170 метров), правой — 16 этажей (85 метров). Внутри здания планируют разместить офисный комплекс, торгово-выставочный комплекс, трансформирующийся концертный зал на 2,5 тысячи человек, гостиницу, апартаменты и медиацентр. Два корпуса соединит крытый мост (тёплый переход), который «парит» над рекой Миасс.
Картинка заманчивая, но есть одно «но». Если инвестора так и не найдут, а бюджетное финансирование иссякнет, вместо архитектурного чуда город получит очередной недострой. Мало нам котлована Тартаковского на проспекте Ленина, коробки Колесникова во дворе на площади Революции и замороженного бизнес-центра Рогозы у «Малахита»? Эти и другие родимые пятна годами уродуют облик Челябинска. Власти постоянно обещают разобраться с так называемой незавершенкой, но реальных изменений до сих пор нет.
Стройки, которые «забыли» завершить
В Санкт-Петербурге 30 лет не могли достроить отель «Северная корона». Возводить шикарную пятизвездочную гостиницу на 1000 мест начали в 1988 году по заказу Госкоминтуриста СССР. Планировали закончить за два года, но потом начались протесты против сноса соседних зданий, смена архитекторов и собственников. Здание уже было готово на 90%, когда стройка снова остановилась. Отель простоял заброшенным до конца 2018 года, потом его начали сносить.
Ховринскую больницу в Москве начали строить в 1980 году, через пять лет работы заморозили. Многоэтажка с пустыми глазницами и затопленными подвалами, по словам очевидцев, постепенно уходит под землю.
Знаменитый долгострой есть и в Калининграде, это Дом советов в центре города. Его начали строить в 1970 году как 28-этажное здание из двух башен. Вскоре выяснилось, что там непрочный грунт, и этажность уменьшили. Потом кончились деньги, грянула перестройка и приватизация. Скоро будет полвека, как железобетонный монстр возвышается над городом.
Но не только в России есть такие примеры. Так, около 30 лет стоит заброшенным возведённый на 80 процентов 49-этажный небоскреб Sathorn Unique Tower в Бангкоке.
Так рушатся мечты
На пресс-конференции 4 апреля новый глава региона Алексей Текслер признался, что ему не нравится объём финансирования стройки конгресс-холла из казны.
— Не хотел бы говорить об архитектурных особенностях. <...> Там очень приличная цена вопроса — два десятка миллиардов рублей — примерно такие оценки. На мой взгляд, это очень накладно для бюджета. Это меня беспокоит в настоящий момент, — сказал врио губернатора.
В середине апреля пошли разговоры о том, что концепция конгресс-холла «Крылья» изменится. Замгубернатора Челябинской области Сергей Шаль сообщил о возможном сокращении размеров концертного зала, изначально рассчитанного на 3,5 тысячи человек, а также внешнего облика здания.
8 апреля в Челябинске на стройке конгресс-холла произошёл пожар. 74.ru в режиме онлайн собрал всю информацию о происшествии. В тот же день рабочие и МЧС озвучили предварительную причину возгорания. Директор партнёрства «Конгресс-холл» Виталий Передерий заявил тогда, что происшествие на сроках строительства и бюджете проекта никак не скажется.
Но надо сказать, что судьба здания-моста начала рушиться раньше. В конце февраля челябинский конгресс-холл «Крылья» получил положительное заключение госэкспертизы. Но проект немного изменили: здание лишилось открытого прогулочного моста — переход с одного берега на другой будет по этажам конгресс-холла. Проектная документация заняла 300 томов (это больше, чем у проекта челябинского метро. — Прим. ред.). И тогда же, в феврале, на строительство здания-моста заявились две компании: АО «Производственное объединение Монтажник» (Магнитогорск) и АО «Енигюн Иншаат Санайи Ве Тиджарет» (Турция). Но обе компании из-за нарушения требований не допустили к конкурентным переговорам.
В конце марта переговоры по выбору подрядчика для строительства общественно-делового центра на берегу реки Миасс признали несостоявшимися во второй раз.
Хотите поделиться информацией о строительстве объектов к саммиту ШОС и БРИКС? Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.