В Челябинске после Нового года закроется магазин крупной федеральной сети парфюмерии и косметики «Иль де Ботэ». Она входит в тройку продавцов подобной продукции в России. Это последний из нескольких фирменных бутиков, когда-то работавших в нашем городе. Решение приняли в головном офисе парфюмерно-косметической сети. По мнению экспертов, уход одного из лидеров рынка связан с падением покупательской способности челябинцев, сужением спроса в премиум-сегменте и ростом онлайн-продаж.
В 2020 году один из лидеров российского рынка парфюмерно-косметической продукции «Иль де Ботэ» уйдёт из Челябинска. Единственный бутик в торгово-развлекательном комплексе «Горки» доживает последние месяцы — после отработки предновогоднего бума продаж магазин закроют. Здесь уже перестали выдавать подарочные карты.
— Да, мы работаем до 7 января, а потом закрываемся. Так решила компания в Москве, — подтвердили 74.RU в самом бутике. — Жалко, конечно. Подарочные карты уже не продаём. Если у вас такие есть, рекомендуем использовать карты до этого времени. Потом купить товары по ним можно будет в магазинах нашей сети только в других городах.
Ближайшие к Челябинску бутики, которые продолжат работу в 2020-м, находятся в Екатеринбурге и Магнитогорске. Представители сети «Иль де Ботэ» также говорят, что нужно обратить внимание на срок выдачи карты — многие из них действуют до конца 2019 года.
В период расцвета рынка в Челябинске работали три бутика сети «Иль де Ботэ». Но постепенно количество магазинов, торгующих под этим брендом, сокращалось. Сначала закрылся фирменный салон в торговом центре «Молния» на улице Труда. Весной этого года прекратил работу отдельно стоящий магазин на Ленина, 48.
74.RU направил запрос в головной офис компании «Иль де Ботэ» с просьбой прокомментировать закрытие магазина в Челябинске. К моменту выхода статьи ответ на него не поступил. Впрочем, представители сети и ранее отказывались говорить на такие темы.
— Мы не даём комментарии о причинах закрытия магазинов, — сообщили 74.RU в головном офисе сети «Иль де Ботэ» весной этого года, когда закрывали фирменный бутик в центре Челябинска.
Тогда эксперты и сами работники сети говорили, что посещаемость в отдельно стоящем магазине меньше, чем в торговых центрах. Неслучайно выбор был сделан в пользу бутика, расположенного в ТРК «Горки».
Сеть магазинов парфюмерии и косметики «Иль де Ботэ» основана в 2001 году. Входит в состав компании SEPHORA (французская группа Moet Hennessy Louis Vuitton) и насчитывает 116 магазинов. По выручке «Иль де Ботэ», по данным Rbc.ru, занимает третье место среди ритейлеров в этой сфере на российском рынке. Уступает лишь компаниям «Л`Этуаль» и «Рив Гош».
Представители несетевых розничных магазинов, торгующих парфюмерно-косметическими товарами, главную причину ухода «тяжеловесов» видят в падении жизненного уровня покупателей.
— Вообще не понятно, как они выживали с такими ценами в последние годы, — удивляется частный предприниматель, которая за последний год закрыла два из четырёх отделов по продаже косметической мелочевки. — Спасают только сезонные всплески — перед праздниками. А летом даже шампуни с кремами плохо берут. Об уходовой косметике или духах вообще молчу...
По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, каждая жительница нашей страны ежегодно тратит на средства для красоты 192 $. А сам рынок косметической продукции в РФ — на четвёртом месте в мире. С начала 2000-х тройка крупнейших ритейлеров косметики и парфюмерии была неизменна — «Л`Этуаль», «Рив Гош» и «Иль де Ботэ». Но по итогам прошлого года впервые на первое место вырвался «Магнит Косметик». Конечно, последняя сеть относится не к специализированным парфюмерно-косметическим ритейлерам, а к так называемым «дрогери» — продавцам недорогой косметической продукции, бытовой химии и товаров повседневного спроса. Но так как число люксовой парфюмерной розницы стремительно снижается, а «дрогери», наоборот, растёт, эксперты вынуждены считать их вместе.
— Отрасль в целом находится не в самом лучшем состоянии. Многие международные ритейлеры уходят из России. Причины на виду — снижение доходов, высокая инфляция, отсутствие ясных перспектив. В итоге продажи начинают сокращаться или смещаться в другую нишу. В нашем случае — туда, где цены ниже, — отмечает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
По итогам прошлого года отечественный рынок парфюмерии и косметики оценивался почти в 800 миллиардов рублей. Исследователи M.A. Research приводят цифру 780 миллиардов, аналитики РБК говорят о 772 миллиардах рублей. При этом эксперты акцентируют, что основным драйвером развития были как раз сети «дрогери» — 75% рынка. Кстати, «Л`Этуаль» также решила сосредоточить усилия на этом направлении. В конце октября представители компании подали ходатайство в Федеральную антимонопольную службу о разрешении приобрести сеть «Подружка». Последняя насчитывает 250 магазинов в разных городах России и ориентирована на низкий ценовой сегмент.
— Российский парфюмерно-косметический рынок в значительной мере зависит от импорта сырья и готовой продукции. Продолжилась консолидация рынка сетевого парфюмерно-косметического ритейла, причём рост происходил за счёт региональной экспансии сетей «Магнит Косметик» и «Улыбка Радуги», а также за счёт повышения рентабельности магазинов и увеличения объёма продаж через собственные интернет-магазины, — отметили авторы исследования M.A. Research. — Сети супермаркетов в последние три года растут медленнее дрогери, что обусловлено снижением трафика покупателей за счёт перехода в более дешевые магазины или в интернет-магазины.
В марте владельцам екатеринбургской сети «Золотое яблоко», один из магазинов которой работает в Челябинске, пригрозили банкротством.
В прошлом году бьюти-блогер Андрей Петров написал заявление в полицию об избиении и похищении 100 тысяч рублей. Всё это, по его словам, произошло в челябинском магазине косметики.
Знаете, где открывается новый магазин или готовят площадку под торговый объект? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.