Коронавирус ударил по многим сферам бизнеса, и общепит — среди наиболее пострадавших. Рестораны и кафе закрыли одновременно с ТРК, разрешив работать только в формате доставки или навынос. Потоки заказов и доходы упали, пришлось отменять брони на юбилеи и корпоративы. Какие варианты сохранения бизнеса удаётся найти челябинским рестораторам — в материале 74.RU.
— На доставку мы перешли примерно в конце марта, — рассказывает управляющая сети ресторанов Юлия Вострецова. — Закрылись в субботу уже, буквально за день пришлось всё отменить. У людей были свадьбы, банкеты! Люди переносили, кто-то забирал доставками. Пытались как-то выйти из этой ситуации.
С Юлией мы встречаемся в одном из ресторанов сети в центре города. Для посетителей он не работает, дверь заперта изнутри. И, чтобы попасть туда, мы заранее договаривались о встрече. Внутри полумрак, сотрудников можно пересчитать по пальцам.
— Администраторы, управляющие сейчас просто принимают заказы, они на приёме звонков. Повара также готовят. Отвозят заказы и директор, и помощник директора. Корпоративные [заказы] шеф-повар у нас ещё развозил — уже три человека. Старались просто не за счёт такси, а привлечь тех, кто на своём транспорте, — объясняет Юлия. — У нас семь ресторанов, это огромное количество сотрудников, поэтому не было смысла [в найме новых людей], даже речи не шло о том, чтобы кого-то привлекать со стороны, постарались своих людей по максимуму задействовать.
Доставка в этой сети была и раньше, но большинство клиентов предпочитали всё-таки визиты в ресторан. А теперь количество звонков с просьбой привезти блюда из меню выросло в разы.
— Доставки начинаются с 12 — и до 9 часов вечера. Чаще всего, если один работаешь, то в 12 приезжаешь, к обеду, — рассказывает нам сотрудник ресторана Сергей Ведющенко. — Бывает, люди даже заранее звонят, к определённому времени просят привезти: «В 12 надо, чтобы уже была доставка». Бывает, чуть позже [приезжаем], бывают какие-то перерывы. Например, к обеду заказали, а потом час-полтора может не быть, и снова к вечеру заказы.
Сергей в этой сети работает помощником директора. Раньше занимался хозяйственными вопросами, ремонтами и оборудованием, наймом рабочих, а теперь трудится на передовой — доставляет клиентам обеды и ужины.
— У нас рестораны в разных частях города расположены, очень часто я их в течение дня проезжал, но сейчас намного больше езжу, — признаётся Сергей. — Сейчас нужно на ЧМЗ отвезти, потом вернуться за очередным заказом — и в новую точку.
— Сколько километров намотали? — спрашиваю я.
— Точно не засекал, — пожимает Сергей плечами. — Но в день не меньше 100 километров. Тяжело, конечно, целый день.
Так много, рассказывает челябинец, раньше ему ездить не приходилось. Разве что в отпуск, на юг — до Сочи или Геленджика.
— Сравнимо? — уточняю я.
— Нет, — смеётся Сергей. — Там едешь, наслаждаешься природой, смотришь на какие-то виды красивые. А тут? Это ритм однообразный. Путешествия совсем по-другому проходят.
Готовы были бы пойти курьером, чтобы иметь доход на время пандемии?
Из всей сети ресторанов сейчас работает только один. Остальные ушли на самоизоляцию.
— Сейчас мы ещё на Молодогвардейцев пробуем запуститься. Там работает офис, люди работают, и мы хотим попробовать навынос работать, — рассказывает управляющая Юлия Вострецова. — Возможно, в этом будут официанты участвовать. Мы просто возле выхода будем отдавать заказы, скорее всего (пока это ещё в процессе запуска).
Этот же ресторан должен будет обслуживать и ближайшие микрорайоны. Главное — чтобы были заказы.
— Первое время было просто огромное количество заказов, не как обычно. Бывало и по 30, для нас это много. Сейчас в среднем около 10 доставок, — объясняет Юлия. — С каждым объявлением того, что продлевается карантин, количество заказов уменьшалось.
Здесь не скрывают, что ситуация в общепите сейчас сложная, но называть сумму убытков не спешат.
— Конечно, у любого ресторана есть продукты скоропортящиеся, которые пришлось практически сразу выкинуть, — говорит управляющая.
А вот вопрос со средствами защиты для курьеров, поваров, администраторов решился довольно быстро.
— Пока хватает, своими силами обходимся. Небольшое количество людей у нас сейчас работает. У кого-то родители помогли, кто-то смог купить, у кого-то дома были запасы, — перечисляет Юлия. — Перчаток хватает, мы собрали со всей сети их, со всех ресторанов. Но и масок нам пока хватает.
Сергей работает в тканевой повязке. Говорит, купил несколько штук в первые же дни, когда достать медицинские маски было просто нереально.
— Я приезжаю в ресторан в перчатках, маске. Забираю заказ и так же передаю, привожу к людям. Очень много людей удивляется, что мы так упакованы. Они не готовы. Некоторые даже спрашивают: «А почему в маске?» Хотя уже можно, мне кажется, понять и привыкнуть, — делится Сергей.
— А просят ли оставить еду и отойти подальше? — уточняю я.
— Сколько езжу, такого ни разу ещё не было, — пожимает челябинец плечами. — Люди обычно встречают в домашнем, никто не надевает перчатки и маски. Если офисы заказывают (они редко, но бывают), там тоже клиенты [без защиты] выходят, максимум — в маске.
На один из таких заказов мы отправляемся вместе с Сергеем. До офиса на территории складского комплекса доезжаем из центра буквально минут за 15.
— Сейчас сложнее стало с этим всем, но всё равно заказываем, — признаётся нам клиентка по имени Юлия. — Самоизоляция же, больше времени проводим дома, поэтому мы готовим больше. До пандемии мы ходили примерно раз в две недели именно в ресторан, а сейчас заказываем.
Девушка быстро рассчитывается безналом — буквально за секунду — и забирает пакет. Ни сдачи, ни мелочи, ни лишних контактов.
— Мы стараемся большую часть платежей принимать безналом, чтобы людям это было всё удобнее, чтобы меньше контактировать с деньгами. Но не у всех есть такая возможность. Звонишь, предлагаешь рассчитаться безналом, а они говорят: «Нет, у нас наличные». Никого это даже не настораживает, — делится Сергей. — Очень много среди заказов постоянщиков, люди каждый день ходили. Они привыкли, наверное, к нашей еде. По доставке есть уже тоже постоянные клиенты. Ездишь на одни и те же адреса. Таких — навскидку — уже три-четыре точно есть.
Заказывают доставку из разных районов, рассказывает нам курьер-новичок. Не только жители центра или спального Северо-Запада, но и отдалённые улицы.
— В разные концы города ездим — и Чурилово, и ЧМЗ, АМЗ, ЧТЗ, вечером бывает, что вглубь ЧМЗ, — перечисляет Сергей.
— Это, наверное, самые любимые заказы? — улыбаюсь я.
— Да! — смеётся Сергей. — Минут 40 потом ещё домой едешь. Мы заказы принимаем до 21 часа. Бывало, что уже в 9 часов позвонили и сделали 2–3 заказа. Мы людей предупреждаем, что будет доставка в течение полутора часов и развозим всё это [по готовности]. Соответственно, пока развезём, часов в 11 домой можешь приехать.
Работа курьера, признаётся нам челябинец, никогда не была его мечтой.
— Но что делать? Нужно помогать, — рассуждает Сергей. — Столько продуктов осталось… Жаль, если всё это пропадёт.
COVID-19 ударил по бизнесу
В Челябинске владельцы ресторанов решили поддержать медиков, которые находятся на передовой борьбы с коронавирусом. Заведения уже неделю снабжают горячими ужинами ночных дежурных инфекционного корпуса горбольницы № 8.
Ранее представители этого бизнеса попросили власти умерить аппетиты популярных сервисов доставки — «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Участники рынка направили письмо губернатору Алексею Текслеру, а также собирают подписи под коллективным обращением в антимонопольную службу. Каковы их претензии, читайте в материале 74.RU.
С 28 марта власти приостановили деятельность ресторанов, кафе, баров и прочих мест общепита, в которых есть залы с посадочными местами. Игроки рынка несут прямые убытки.
Президент РФ Владимир Путин анонсировал новый пакет мер господдержки бизнеса в России, и есть весьма любопытные идеи: например, государство будет в первую очередь помогать компаниям, которые сохраняют сотрудников. Вот что думает об этом сам бизнес.
Закрылись из-за коронавируса? Столкнулись с падением заказов, посещаемости и доходов? Нашли оригинальный выход из положения? Ждём ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 932 300-00-74. Телефон службы новостей 700-00-74.