В разгар коронакризиса на рынок Челябинска заходит крупный производитель мороженого — компания «Славица». С прошлого года сибирский производитель активизировал экспансию в регионы России. А нынешним летом киоски с таким названием появились в Челябинске. Как это изменит ситуацию с мороженым и что больше влияет на продажи — коронавирус или аномальная жара, выяснял 74.RU.
С начала лета в разных районах города монтируют киоски новой для нашего города сети — по продаже мороженого «Славица». Часть из них еще закрыта ставнями, другие уже вовсю торгуют. Как выяснил 74.RU, в Челябинск зашёл дистрибьютор крупнейшего продавца мороженого в Восточной Сибири — компании «Славица». Её фабрики расположены в Красноярске и Набережных Челнах, розничные сети — в 22 городах.
— На рынке города мы недавно, развиваем розничную сеть. Мороженое привозим с обеих фабрик — и из Красноярска, и из Набережных Челнов, смотря что требуется по ассортименту. Челябинск интересен компании как город-миллионник. Глобальная задача — организовать сеть из 100 киосков по продаже мороженого. Два десятка уже поставили, до конца года планируем довести число точек до 50, — рассказал 74.RU замдиректора по развитию компании «Славица-Урал» Николай Канищев. — В гипермаркеты мы не заходим, а вот с небольшими заведениями (например, с пекарнями) сотрудничаем. Предлагаем им морозильные камеры для торговли нашей продукцией.
Скорость установки киосков сибирской компании вызвала вопросы у местных предпринимателей, в последнее время столкнувшихся с зачисткой нестационарной торговли со стороны мэрии. Сейчас все места под киоски и павильоны должны распределяться на аукционах. Но «Славица-Урал» в них не участвовала. Как оказалось, проблему выделения земельных участков новый игрок на рынке решил по-другому.
— Мы устанавливаем киоски на частной земле, но по техусловиям города. В архитектуре Челябинска нам выдали требования, которым должен соответствовать киоск, — дизайн, размеры и так далее. Под эти требования мы специально разработали конструкции, изготовили их в Набережных Челнах и привезли сюда, — объяснил Николай Канищев. — Участки под торговые точки выбираем по двум критериям — проходные места и площадки рядом с крупными жилыми массивами.
Фабрика мороженого «Славица» открыта в Красноярске в 1994 году. В 2015 году запущена еще одна фабрика в Набережных Челнах. Сегодня производственные мощности компании составляют 1400 тонн продукции в Красноярске и 720 тонн в Набережных Челнах, в ассортименте — более 120 наименований. Действует розничная сеть киосков по продаже мороженого.
Несколько лет назад компания «Славица» попадала в скандальные ситуации из-за выпуска продукции с провокационными названиями. В 2016 году филиал в Набережных Челнах выпустил мороженое «Обамка», на упаковке которого был изображен темнокожий мальчик с серьгой в ухе (президентом США в то время был Барак Обама. — Прим. ред.). Тогда производителей обвинили в расизме и ухудшении международных отношений. Газета The New York Post написала, что это мороженое является «попыткой компании заработать на прохладных отношениях Москвы и Вашингтона». Проводились проверки антимонопольной службы и прокуратуры. Позже сообщалось о том, что мороженое снято с производства. Однако потом компания запатентовала название и возобновила выпуск скандального мороженого.
В 2017 и 2018 годах «Славица» выпускала еще два вида мороженого с двусмысленными названиями — «Хохол» и «Бедный еврей». На Госсовете Татарстана руководству фабрики сделали замечание и попросили не играть на чувствах людей. Однако, судя по каталогу продукции компании «Славица», мороженое с такими названиями продолжают выпускать.
Вместе с тем «Славицу» в Челябинской области ждет серьезная конкуренция. На Южном Урале работают два крупных производителя мороженого. Группа компаний «Российское молоко» выпускает в Челябинске продукцию под брендом «Первый вкус», а группа компаний «Янус» производит в Троицке мороженое «Росфрост». Также в магазинах города и области торгуют холодным лакомством из других регионов.
В группе компаний «Российское молоко» сообщили, что не комментируют планы конкурентов. Но указали на различия в продукции.
— У «Славицы» немало видов мороженого с заменителем молочного жира. Мы же используем классическую рецептуру, максимально приближенную к советскому ГОСТу, делаем продукт на цельном молоке, сливочном масле. В итоге продукты различаются и по вкусу, а предпочтения у каждого покупателя свои, — отметили в группе компаний «Российское молоко» (торговая марка «Первый вкус». — Прим. ред.). — Сейчас лето, спрос на мороженое высокий, и каждый производитель найдет свою аудиторию.
Рынок мороженого считается высококонкурентным. Несмотря на это, он, по словам экспертов, развивается достаточно быстрыми темпами.
— По потреблению мороженого Россия существенно отстает практически от всех высокоразвитых государств. До этого года (он из-за пандемии и вынужденного карантина может «выпасть» из общей картины) рынок производства мороженого рос примерно на 2,5–3% в год. Правда, в 2017 году «просел» на 5%, зато в 2018-м за счет чемпионата мира по футболу вырос сразу на 10%. Так что появление новых производителей или экспансия федеральных компаний в регионы — вполне естественное явление, — отметил аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Конечно, «Славице» на первых порах придется весьма непросто, отвоевывая свое место под солнцем. Но, вероятнее всего, компании удастся закрепиться на рынке Челябинска.
По словам эксперта, многие крупные производители мороженого федерального уровня заходят в такие регионы, как Южный Урал и Сибирь, с прицелом на экспорт.
— Отечественное мороженое крайне популярно в Китае. Спрос на него там растет рекордными темпами, а, учитывая практически бездонный китайский внутренний рынок, перспективы для поставок мороженого в Поднебесную весьма благоприятны. Так что не удивительно, если в итоге окажется, что и «Славица» пришла в Челябинск с прицелом не только на местных жителей, но и в расчете на экспортные поставки, — добавил Алексей Коренев.
Пик продаж сладкого лакомства приходится на летний период — в жаркую погоду продается в два раза больше мороженого, чем в холодные времена года. В этом году росту продаж способствует аномальная жара, которая наблюдается во многих регионах России, в том числе и в Челябинске. По сведениям оператора фискальных данных «Платформа ОФД», средний чек при покупке мороженого вырос — он составил 86 рублей. Это на один процент больше прошлогоднего.
Таким образом, пандемия коронавируса, которая в целом снизила покупательскую способность россиян, не обвалила продажи мороженого. Наоборот, во время самоизоляции люди стали отдавать предпочтение фасованному мороженому в ванночках или пакетах. То есть перешли с уличного, импульсного спроса на семейный формат. Такую тенденцию отметила главный технолог Союза мороженщиков России Наталья Уткина в интервью изданию DairyNews.ru.
В первом квартале 2020 года из России экспортировано 5,6 тысячи тонн мороженого на 10 миллионов долларов, сообщили в Минсельхозе России. Это на 11,4% выше показателя за аналогичный период 2019 года. Российское мороженое экспортируется в 38 стран мира — в основном в страны СНГ, а также Монголию и Китай. Отечественные производители активно используют советские рецептуры мороженого. За рубежом визитной карточкой нашей страны является пломбир.
По прогнозам синоптиков, аномальная жара в Челябинске сохранится ещё как минимум до конца недели. Мы спросили заведующую терапевтическим отделением Челябинской областной клинической больницы № 2 Ольгу Гузь, как пережить пекло без вреда для здоровья. А для наглядности — объяснили всё на котиках.
Знаете об открытии знаковых объектов в городе? Столкнулись с проблемами из-за погодных аномалий на Южном Урале? Присылайте сообщения, фото и видео на 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23-0000-74.