Пока абоненты Tele2 весь прошлый год наслаждались онлайном и укрепляли тренды цифровизации, мобильный оператор строил новые базовые станции. Чтобы дать клиентам высокий уровень качества связи при бурном росте потребления мобильного интернета в 2020 году, компания расширяла покрытие и увеличивала емкость сети по всей стране. Тренды новой реальности, вызовы и возможности — в интервью с генеральным директором Tele2 Сергеем Эмдиным и директором макрорегиона «Урал» Tele2 Андреем Курдановым.
Больше трафика, больше абонентов
— Телеком-отрасль пережила противоречивый 2020 год. Нельзя сказать, что мы сильно выиграли от прошедшего периода. Но в долгосрочной перспективе из-за того что произошел тектонический сдвиг в сторону цифрового образа жизни, телеком выиграет, бесспорно. Год был непростым. Мы потеряли прибыль по ряду направлений: например, от роуминга вследствие ликвидации компаний-клиентов b2b-сегмента, которые просто исчезли в кризис.
Количество SIM-карт сократилось. Клиенты стали щепетильней относиться к содержимому пакетных тарифов и более рационально подходить к тратам. Самоизоляция привела к интенсивному росту интернет-трафика: люди в режиме удаленной работы, учебы и отдыха стали активнее пользоваться различными онлайн-сервисами. В то же время мы отметили отсутствие связанного с этим роста выручки. Поскольку 95% трафика в Сети генерируют абоненты с пакетными тарифами, которые раньше расходовали включенные гигабайты не полностью, а сейчас используют их до конца.
В целом для Tele2 2020 год оказался сложным, но хорошим. На фоне отрицательной динамики других операторов нам удалось увеличить клиентскую базу на 200 тысяч абонентов. Выросли и финансовые показатели — Tele2 остается, пожалуй, единственным оператором, который продолжает демонстрировать рост выручки, — прокомментировал Сергей Эмдин.
Больше вышек
— 2020 год был годом большой стройки. Мы создавали и модернизировали инфраструктуру более значительными темпами, чем в предыдущие годы. Это вызвано тем, что надо было срочно делать сеть мощнее. Мы установили внушительное количество базовых станций в тяжелый период самоизоляции, несмотря на ограничения. Сегодня, хоть пандемия и пошла на спад, потребность в нашей связи 4G в тех местах, где были построены новые станции, до сих пор сохраняется, — рассказал Андрей Курданов.
«Чтобы быть успешным, ты должен около 20% выручки инвестировать в новое покрытие, в расширение сети там, где трафик растет быстрыми темпами»
SIM-карты исчезнут
— Широкое распространение IoT-устройств, размер которых иногда не позволяет использовать обычную SIM-карту, — новый вызов для телекома. Технически отрасль к этому готова. Массового перехода на виртуальные SIM-карты мы ожидаем уже в 2021–2022 годах, когда услуга по подключению абонентов станет по-настоящему цифровой. Мейнстрим-технология eSIM заменит традиционный пластик и позволит перевести регистрацию абонентов в онлайн. Мы уверены, что клиенты быстро оценят преимущества полностью виртуального подключения, а привычные симки со временем просто исчезнут. Пластик в телефоне — это исторический анахронизм. Если телефон поддерживает новую технологию, можно будет подключиться к сети с помощью eSIM, — объяснил Сергей Эмдин.
Розница Tele2 превратится в экспириенс-комнаты
— Четким трендом 2020 года стало сокращение розницы в телекоме. Монобрендовые точки продаж оказались не востребованы, вектор развития сместился в сторону онлайн-каналов. В 2021–2022 годах профессиональная розница будет развиваться в формате шоурумов или экспириенс-зон. Сюда смогут прийти те, кто хочет что-то потрогать и поизучать, задать сложные вопросы экспертам. А те, кому нужно просто купить SIM-карту, смогут сделать это в продуктовом ритейле, — сообщил Сергей Эмдин.
— За коронавирусный год розничная сеть компании на Урале сократилась примерно на 10–12%. Мы максимально старались сохранить салоны в малых городах, но «почистили» в крупных и при этом сделали их еще более эффективными, — дополнил Андрей Курданов.
5G будет, но не завтра
— С сетями пятого поколения сейчас больше вопросов, чем ответов. Отрасль не договорилась с государством о приемлемом диапазоне частот. Решение, которое пока есть, нас не устраивает, поскольку в диапазоне 4,9 ГГц строить сеть очень дорого. Это будет уникальная сеть под Россию. А любое уникальное масштабное нововведение стоит дорого. Кроме того, нет устойчивого спроса на 5G даже в тех странах, которые запустили эту технологию еще до пандемии в 2019 году. Для пользователей это скорее элемент престижа, а для оператора — возможность частично разгрузить свои сети 4G и перевести долю трафика в новый спектр. Сейчас развитие 5G в России ограничивается созданием пилотных зон, зон тестирования, но не более того. Сеть пятого поколения сначала будет работать не для массового сегмента, а для b2b-отрасли — для аэропортов, заводов, фабрик. Возможно, именно там возникнет первый платежеспособный спрос. Каких-либо инновационных сервисов, которые работают только на технологии 5G, в мире пока нет. Поэтому, хотя Россия и отстает в этой технологической гонке, ничего серьезного не произошло, рано или поздно сеть пятого поколения будет запущена и у нас. Но сначала следует разобраться с частотами и понять, на каком оборудовании будем строить 5G-сеть. Запас временного ресурса для развития 5G еще есть, — добавил в завершение Сергей Эмдин.