Прекратили работать магазины, располагавшиеся на главной улице города — проспекте Ленина, 52 и 67. Разбираемся с экспертами, почему один из лидеров парфюмерного ритейла сокращает присутствие в нашем городе, как пандемия коронавируса повлияла на этот рынок и чего ждать в будущем.
С фасадов зданий, где находились салоны «Л’Этуаль», уже сняли вывески, из помещений вывезли оборудование и товары.
— Это не ремонт, не реконструкция, магазины закрылись окончательно, — подтвердили 74.RU на горячей линии сети «Л’Этуаль».
Совсем из Челябинска крупный игрок на рынке средств для красоты не ушел, как это сделал два года назад его конкурент — федеральная сеть парфюмерии и косметики «Иль де Ботэ». «Л’Этуаль» закрыла отдельно стоящие бутики, но сеть присутствует в торгово-развлекательных комплексах. При этом охватывает практически все районы миллионника — магазины ритейлера работают в семи ТРК.
74.RU направил официальный запрос в головной офис компании «Л’Этуаль» с просьбой прокомментировать причины закрытия магазинов в Челябинске. Там сказали, что обязательно с нами свяжутся. А потом прислали такой ответ.
— Благодарим вас за запрос, комментировать не готовы, — сообщили в пресс-службе сети «Л’Этуаль».
Розничная сеть «Л’Этуаль» действует с 1997 года, в нее входит более 800 магазинов. Основателем был бизнесмен Максим Климов, он скончался в 2013-м. Сейчас сетью управляет ООО «Алькор и Ко», владельцем которого является кипрская компания Letu Holdings. Много лет «Л’Этуаль» была крупнейшим продавцом парфюмерии и косметики в России, но с 2018-го уступила лидерство сети «Магнит Косметик».
Освободившуюся недвижимость уже сдают в аренду, выяснил 74.RU. Оба магазина работали в центре города, на первой линии, то есть в местах с хорошей пешеходной и транспортной доступностью. На проспекте Ленина, 52 «Л’Этуаль» занимала помещение площадью 317,9 квадратного метра. За него теперь просят 365,6 тысячи рублей в месяц. Вторая точка размещалась в районе перекрестка проспектов Ленина и Свердловского — 246,8 квадратного метра сдают в аренду за 288 тысяч рублей. Обе площадки — на первом этаже, с высокими потолками — от 3 до 3,4 метра.
В нашем городе современный формат парфюмерно-косметического ритейла появился в начале XXI века. И «Л’Этуаль» как раз была одним из первопроходцев. Сети делали ставку на товары класса «люкс» и «суперлюкс» — популярные мировые бренды. Челябинцы получили возможность, не выезжая из родного города, приобрести качественную парфюмерно-косметическую продукцию, которая продается в европейских столицах. Расцвет этой отрасли пришелся на первое десятилетие XX века.
Основатель парфюмерной сети «Л’Этуаль» Максим Климов имел некоторое отношение к Челябинску. Именно он в 2003 году стал совладельцем (50 процентов акций. — Прим. ред.) местного завода по производству фармацевтических препаратов «ICN-Полифарм». Американская компания «ICN Фармасьютикал» продала тогда пять принадлежащих ей фармацевтических заводов в России (включая челябинский) и всю аптечную сеть. В 2004 году аптечную сеть ICN и парфюмерную «Л’Этуаль» объединили в компанию — «Алькор». Ее владельцы планировали развивать розничную сеть «Озон», торгующую медикаментами и косметикой по системе самообслуживания. Это был первый заход москвичей на челябинский аптечный рынок, и он, судя по всему, не удался. В 2006-м структуры Климова продали аптечную собственность фармацевтической компании «Протек».
Зачистка рядов на парфюмерно-косметическом рынке связана с падением покупательской способности челябинцев, снижением спроса в премиум-сегменте и уходом потребителей в онлайн, отмечают эксперты.
В прошлом году в разгар пандемии «Л’Этуаль» закрыла 1000 магазинов в России (то есть все торговые точки. — Прим. ред.). На самоизоляцию тогда отправили более 17 тысяч сотрудников. Продажи шли только через интернет-магазин, но он обеспечивал мизерную часть выручки.
— Мы закрыли 1000 магазинов «Л’Этуаль» для того, чтобы уберечь наших клиентов и консультантов от опасных контактов, и выручка компании в настоящее время формируется исключительно за счет интернет-магазина, который обеспечивает около 5% оборота всей сети, — говорилось в официальном сообщении ритейлера. — Компания ежедневно теряет десятки миллионов рублей… Мы рассчитываем на то, что и арендодатели, и банки помогут нам в сложившейся ситуации — ведь мы сохраняем тысячи рабочих мест по всей стране и продолжаем выплачивать заработную плату.
Позже парфюмерные магазины открылись, но падение продаж было слишком сильным. Удар коронакризиса сказывается до сих пор, отметили эксперты.
«Пандемия и последующий рост издержек привели к тому, что содержать отдельные магазины становится всё дороже»
— Это неизбежно влияет на стоимость конечной продукции для потребителя. И, естественно, негативно сказывается на прибыли самих компаний. А вот аренда торговых площадей в крупных торговых центрах себя вполне оправдывает. Арендатор несет куда меньшие расходы по сравнению с владением собственным магазином. Да и поток покупателей в торговых центрах неизмеримо выше. Люди зачастую приходят в ТЦ и ТРК, чтобы провести там значительную часть свободного времени и посетить сразу несколько интересующих их магазинов и центров развлечений. И нет сомнений, что немалая часть таких посетителей заглянет в магазины косметики и парфюмерии, — объяснил аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Так что с экономической точки зрения сокращение собственных торговых площадей в пользу арендуемых в крупных и популярных торговых центрах вполне очевидно. По крайней мере, сегодня такой подход выглядит вполне логичным.
Между тем представители парфюмерно-косметической сети «Золотое Яблоко» не видят никаких проблем в таком формате. А в структуре этого ритейлера много отдельно стоящих магазинов.
— «Золотое Яблоко» — сеть флагманских парфюмерно-косметических супермаркетов, самых успешных в России. Мы планируем дальнейшее развитие в городах-миллионниках и не собираемся менять формат работы магазинов, — сообщили 74.RU в пресс-службе «Золотого Яблока».
Парфюмерно-косметический рынок относится к наиболее пострадавшим сегментам розничной торговли. Именно здесь наблюдаются самые большие падения объемов продаж — до 10% по итогам прошлого года. Худшие показатели были только у торговли одеждой, отметили эксперты.
«Удар по парфюмерно-косметическому рынку нанесен тем, что покупатели в принципе стали реже использовать эту продукцию. Потому что меньше поводов»
— Многие сети сейчас пересматривают стратегию, проводят оптимизацию. «Л’Этуаль» в Челябинске пришлось принимать достаточно непростое решение. В других регионах мы чаще видим, что сети изменяют локации объектов наоборот — уходят из ТРК. Потому что многие торговые центры попали под различные ограничения. В то же время магазин в стрит-ритейле сейчас обходится гораздо дороже. Поэтому ритейлеры стоят перед выбором «плохого» или «очень плохого» решения, — объяснил генеральный директор INFOLine Иван Федяков. — Существенный удар по парфюмерно-косметическому рынку нанесен тем, что покупатели в принципе стали меньше использовать эту продукцию. Потому что стало меньше поводов — люди реже ходят на общественные публичные мероприятия, меньше устраивают праздников. Даже банальное изменение режима работы: ушли на удаленку — а дома можно не краситься.
Важный фактор, влияющий на расклад сил на рынке, — рост онлайн-торговли. По данным INFOLine, по итогам прошлого года доля онлайн-продаж на парфюмерно-косметическом рынке достигла 17%.
— Покупатели распробовали онлайн-заказы, в том числе трансграничные. Периодически бывают волны популярности косметики из тех или иных регионов и стран. Например, сейчас популярна корейская косметика. А современные технологии позволяют купить такие товары напрямую, — добавил Иван Федяков. — Поэтому всё это «вымывает» покупателей из обычных магазинов. Потребители могут не уменьшать объемы покупок, но делать это по-другому, без физических походов в магазины.
А вы где покупаете духи и косметику?
Насколько в дальнейшем сохранится тенденция вымывания отдельных бутиков, эксперты сказать затруднились.
— Многое будет зависеть от ситуации с пандемией, восстановлением мировой и российской экономики, ростом или возможным снижением в случае негативного сценария доходов населения и так далее, — указал Алексей Коренев.
Снижение покупательской активности, скорее всего, уже не восстановится, это не временные явления, а фундаментальные процессы, уверен гендиректор INFOLine.
— Потребитель стал другим, торговле необходимо адаптироваться к новому формату жизни, выстраивать новые бизнес-модели. Поэтому мы и наблюдаем некие перестроения, в том числе в стрит-ритейле, — заключил Иван Федяков.
Продажи большинства видов косметики упали на 10–26% в прошлом году. Но общий объем реализации косметических средств по итогам коронакризисного года вырос на 1,4%, подсчитали аналитики BusinesStat. «Спасителем» стал крем для рук. Во время пандемии люди чаще мыли руки или протирали их санитайзерами. В итоге для восстановления кожи им пришлось больше покупать кремов для рук. Но дальнейший рост будет сдерживаться сокращением населения и невысокой платежеспособностью, указали эксперты BusinesStat.