Первое заведение паназиатской кухни в городе дорабатывает последние недели и в скором времени прекратит работу. Владельцы помещения уже ищут нового арендатора. Информацию об этом 74.RU подтвердили директор заведения и собственник помещения. Эксперты среди причин, приведших к этой ситуации, называют последствия пандемии коронавируса, низкую платежеспособность челябинцев и запрет кальянов.
«За 11 лет работы концепция уже изжила себя»
— Да, мы приняли решение о закрытии ресторана, но пока конкретных сроков нет. Еще месяц мы работаем точно. Наш ключевой специалист, носитель кухни, приглашенный шеф-повар из Непала, уехал на родину. Да и в целом за 11 лет работы концепция уже изжила себя, поэтому подумали и решили закрыть ресторан, — объяснила директор ресторана Karma Анастасия Хамрабаева. — Такие решения принимаются не за один день. Давно уже речь об этом шла внутри компании.
Пару месяцев назад знаковое для Челябинска заведение — ресторан Karma — лишился летней веранды. Но, по словам Анастасии Хамрабаевой, это не связано с грядущим закрытием заведения.
— Просто наложилось одно на другое. Та же самая пандемия — не то чтобы приблизила это решение, но она повлияла на весь ресторанный рынок, — добавила директор ресторана. — Что касается возможного переезда в другую локацию, пока не могу однозначно ответить.
«Карма» в переводе с санскрита означает «действие», «поступок», «дело». Это одно из центральных понятий в индийской философии и религиях, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
Первый в Челябинске ресторан паназиатской кухни Karma открылся в марте 2010 года. Он занял площадку бывшего заведения ЧПЗ (сеть спорт-баров «Честное питейное заведение» Дмитрия Модестова. — Прим. ред.). Ресторан разместился в подвальном помещении площадью 300 квадратных метров, был рассчитан на 80 посадочных мест и сориентирован на средний ценовой сегмент. Основа паназиатской кухни — блюда Малайзии, Таиланда, Сингапура, Индонезии, Японии, Китая и Индии, видоизмененные и трансформированные на европейский манер.
— Паназиатская кухня — одно из наиболее динамично развивающихся направлений мирового рынка. Авторское меню разработано приглашенными поварами из Индии и Непала. Они имеют богатый опыт работы в известных ресторанах и отелях в курортных зонах Азии и Ближнего Востока. В Karma единственный в городе индусский тандыр. Это специальная глиняная печь, где на углях готовят мясо, рыбу, морепродукты и лепешки, — представлял новый проект гендиректор холдинга «Рестостар» Олег Иванов.
Азиатскую специфику отразили и в интерьере заведения. На входе гостей встречала статуя индусского божества, повсюду элементы индусской, арабской и тайской культуры.
Группу «Рестостар» основал бизнесмен Олег Иванов. В 2014 году он передал права на управление ресторанами дочери Екатерине Кханбхай. Сейчас компания существует как команда единомышленников, воплощающая в жизнь различные проекты в ресторанном бизнесе. Под брендом «Рестостар» действуют 12 заведений — рестораны «Счастье», Family Grill, две «Мананы Мама», две «Журавлины» (на Кирова и Коммуны), два Papa Carlo (на Свободы и Коммуны), Belochka и Karma, а также стритфуд Curry Up (на «Белом рынке») и кафе «Солянка» в торговом комплексе «Никитинский».
Позже напротив ресторана открыли летнюю веранду Karma, которая вмещала до 80 гостей. Правда, летник постоянно преследовали неурядицы. В сентябре 2015 года веранда Karma сгорела практически полностью. Рестораторы отстроили ее заново. Причем сделали довольно прочную конструкцию, в которой можно было принимать гостей с ранней весны до поздней осени. Но месяц назад веранду пришлось снести по требованию энергетиков из-за ремонта теплотрассы. Судя по всему, это стало последней каплей в принятии решения о закрытии ресторана.
В компании «Проспект» (владелец помещения. — Прим. ред.) подтвердили, что ищут арендатора на эти площади.
— С текущим арендатором — рестораном «Карма» — завершаем арендные отношения. Мы сотрудничали много лет, расстаемся без конфликтов. В период пандемии мы снижали арендную плату, чтобы снизить финансовую нагрузку на арендатора. Сейчас вернулись к прежним условиям аренды, — рассказали 74.RU в компании «Проспект». — Поиск нового арендатора только начали. Ставку делаем на ресторанный бизнес, так как помещение профильное и находится в удобном месте — центр города, первая линия. Но могут рассматриваться и варианты из других областей.
Ресторанный бизнес переживает трудное время, это общероссийская тенденция, подчеркнули эксперты.
«Сначала тотальный локдаун. Затем жаркое лето, когда горожане разъезжаются по базам отдыха и дачам либо отдают предпочтение летним верандам»
— А летники, учитывая градостроительные нормы, может себе позволить далеко не каждый ресторан, — отметил директор ресторана и отеля «Царский двор», председатель комитета по содействию развитию туризма в региональной общественной организации «Опора России» Юрий Звонков. — Плюс нехватка кадров, пожалуй, самая острая за последние пять лет, которая приводит к ухудшению качества обслуживания. Также по рентабельности бьют растущие цены на продукты, топливо, строительные и отделочные материалы, оборудование и запчасти. При этом низкая платежеспособность населения не позволяет поднять средний чек.
Весь сегмент услуг понес в пандемию достаточно тяжелые потери. А уж сектор общественного питания пострадал особенно сильно. Карантинные ограничения, снижение доходов населения существенно ударили по посещаемости ресторанов, кафе и закусочных.
— При этом те, кто оказывал более универсальные услуги, связанные с питанием, и сумел быстро организовать продажу блюд навынос, пострадали меньше. Массовые закусочные мировых брендов, такие как McDonalds, KFC, Burger King, продолжали пользоваться спросом практически в течение всего периода действия карантинных ограничений. Они имели возможность реализовывать свою продукцию, минуя торговые залы (навынос или через систему продажи в автомобили), их ассортимент более универсален и востребован. И за ними стоят материнские компании мирового уровня, которые имеют ресурсы для того, чтобы поддержать свои точки продаж в трудные времена, — акцентировал аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Узкоспециализированные заведения, тем более предлагающие услуги питания строго в помещении, подобной гибкостью не обладают.
«После запрета кальянов большинство ресторанов, предлагающих такой вид досуга, оказались или обречены, или были вынуждены срочно менять профиль»
— Так что нет ничего удивительного в том, что ресторан паназиатской кухни с кальянной Karma не пережил пандемию, — добавил Алексей Коренев.
В городе остается немало топовых мест, которые по-прежнему держат марку.
— Но и в таких заведениях всё чаще можно увидеть молодого официанта с дрожащими руками, которого кинули сразу в бой. Гости в таких ресторанах оставляют хорошие чаевые, поэтому молодежь старается работать в таких местах, игнорируя предложения по работе менее популярных заведений, — указал Юрий Звонков. — Кадровый дефицит — это, конечно, временная тенденция. Однако она сильно усложняет жизнь многим ресторанам и кафе уже сегодня.
Что касается дальнейших прогнозов, то эксперты единодушны — давать их сейчас крайне затруднительно. Никто не знает, что дальше будет с распространением коронавируса, будут ли новые масштабные волны заболевания, какие результаты принесет в итоге вакцинирование, придется ли вводить новые локдауны или хотя бы ограниченные карантинные меры.
— Диапазон возможных сценариев просто огромный. Единственный плюс, который сейчас можно отметить: те из точек питания, кто выжил, научились работать в новых для них и достаточно сложных условиях. Так что в случае обострения карантинной обстановки немалая часть кафе и ресторанов окажутся уже готовы к такому развитию событий, — резюмировал Алексей Коренев.
С начала пандемии в Челябинской области закрылось 200 кафе и ресторанов, в том числе 144 в Челябинске. По данным бизнес-омбудсмена Александра Гончарова, всего в регионе насчитывается 4,2 тысячи предприятий общественного питания. Большинство из них, 94 процента, представляют собой микропредприятия со штатом 15 человек.