Временное руководство «АСКО-Страхования» уведомило беременных сотрудниц об увольнении за несколько недель до начала декретного отпуска. Кадровые решения — следствие отзыва лицензии у компании в декабре прошло года, но, по версии обратившихся в редакцию 74.RU будущих матерей, остальных работников их подразделения переводят в новое ООО. Если увольнение состоится, они окажутся безработными к началу декрета, а значит, не смогут претендовать на социальные выплаты государства.
Никто вас не просил рожать?
Бухгалтер-кассир Инна, работавшая в компании 4 года, рассказывает:
— 3 декабря у «АСКО-Страхования» отозвали лицензию, но мы продолжали ездить на работу, и вскоре нас попросили составить список льготных сотрудников, якобы чтобы избежать незаконного увольнения. Мы с коллегой предоставили документы о нашей беременности и успокоились. Вскоре появилась информация, что «АСКО-Страхование» банкротится и что в этом случае они имеют право нас уволить. И в конце декабря мы получили уведомление, что с 19 марта будем уволены по сокращению штата.
В уведомлении, которое есть в распоряжении редакции, указано: «Трудовой договор, заключенный между вами и ПАО «АСКО-Страхование», будет расторгнут 18 марта 2022 года в связи с сокращением штата работников организации с предоставлением всех гарантий и компенсаций согласно трудовому законодательству». Другими словами, причиной увольнения называется сокращение штата, а не ликвидация компании, которая пока только в планах.
Инна рассказывает, что остальных сотрудников перевели в новое ООО, которое будет работать по агентскому договору с другой компанией (по нашей информации — «Югория»).
— А нас в новый штат никто не берет, потому что мы в положении, — убеждена Инна. — Нам прямым текстом об этом не говорят, но, когда задаешь вопросы, передают через других людей: мол, вы нам не нужны. Хотя декретные деньги организация платит не из своего кармана, им всё компенсирует фонд социального страхования, и для чего это крохоборство, вообще непонятно. Нам нужно буквально месяц спокойно доработать, мы даже не претендуем на то, чтобы вернуться потом в эту компанию, мы понимаем, что больше здесь не нужны. Но чисто по-человечески, знаете, как обидно: нас выгоняют, как кошек подзаборных...
Инна пыталась найти другую работу, но ее положение уже слишком заметно, поэтому работодатели к ней прохладны. Женщина обзвонила все организации, включая фонд социального страхования и трудовую инспекцию, и ответ везде был одинаковым — выплаты начисляются только работающим.
Ее коллега, офис-менеджер Марина, работала в «АСКО-Страховании» пять лет, и, по ее словам, из-за нервотрепки последнего месяца потеряла сон:
— Обидно, что, не будь мы обе в положении, нас бы тоже взяли в штат новой ооошки, а так нас просто выставляют на улицу, — расстраивается она. — Это меня так задевает, что я с декабря в состоянии жуткого стресса. Мне уже сны снятся, как они нас выгоняют. Я не хочу связываться с ними, у меня жуткий осадок, я просто по-человечески не понимаю, почему с нами так.
Декрет у Марины начинается 4 апреля, через две недели после увольнения, и она также остается без социальных выплат.
— Мы куда только ни обращались, даже Путину на сайт писали. Нам пришел ответ, что, действительно, если будет ликвидация, по закону вы ничего не получите, — переживает она.
Марину также уведомили об увольнении в связи с сокращением штата, а не ликвидации компании, то есть законность такого шага под вопросом. В уведомлении упоминается, что обеим женщинам выплатят причитающиеся по закону компенсации, в частности, двойную или тройную (при определенных условиях) зарплату, но и тут всё оказалось непросто:
— Там целый квест! — восклицает Марина. — В службе занятости нам сказали, что мы обязаны с 19 марта встать на учет, потом две недели ждать, потом еще доказать, что нигде не работаем. А третий оклад платится в исключительных случаях, и нам ради этого придется обивать пороги и собирать справки на седьмом месяце беременности — это издевательство! Я после этого так расстроилась, что мне плохо стало!
Что ответили временные управляющие «АСКО-Страхования»
После отзыва лицензии прежнее руководство компании было отстранено от дел. Банк России назначил временных управляющих — Агентство по страхованию вкладов (АСВ). В ответ на наш запрос в АСВ ответили, что на момент подготовки уведомлений временная администрация не располагала информацией о беременности работниц.
— При наличии предусмотренных законодательством льгот, запрещающих увольнение в связи с сокращением штата, о которых работодатель не располагает информацией, работникам необходимо письменно сообщить об этом работодателю и представить подтверждающие документы, — ответили в АСВ. — Таким образом, уведомления об увольнении в связи с сокращением штата работников, относящихся к указанным в статье 261 ТК РФ категориям, в том числе данных работников при предоставлении ими подтверждающих документов, автоматически утрачивают свою силу.
В компании подтвердили, что действительно сокращают штат работников ввиду скорой ликвидации или банкротства предприятия.
— Информацией о переводе каких-либо работников страховой организации в другую организацию временная администрация не располагает, — добавили в АСВ.
Если верить сказанному, уведомления, полученные обеими женщинами, должны быть аннулированы после предоставления ими документов, подтверждающих беременность. Мы передали им эту информацию и продолжим следить за историей.
Небыстрое правосудие
Юрист компании «Филатов и партнеры» Денис Фальков считает, что увольнение изначально выглядит незаконным:
— Увольнение беременных по инициативе работодателя возможно только в случае ликвидации компании, о чем прямо говорит статья 261 Трудового кодекса РФ, но никак не по причине сокращения.
Статья 261 Трудового кодекса. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Юрист предполагает, что, поскольку банкротство — процесс длительный и может занять много месяцев, в данном случае работодатель решил расстаться с беременными сотрудницами заранее. По мнению Дениса Фалькова, особенных рисков для временного руководства «АСКО-Страхования» подобный шаг не несет:
— Временное руководство может, например, заявить, что не знало о беременности сотрудниц, и бывали прецеденты, когда уже в процессе судебных заседаний этот факт прояснялся и работодатель отзывал свой приказ об увольнении. Что касается судебных перспектив, то в течение месяца можно оспорить и уведомление об сокращении, и само сокращение, которое состоится в марте. Перспективы выиграть это дело хорошие, но проблема в сроках: судебные разбирательства займут порядка трех месяцев, если работодатель будет оспаривать решение — то пять месяцев. К тому моменту компания уже может быть обанкрочена, и беременные сотрудницы попадут во вторую очередь кредиторов. Шансы выиграть дело есть, но это долго.
Если заплатите 30 тысяч...
Перспективы судиться обеих женщин, скорее, угнетают:
— Конечно, если увольнение незаконно, мы, наверное, обратимся в суд, — говорит Марина. — В трудинспекции нам дали контакты адвокатской конторы, мы поехали туда, нам говорят, мол, не переживайте, всё выплатят. Потом они куда-то позвонили и говорят: ничего вам не положено, но если вы заплатите нам по 30 тысяч каждая, мы начнем направлять претензии. Мы с Инной переглянулись: откуда у нас 30 тысяч? Декабрь почти нерабочий был, мы копейки получили.
После отзыва лицензии в начале прошлого декабря сотрудники были временно отключены от информационных систем, поэтому не могли работать в полноценном режиме. Это сильно ударило по их доходам:
— У меня оклад 6500 рублей, а поездка на работу — 14 километров, — объясняет Марина. — В декабре, когда работать мы фактически не могли, я больше тратила на обеды и транспорт, поэтому с 16 декабря пришлось брать отпуск без содержания. Да, сейчас мы возобновили работу, но знаете...
«Никакого желания вкалывать на директоров, которые плевали на нас!»
Банк России отозвал лицензию у «АСКО-Страхования» 3 декабря 2021 года, что стало шоком для многих: одна из сотрудниц компании и ее муж умерли в шлейфе этих новостей. Проблемы возникли и у многочисленных клиентов компании, которая доминировала на челябинском рынке автострахования: процедура получения выплат усложнилась.
Сами сотрудники характеризовали компанию «АСКО-Страхование» как социально ориентированную компанию и заботящуюся о своем персонале. В конце года стало известно, что под сокращение попадут более 500 работников организации.