В Челябинске и области началось массовое закрытие магазинов «Дикси». Уже сняли вывески с части супермаркетов в Тракторозаводском, Металлургическом и Ленинском районах. На смену им через полгода придут торговые точки сети «Магнит». Об этом 74.RU сообщили в пресс-службе компании «Магнит». Разбираемся с экспертами, что стоит за ребрендингом одного из пионеров российского ритейла, как это отразится на покупателях, персонале, поставщиках и рынке в целом.
Распродажи и двери на клюшку
Магазины шаговой доступности «Дикси», которые еще недавно можно было встретить в каждом микрорайоне, закрываются один за другим. Сначала пустеют полки, потом — временное закрытие на ревизию и, наконец, прекращение работы и снятие вывески.
— Магазин на Дзержинского, 104 работал весь Новый год. Неделю назад, когда мы туда пошли, оказался закрытым с соответствующим объявлением и снятием вывески. Попыталась в соцсетях уточнить, в ответ — тишина. Почему в официальных сетях не могут дать ответ, что с магазином? — забеспокоилась читательница 74.RU. — Специально заехали на Энергетиков, 65 — там распродают остатки, молочки толком нет. На кассе мы спросили: «Вас закрывают?» Говорят: «Да». — «На ремонт или навсегда?» В ответ — тишина.
Жители Ленинского района по привычке идут к магазину на Дзержинского, 104 — он находится в центре, рядом с местным рынком и пользуется популярностью у покупателей. Вывески здесь уже нет, на дверях — лист бумаги с надписью «Магазин закрыт». О «Дикси» напоминают лишь фирменный оранжевый цвет и рекламный плакат в окне.
— А я заходил сюда дней 10 назад — магазин был закрыт на ревизию. Не думал, что всё так серьезно, решил, что это только на день, — вспомнил один из покупателей, стоящих перед закрытой дверью.
По словам продавцов соседнего «К&Б», «Дикси» закрылся несколько дней назад, а после ремонта на его месте появится «Магнит».
Как выяснил 74.RU, точечные закрытия магазинов «Дикси» происходили в октябре прошлого года в Металлургическом районе. Например, прекратили работу торговые точки в районе ДК ЧМК и в здании бывшего «Чиполлино». Жители ЧТЗ сообщили, что у них рядом с домом тоже недавно закрылся «Дикси», а через некоторое время заработал «Магнит». Осенью закрылся последний магазин «Дикси» в Кыштыме. В Челябинске временно не работают магазины на Российской, 63 и Молодогвардейцев, 10. И этот список пополняется с каждым днем.
«Дикси» — российский ритейлер. Компанию создал в 1998 году предприниматель Олег Леонов из Санкт-Петербурга. Сначала она специализировалась на оптовой торговле. В 2007-м сеть из 400 магазинов купила компания «Мегаполис» Игоря Кесаева и Сергея Кациева. В 2019-м в ходе объединения активов «Дикси» вошла в кипрскую компанию «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед». Ее правопреемником стала «Меркурий Ритейл Груп Лимитед»: 51% принадлежал владельцам «Дикси» и «Бристоля» Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, 45% — основателю «Красного&Белого» Сергею Студенникову и 4% — его жене Елене Соболевой. В июле 2021 года «Меркурий Ритейл Груп Лимитед» продала «Дикси» компании «Магнит». Выручка «Дикси» за 2020 год составила 281,4 миллиарда (рост за год на 8,7%), а чистая прибыль — 7,1 миллиарда рублей (рост в 30 раз).
Полгода назад, когда «Магнит» официально завершил сделку, в Челябинске работало 44 магазина «Дикси», в области — 98. Сейчас в городе действует 31 магазин, в регионе — 87 (данные 2ГИС на июль 2021 и январь 2022 года). Таким образом, всего за несколько месяцев сеть «Дикси» на Южном Урале сократилась минимум на десяток супермаркетов, а в Челябинске — и того больше. Что же происходит с одной из крупных и старейших продуктовых сетей России?
Отголоски крупнейшей сделки
Летом прошлого года второй по обороту российский ритейлер «Магнит» приобрел одного из своих конкурентов — «Дикси», — входящего в топ-5 продуктовых сетей России. Под управлением DIXY Holding Limited действовало 2438 магазинов у дома под брендом «Дикси» и 39 суперсторов «Мегамарт». Кроме того, «Магнит» получил 700 грузовиков и пять распределительных центров (складской комплекс, на который поступают товары от производителей или оптовых продавцов. — Прим. ред.). Один из них, Уральский, расположен в Челябинске.
Сделку по продаже «Дикси» оценили в 87,6 миллиарда рублей. По словам экспертов, она стала крупнейшей в истории российского продуктового ритейла.
Поначалу руководство «Магнита» заявило, что не планирует сокращать присутствие в регионах и приобретенные магазины продолжат работать под существующими брендами. Впрочем, сделали оговорку о том, что возможны некоторые корректировки в сетях «Дикси» и «Мегамарт» на позднем этапе.
«Магнит» — первый по числу магазинов и второй по обороту розничный ритейлер в России. В 1994 году компанию основал бизнесмен Сергей Галицкий. В 2018 году он продал свою долю — 29,1% акций — банку ВТБ. В том же году ВТБ продал 11,82% акций Marathon Group (ею владеет Александр Винокуров — бизнесмен, зять министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. — Прим. ред.). В ноябре прошлого года ВТБ объявил о выходе из состава акционеров «Магнита»: 4,9% акций продадут на бирже, остальные 12,4% купит Marathon Group. За 2020 год выручка «Магнита» выросла на 13,3% и составила 1,51 триллиона, чистая прибыль — 37,8 миллиарда рублей (рост на 120%).
Судьба сети «Мегамарт», проданной вместе с «Дикси», не слишком волнует челябинцев. Таких магазинов у нас было мало, последний закрылся еще два с лишним года назад. В конце прошлого года стало известно о грядущем закрытии «Мегамартов» в Свердловской и Тюменской областях. Совсем другая история — с магазинами «Дикси». Они работают в регионе много лет, покупатели к ним привыкли — и к ассортименту, и к ценам.
Что же ждет магазины «Дикси» в стране и в Челябинске, поинтересовался 74.RU у владельца этой сети.
«В Челябинске компания планирует в первом полугодии 2022 года постепенно переформатировать и провести ребрендинг торговых точек "Дикси"»
— Стратегия интеграции бизнеса наших компаний предполагает точечное переформатирование некоторых магазинов «Дикси» в торговые точки «Магнит». Решение по каждому магазину принимается на основании детального анализа. В Челябинске компания планирует в первом полугодии 2022 года постепенно переформатировать и провести ребрендинг торговых точек «Дикси». Это делается ввиду более эффективной логистики и расположения распределительных центров и инфраструктуры «Магнит» в Уральском регионе, — сообщили 74.RU в пресс-службе розничной сети «Магнит». — В основном это будут магазины «у дома» под брендом «Магнит», а также дискаунтеры «Моя цена» и «Магнит Косметик».
Представители ритейлера подчеркнули, что персонал переформатируемых магазинов будет полностью сохранен, а покупатели увидят на прежних местах новые магазины и обновленный ассортимент товаров на полке.
На первом месте — цена
«Дикси» и «Магнит» близки по формату — это «магазин у дома». Сети схожи по наполнению, количеству позиций на полке и аудитории. Как правило, сюда приходят покупатели со средним и ниже достатком, им не столь важно разнообразие, как определенный набор базовых продуктов по умеренным ценам. Поэтому сразу после сделки мнения экспертов о возможном ребрендинге «Дикси» разделились. Одни говорили, что смена вывесок маловероятна. Другие считали, что нет смысла распылять ресурсы и поддерживать оба бренда.
«Яну Дюннингу нужно было успокоить поставщиков, не допустить срывов отгрузки. Да и в одночасье ребрендировать тысячи магазинов физически невозможно»
— Мы видим, что сработала банальная логика: для «Магнита» не представляет ценности бренд «Дикси». Поэтому со временем он уйдет с рынка, а все магазины ребрендируют в «Магнит» либо какой-то из подбрендов. А почему Ян Дюннинг (гендиректор «Магнита». — Прим. ред.) говорил тогда о сохранении бренда, тоже объяснимо. Во-первых, ему нужно было успокоить поставщиков, работавших с сетью «Дикси», не допустить срывов отгрузки товаров в сеть. К сожалению, иногда смена собственников приводит к тому, что ранее заключенные контракты перестают обслуживаться и поставщики остаются с долгами. Такие ситуации на рынке сплошь и рядом, — объяснил гендиректор INFOLine Иван Федяков. — А с другой стороны, у «Дикси» на момент сделки было 2,5 тысячи магазинов, и в одночасье ребрендировать их просто физически невозможно. «Магниту» необходимо обновлять и свои магазины, обычно этот процесс затрагивает по 1000–1500 точек в год. Сейчас мы видим постепенное движение в этом направлении в регионах. Это закономерное развитие той сделки, которая произошла в прошлом году.
По мнению эксперта, процесс может растянуться на несколько лет — от трех до пяти. Не исключено, что в каких-то случаях магазины закроют окончательно. Они могут находиться в непосредственной близости от уже существующих «Магнитов» или не удастся договориться с арендодателями (не все «Дикси» — в собственности).
Новые владельцы приняли решение об отказе от «Дикси» после того, как глубоко изучили ситуацию, указали эксперты.
«После резкого подорожания продуктов, особенно овощей, в прошлом году у покупателей на первое место вышла цена товаров»
— Два бренда могут успешно существовать одновременно, только если нацелить их на разные группы потребителей. Пока и «Дикси», и «Магнит» нацелены на покупателей с доходами несколько ниже среднего. Видимо, решено остаться в прежней нише. Возможно, это правильно, так как после резкого подорожания продуктов, особенно овощей, в прошлом году у покупателей на первое место вышла цена товаров, — отметил руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников. — Сила бренда не имеет сейчас большого значения. Мало того, у покупателей накопилась усталость от большого количества брендов, которые работают в одной рыночной нише.
В краткосрочной перспективе потребителю замена «Дикси» на «Магниты» пойдет на пользу, уверен Иван Федяков.
— Уж больно «Дикси» за последние годы дряхлел, многие магазины не выдерживали никакой критики. Они давно не обновлялись, были несовременными. Поэтому потребители будут довольны, получив свежие, обновленные супермаркеты у дома, — рассудил эксперт. — Но если заглянуть вперед, то здесь, конечно, стоит задуматься о том, что конкуренция уйдет, а и без того высокий порог вхождения на рынок увеличится еще больше. А собственник «Магнита», кто бы им ни был, неминуемо захочет получить свою прибыль от многомиллиардных инвестиций. И рано или поздно это скажется на работе с потребителями — качестве обслуживания и ценах.
А вы жалеете, что «Дикси» уйдет с рынка?
Акулы ищут новый корм
Ждать ли в этом году новых поглощений в сфере продуктового ритейла? Мнения аналитиков разделились. Андрей Верников прогнозирует снижение подобной активности.
— Синергетический эффект от объединения «Дикси» и «Магнита» проявится не ранее второй половины 2022 года. То же можно сказать про поглощение «Лентой» столичной сети супермаркетов Billa. Тренд будет не на поглощение, а на поиск новых форматов. Они необходимы, чтобы успешно конкурировать с жесткими дискаунтерами и онлайн-доставкой, — считает эксперт.
В то же время гендиректор INFOLine Иван Федяков уверен, что консолидация российских ритейлеров продолжится. Хотя таких крупных сделок по поглощению, как покупка «Дикси» «Магнитом», не стоит ожидать каждый год.
«Раньше основным драйвером поглощения было финансовое превосходство (те, у кого денег больше, могли "съедать" других), сейчас — технологическое»
— Но предпосылки для укрупнения только усиливаются. Ритейл становится всё более технологичным. Раньше основным драйвером поглощения было финансовое превосходство (те, у кого денег больше, могли «съедать» других). Это хороший инструмент во время кризиса. Им воспользовались, например, ВТБ при покупке «Магнита», Алексей Мордашов, купивший «Ленту», и так далее. Сейчас мы видим смену парадигмы развития рынка — переход к технологическому превосходству, — акцентирует Иван Федяков. — Продукты питания активно продаются через онлайн-каналы, бизнес стремительно цифровизуется: кассы самообслуживания, технологии автозаказов, искусственный интеллект, Big Data. Это всё недешевое удовольствие. Но помимо денег нужно уметь грамотно интегрировать эти технологии в деятельность компании. К сожалению, не все могут это сделать. Многие, особенно в региональном бизнесе, в принципе этим не занимаются. В итоге такие организации будут поглощены более продвинутыми игроками.
Единственный шанс остаться на рынке — срочно запускать процессы кооперации, считает гендиректор INFOLine Иван Федяков. Объединившись, региональные компании обеспечат эффект масштаба и получат хоть какую-то возможность сохраниться на рынке.