Крупный федеральный дискаунтер Fix Price станет новым якорным арендатором подземного ТК «Никитинский» в Челябинске. Информацию об этом 74.RU подтвердил руководитель торгового комплекса. Рассказываем, как известный ритейлер объяснил выбор локации, почему магазины низких цен сейчас на подъеме и чего ждать в будущем.
Кто на новенького?
В продуктовых рядах «Никитинского» начались передвижения. Часть арендаторов переехала на новые места, освободив пространство площадью 150–200 квадратных метров. Пока эта территория огорожена и затянута пленкой. Так делают, когда готовят место для захода нового арендатора. По словам продавцов из соседних отделов, скоро здесь начнется ремонт. Мнения о том, кто именно займет новую площадку, разошлись.
— В нашем комплексе будет работать федеральная торговая сеть Fix Price. Договор уже подписан, площадка готова, — уточнила 74.RU управляющая ТК «Никитинский» Марина Рутковская. — Арендатор заходит, делает ремонт по своим стандартам и открывается.
Сроки запуска нового магазина в торговом комплексе не назвали. Всё будет зависеть от самого арендатора и его графика ремонтных работ, добавила управляющая ТК «Никитинский».
Fix Price — крупнейшая в России и одна из ведущих в мире сеть магазинов фиксированных цен. В 2007 году ее основали Сергей Ломакин и Артем Хачатрян. В России и СНГ открыто более 4800 магазинов дискаунтера. По данным сервиса «Контур.Фокус», владельцем компании является Kolmaz Holdings Ltd (Кипр), управляет сетью ООО «Бэст Прайс». По итогам 2020 года выручка «Бэст Прайс» составила 190,1 миллиарда, чистая прибыль — 17,6 миллиарда рублей. В марте 2021 года Fix Price провела IPO и привлекла $1,77 миллиарда.
— Мы открываем магазины ежедневно в разных регионах страны. Место выбирается исходя из проходимости локации, наличия спроса и удобства расположения точки для покупателя. Торговая площадь обычно составляет примерно 210 квадратных метров, — рассказали 74.RU в пресс-службе компании Fix Price. — Все наши магазины обладают стандартизированным уникальным ассортиментом. Это продукты питания, бытовая химия, средства по уходу за собой и большой спектр непродовольственных товаров, доступных по самым привлекательным ценам.
За прошлый год сеть Fix Price открыла 737 новых точек, в этом году планирует вырасти еще на 750 магазинов в России и за рубежом, добавили представители компании. По данным агентства «INFOLine-Аналитика», Fix Price входит в топ-10 торговых сетей России.
Цена — двигатель торговли
Федеральные торговые сети продолжают активную экспансию в Челябинск. Причем крупные игроки занимают самые проходимые места в центре города. Весной 2017 года в здании с видом на площадь Революции заработал магазин сети «Монетка», который относится к дискаунтерам. Через два года, в 2019-м, в ТК «Никитинский» впервые зашел федеральный продуктовый оператор — компания X5 открыла «Пятерочку».
По мнению экспертов, формат магазина низких цен пользуется успехом. Неслучайно продажи в сети Fix Price с 2017 года росли двузначными темпами, а рентабельность компании по итогам 2020 года составила феноменальные 9%. Популярность подобных торговых точек можно наблюдать и в Челябинске. Из цокольных помещений и первых этажей дискаунтеры всё чаще перемещаются в современные торговые центры и занимают там весьма прочные позиции.
Сейчас в Челябинске, по данным сайта ритейлера, действуют 53 магазина Fix Price. Сервис 2ГИС указывает 60 торговых точек, но это с учетом Копейска и поселка Западный (относится к Сосновскому району).
— В России такой формат обречен на успех. Дело в том, что у нас большая доля семей с доходами ниже среднего. В ближайшие годы не приходится ждать резкого роста реальных доходов, их сдерживают инфляция и большая закредитованность населения, — объяснил руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников. — А приходя в магазины, покупатели первым делом смотрят на цену.
Если в первые годы в сети Fix Price все товары продавались по одной фиксированной цене, то в последнее время разработана целая линейка ценников — 50, 55, 77, 99, 149, 199 рублей. Самые дорогие позиции — 249 и 299 рублей — ввели прошлой весной. А с ноября прошлого года ценники 50 и 77 рублей изменили на 59 и 79 рублей. Среди причин подорожания назывались общая инфляция и рост отпускных цен у поставщиков. Казалось бы, стоимость товаров изменилась всего на несколько рублей, но челябинские покупатели сразу же высказали свое недовольство и возмущение в соцсетях.
Опасность инфляции
Формат магазинов фиксированных цен популярен во всём мире. Всё началось с так называемых «долларовых магазинов» в США. Там продавались товары повседневного спроса не дороже доллара, например Dollar General и Dollar Tree. В России такие магазины тоже появились несколько лет назад, ярким примером стал Fix Price. Кстати, в конце 2021 года из-за инфляции сеть Dollar Tree повысила цены на свои товары до 1,25 и 1,50 доллара.
— На Западе легче поддерживать цену в один доллар, потому что у них не такая высокая инфляция, как у нас. В России даже сетям фиксированных цен приходится периодически переписывать прайсы. Например, с прошлой весны подорожало всё: сначала металл, потом стройматериалы, перевозки. Всё это по цепочке докатилось до цен на потребительские товары, — отметил предприниматель Николай Малетин, который несколько лет назад развивал магазины Fix Price в Челябинске по франшизе (потом компания их выкупила и теперь открывает лишь собственные филиалы. — Прим. ред.).
По данным Росстата, инфляция в России в целом за 2021 год составила 8,39%. При этом продовольственные товары подорожали за год на 10,62%. Это в 1,6 раза больше, чем в 2020-м. А в четвертом квартале прошлого года темп прироста цен был максимальным с начала 2015 года, отметили в Банке России.
Но говорить о том, что инфляция подстегивает развитие магазинов фиксированных цен, тоже нельзя.
— Да, выручка выросла, но это не значит, что настолько же увеличилась прибыльность магазинов. Наценку даже приходится снижать — к примеру, не 40, а 32%, чтобы хоть как-то выровнять цены. А потребитель не испугался и не убежал. Для любого предпринимателя, бизнеса важно работать в условиях определенной стабильности. А инфляция меняет эти условия, — заключил Николай Малетин.
В Челябинске и области началось массовое закрытие магазинов сети «Дикси». А в первой половине года в город зайдет федеральная сеть «ВкусВилл».