В Челябинске продают обанкротившуюся фабрику «Краснодеревщик». За корпуса, оборудование для деревопереработки и коммуникации просят 164,6 миллиона рублей. Это вторая производственная площадка «Краснодеревщика», которую пустили с молотка. Первую тоже пытались продать, но покупателей не нашлось. Конкурсный управляющий уверен в ликвидности актива, эксперты расходятся во мнениях. Разбираемся, что случилось с одним из крупных российских производителей дверей, кого может заинтересовать промплощадка и насколько адекватна цена.
Второй пошел
Ближайший аукцион по продаже имущественного комплекса ЗАО Фабрика специальных столярных изделий «Краснодеревщик» назначен на 23 марта. Заявки принимаются до 22 марта. Шаг аукциона — 5% от начальной цены в 164,6 миллиона рублей.
— В состав лота входят административные, производственные и складские здания, инженерные сооружения, линия отделки, пресс для склейки дверных полотен и так далее. Имущественный комплекс расположен на улице Механическая, 40, — рассказал 74.RU конкурсный управляющий Павел Силицкий. — Это первичная продажа. Ранее шли торги по продаже другой площадки фабрики — на Свердловском тракте, 11. Кроме того, отдельными лотами продавались оборудование и грузовые автомобили. Часть движимого имущества уже реализована.
Фабрика «Краснодеревщик» основана в 1993 году, была одним из крупных производителей дверей в России. Предприятие производило 35 тысяч дверных блоков в месяц. В компании трудилось около 500 сотрудников, а в лучшие времена — до 1000. Один из основателей фабрики Вадим Платонов входил в топ-100 самых богатых челябинцев по версии 74.RU 2008 года. Также среди совладельцев ЗАО ФССИ «Краснодеревщик», по данным сервиса «Контур.Фокус», — Максим Платонов, Андрей Федоров, Владимир Березуев, Елена Кириенко, Игорь Ожигич, Александр Жарков и Владимир Глуховеров. За 2020 год выручка составила 42,7 миллиона рублей, убыток — 78,3 миллиона рублей.
Основную производственную площадку фабрики — цех площадью 6,8 тысячи квадратных метров, 10 тысяч кв. м земли, производственные лини и станки — выставляли на продажу в конце прошлого года. Торги шли до середины февраля этого года. Начальную цену снижали с 204,6 до 153 миллионов рублей, но желающих купить объект не нашлось.
— Торги по продаже комплекса на Свердловском проспекте объявлялись трижды. Сейчас они завершены, так как заявок не поступило. Но я абсолютно уверен, что продать и ту, и другую производственные площадки можно, — отметил конкурсный управляющий Павел Силицкий. — Актив на Свердловском проспекте продается с действующим производством. Там есть арендатор, который продолжает производить двери. Сейчас согласуем с кредиторами небольшое понижение цены и снова объявим торги.
Кто обанкротил челябинских столяров
Еще несколько лет назад в Челябинске работал крупный российский производитель межкомнатных дверей, бренд которого знали по всей стране. Сейчас название «Краснодеревщик» чаще встречается в судебных документах и объявлениях о торгах.
Проблемы у фабрики начались еще три года назад. В сентябре 2019-го московская компания «Адитим» подала в Арбитражный суд Челябинской области иск о признании «Краснодеревщика» банкротом. Предприятие задолжало столичному холдингу 2,9 миллиона рублей. В то же время работники «Краснодеревщика» пожаловались на задержки зарплат на два-три месяца. В районной прокуратуре выявили задолженность по зарплате 371 сотруднику на общую сумму 15 миллионов рублей.
Руководство предприятия обвинило в своих бедах кредитора. По словам гендиректора компании «Краснодеревщик» Вадима Платонова, «Экспобанк» потребовал досрочно и единоразово погасить кредит в 98 миллионов рублей, а потом заблокировал все счета предприятия. Коллектив «Краснодеревщика» даже обращался с этой проблемой к Владимиру Путину — на прямой линии с президентом России.
Вскоре количество кредиторов начало расти, о вступлении в дело о банкротстве заявило еще несколько участников — банки, налоговая инспекция и даже сам «Краснодеревщик». В сентябре 2020 года ЗАО ФССИ «Краснодеревщик» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Но, как выяснил 74.RU, производство действует, в основном цехе на Свердловском проспекте работает арендатор — компания «Фальцгебель». Она создана в июне 2019 года, зарегистрирована в Коркино.
По данным сервиса «Контур.Фокус», владельцами ООО «Фальцгебель» являются Вадим Будко (34%), Наталья Гаупт и Андрей Мазеев (по 33%). По данным на 1 января 2021 года, в штате — 233 сотрудника. За 2020 год выручка предприятия составила 384,4 миллиона, чистая прибыль — 7,4 миллиона рублей.
Кстати, среди учредителей компании «Фальцгебель» есть люди, которые ранее имели отношение к обанкроченной фабрике. Например, Наталья Гаупт работала коммерческим директором «Краснодеревщика» и возглавляла ООО «Сервисный центр КД».
Что дальше?
Бум на рынке продаж недвижимости толкает вверх и спрос на продукцию для обустройства жилья. Поэтому актив может быть интересен конкурентам «Краснодеревщика», отметили эксперты.
«Организации, которые осуществляют ремонт недвижимости для застройщиков, нуждаются не в бренде, а в объемах»
— Производители, пережившие кризис, могут быть заинтересованы в расширении производства. Продукция фабрики присутствовала в ассортименте «Леруа Мерлен» и пользовалась определенным спросом. В том числе за счет бренда, — прокомментировал исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал» Артем Тузов. — Но сейчас набирает обороты продажа недвижимости вместе с ремонтом. Организации, которые осуществляют этот ремонт для застройщиков, нуждаются не в бренде, а в объемах. Поэтому производитель с налаженными связями может нуждаться в расширении мощностей.
Альтернативой может стать перепрофилирование производственной площадки. Тогда покупатель будет оценивать покупку с точки зрения альтернативных вложений с учетом затрат на перепрофилирование, указал Артем Тузов.
По словам экспертов, срок реализации у подобных активов довольно длительный, потому что цена солидная, а интересантов, даже потенциальных, не так уж и много.
— Управляющий организует торги. Если они признаются несостоявшимися, то назначают повторные со снижением цены. По закону после второго несостоявшегося аукциона проводятся торги в форме публичного предложения. На них цена лота — предмета торгов — становится меньше, чем на предыдущих торгах, а также стоимость снижается на шаг понижения в установленный временной период. Такая форма торгов является последней регламентированной попыткой продажи имущества должника и в то же время самой выгодной для потенциальных покупателей, — объяснил старший юрист фирмы «Арбитраж.ру» Артем Комсюков. — Если фабрика не будет продана и на этом этапе, то в последующем управляющий сможет передать ее в муниципальную собственность безвозмездно (при согласии муниципалитета), кредиторам в счет погашения долгов (при их согласии) либо продавать ее любым удобным ему способом.
Каждый этап торгов занимает в среднем месяц, у публичного предложения еще больше. Между этапами торгов тоже проходит в среднем неделя, а после несостоявшихся торгов в форме публичного предложения срок реализации никак не ограничивается. В итоге общий срок продажи объекта растягивается. В случае неудачной попытки продажи предприятия целиком возможна его продажа частями, добавил эксперт.
В прошлом году за полмиллиарда рублей продавали имущественный комплекс «Си Айрлайд» (входит в холдинг «ИНСИ»). Также за 205 миллионов выставляли на продажу Дом печати и другие активы некогда крупнейшей в области типографии.