В пригороде Челябинска хотят построить бизнес-центр — комплекс из четырех двухэтажных зданий с теплыми переходами. Его собираются разместить между микрорайоном «Твоя привилегия» и ЖК «Белый хутор». Об этом 74.RU рассказали в компании Altdevelop, которая разрабатывала концепт. Мы поинтересовались у жителей и экспертов рынка, что они думают об этом.
Кафе, офисы и панорамные виды
Разработчики рассчитывают, что после открытия бизнес-центра жителям пригорода гораздо реже придется ездить в Челябинск за товарами и услугами и даже работать они смогут рядом с домом. В Altdevelop уверены, что бизнес-центр будет востребован и среди жителей Челябинска, которые поедут отдыхать в фанпарк (его планируют сдать в 2025 году, ежемесячную посещаемость оценивают 1,5 миллиона людей).
— Для всех желающих здесь предусмотрен такой социальный хаб в виде мульти-лобби, который служит альтернативным местом для работы, встреч и отдыха, — рассказали в Altdevelop. — В состав мульти-лобби входят: кафе, переговорные комнаты, коворкинг и лекторий. Для резидентов создали рекреационные зоны: эксплуатируемая крыша с панорамным видом на фанпарк и Шершни и зеленый покет-парк в закрытом контуре корпусов с лавочками и уютным освещением.
Заказчик концепта — АО АПРИ «Флай Плэнинг». Ожидается, что бизнес-центр площадью 11,5 тысячи квадратных метров закончат строить в 2025 году.
АО АПРИ «Флай Плэнинг» создано в январе 2019 года. По данным сервиса «Контур.Фокус», конечные владельцы компании — Александр Букреев, Елена Бугрова, Алексей Овакимян. В разные годы они были связаны с другими строительными компаниями — «Легион», «Гринфлайт», ЮУ КЖСИ. Группа АПРИ «Флай Плэнинг» занималась возведением клубного поселка «Привилегия», микрорайонов «Парковый-2», «Парковый-3», «Квартал у озера». Облигации компании торгуются на Московской бирже. За 2022 год выручка составила 316 миллионов, чистая прибыль — 137 миллионов рублей.
«Парк был бы лучше»
Часть жителей соседних поселков положительно восприняла идею — не придется лишний раз ездить в город за покупками. Другие отнеслись к проекту настороженно, так как боятся, что пробки станут еще больше.
— У нас есть мелкие магазины «Спар», «Магнит», «Красное и белое», аптеки. А вот одежды нет — может, не лишнее, — высказалась жительница микрорайона «Твоя привилегия» Александра. — С пробками мы уже и так живём, а если заселят всё «Притяжение» в 50 домов, то станет вообще невыносимо. Так что двояко. Конечно, парк был бы лучше, чем бизнес-центр и парковки возле него.
Артем из «Твоей привилегии» боится, что после бизнес-центра у них построят торговый комплекс.
— Вот и уехали от городской суеты, — вздыхает их соседка Татьяна.
Заявка на зарубежный формат
Эксперты в строительной сфере считают, что проект интересный, но есть и подводные камни.
— Бизнес-центр позволит создать в Западном сервисы, что уменьшит маятниковую миграцию, с которой дела обстоят всё хуже. Такие проекты позволяют решать транспортную проблему эффективнее, чем расширение дорог, — заметил дизайнер, архитектор Петр Стебельский. — Западное направление сильно развивается, и уже сейчас для бизнес-центра найдутся арендаторы и покупатели, а через несколько лет население локации увеличится в несколько раз, поэтому эти коммерческие площади быстро разберут.
Специалист по коммерческой недвижимости Денис Стукалов тоже допускает, что коммерческие площади будут востребованы, но важно, как проект реализуют, с какими планировками.
— Качественные бизнес-центры в Челябинске почти все заполнены. Конечно, многое зависит от арендной ставки. Но, как показывает практика развития крупных городов, за городом строят офисные центры, и они заполняются, — говорит Денис Стукалов. — И потом, есть бизнесы, которые не требуют нахождения в центре города, они могут находиться за городом. Дело даже не столько в бизнес-центре, а в самой инфраструктуре — какая она есть в поселке Западном? Где там можно встретить офис банка или стоматологические кабинеты? Инфраструктуры нет! А торговые объекты, которые уже возведены, не отвечают требованиям (низкая высота потолка, отсутствие витражного остекления).
Девелопер Денис Ни выразил осторожный оптимизм. По его словам, подобные проекты в пригородах за рубежом называют бизнес-парками. В них из-за низкой стоимости аренды часто размещают бэк-офисы крупные компании: там сидят юристы, бухгалтеры, сотрудники колл-центров и прочий персонал, который не взаимодействует с клиентами. Будет ли такой формат востребован в Челябинске — пока неясно.
— Насколько арендные ставки в административно-деловой части Челябинска высокие, чтобы появилась необходимость в формате бизнес-парка? У меня есть сомнения, — рассуждает Денис Ни. — Тем не менее, спрос на качественные офисные помещения на Северо-Западе есть. Сейчас, без исследования рынка, я бы высказал осторожный оптимизм в отношении этого проекта.
По словам эксперта, концепция не идеальна, к ней есть вопросы, но и позитивных моментов достаточно.
— С точки зрения градостроительства, создание локальных общественных центров в спальных районах — это правильная стратегия, которая снижает маятниковую трудовую миграцию. Но совершенно далеко не все форматы (торговля и сервисы) будут выживать там. Общепит при отсутствии дневного населения, тех кто работает, практически не выживает. Дневное население спальных районов мало потребляет, а за счет вечернего населения не выжить. Например, кофейня не выживет на вечернем населении, — заключил Денис Ни.