Молодая мама двоих детей Татьяна Дудаладова из Челябинска создала успешный бизнес в декрете. Говорит, всё сложилось само собой. Заскучав после нескольких лет в непрерывном отпуске с детьми, профессиональный дизайнер начала рисовать, но не на бумаге, а на дереве. Воплотить идеи в жизнь помог старенький выжигатель. Закрепить успех поспособствовал муж, который ради прибыльного хобби супруги уволился с работы, превратив это в семейный бизнес. Подробности в материале 74.ru.
Если вы или ваши знакомые нашли дело своей жизни или открыли успешный бизнес во время декрета, пишите на почту Написать письмо с пометкой «бизнес в декрете», и мы обязательно расскажем о вас в нашей новой рубрике.
Ночное хобби
Татьяна рисует с малых лет, имеет два высших образования – дизайнер в строительстве и дизайнер архитектурной среды. После института рисовала эскизы корпусной мебели, а потом вышла замуж и ушла в декрет.
– Дети у меня погодки, поэтому декрет получился непрерывным. Наверное, за несколько лет, проведённых дома, я соскучилась по творчеству. Стала рисовать по вечерам, когда дети уже спали, – вспоминает девушка. – Первые досочки сделала в подарок для близких на Новый год. Выжигала на изделиях, купленных в магазине. Мама подарок поставила у себя на работе, свекровь – у себя. Коллеги проявили интерес.
Молодая мама не планировала начинать бизнес, но с удовольствием взялась за заказы. Показать свои работы в интернете не решалась. Боялась, что люди не оценят. Но муж настоял, и Татьяна создала группу в Instagram.
– Я думала: мне нравится, а нужно ли это ещё кому-то. Я тогда не осознавала ещё, что это может приносить хорошие деньги, – рассказывает наша героиня. – В итоге страницу создали, стали выкладывать фотографии, и работа пошла. Тогда я поняла, что досочки из магазина уже не подходят – их качество оставляло желать лучшего. Они были растрескавшиеся, шершавые, и я такой товар продавать не хотела. Мне стал помогать папа, у которого тоже художественное образование. В прошлом он, как и я, занимался мебельным производством. Мы закупили дерево и начали сами из него выпиливать. Доски вызвали большой спрос.
Татьяна с отцом стали закупать дерево, которое не боится влаги и устойчиво к истиранию: дуб, бук, ясень, карагач.
– Дерево, естественно, приобретено легально. Часто задают вопрос: а где вы берёте дерево, вы ходите за ним в лес, рубите? – смеётся девушка. – Конечно же, нет. У нас очень высокие штрафы за вырубку деревьев. Покупаем древесину у наших челябинских поставщиков.
На Бажовский фестиваль – со своим выжигателем
Первые заказы посыпались перед 8 Марта прошлого года. Как-то в один день к мастерице обратились сразу 10 человек.
– Я была приятно удивлена. И после этого уже, наверное, хобби превратилось в постоянный заработок, – полагает Татьяна. – Потом стали участвовать в маркетах в Челябинске, Екатеринбурге, Южноуральске, Бажовском фестивале. Я подсчитала, перед прошлым Новым годом мы сделали за месяц более 150 досок. При подготовке к Бажовскому фестивалю в нынешнем июне – порядка 200.
Интересно, но попасть на Бажовский фестиваль у девушки получилось не сразу.
– На прошлогодний фестиваль долго подтверждали заявку. Меня не хотели брать, пока я не позвонила. Они всем коллективом сомневались, что это ручная работа. Думали, что это лазерный гравёр, что мы не сами делаем, – рассказывает художница. – Я привезла с собой выжигатель, показала. В этом году заявку подтвердили без проблем.
Цены зависят от породы дерева и рисунка. Исполнение рисунка среднего размера стоит от 200 до 800 рублей плюс стоимость самой доски. Дуб, карагач – самые дорогие. В целом стоимость изделия варьируется от 700 до 4 500 рублей. Пока самая дорогая досочка была выполнена в подарок для бывшего военного. Она больших размеров и носит исключительно декоративный характер. С помощью неё товарищи напомнили юбиляру о местах совместной службы и учёбы.
Доски как сыр – купаются в масле
Мастерица использует выжигатели 1987 года выпуска. Именно на них в детстве Татьяна постигала азы своего дела.
– Существуют современные аппараты, но у меня таких нет. Меня полностью устраивает, как работают советские, – объясняет предпринимательница. – Преимущество моей работы заключается в том, что трудиться можно где угодно – было бы электричество. Я могу спокойно поехать с семьёй на неделю на Тургояк, и пока муж гуляет с детьми, выжигать.
Скорость исполнения заказа зависит от сложности рисунка. Рекорд Татьяны – 10 досочек за день. Но если изображение большое, только на одну досочку может уйти три дня.
Большой популярностью пользуются тематические изображения, например, рассказывающие историю любви или дружбы. Многим нравится, как его называет Татьяна, «семейный устав», когда вся поверхность исписана фразами «мы семья», «мы любим друг друга», «мы поддерживаем друг друга», «в этом доме живёт любовь». Выжигание такой доски занимает порядка семи часов. Некоторые просят досочки с природным орнаментом, чтобы оставить природную красоту древесины. При этом все изделия полностью функциональные.
– Одна сторона доски служит украшением интерьера, другая может использоваться как разделочная доска, – говорит художница. – Некоторые боятся использовать их на кухне. Но уверяю: дубовые доски, доски из ясеня – вечные, нужен только должный уход. Я приготовила памятки к каждому изделию, что можно, что нельзя, как устранять запахи и загрязнения с поверхности.
После выжигания каждая работа обязательно промасливается и покрывается восковой пастой. Этот этап занимает несколько суток. «Купаются» изделия в льняном масле.
– Почему именно льняное? Досочки и тарелочки предполагают непосредственный контакт с пищей. Это единственное масло, которое со временем не прогоркнет и не вызовет неприятный запах. Оно пищевое и безопасно при попадании внутрь. Такое продаётся в аптеках и обычных продуктовых магазинах, – рассказывает Татьяна. – Для промасливания у меня несколько больших тазов, вмещающих до 15 литров масла. Доска вбирает его в себя столько, сколько ей нужно. Во время пропитки закупориваются поры, после этой процедуры микробы и влага не смогут попасть в древесину.
Уроки ИЗО и географии
Свою работу молодая женщина воспринимает как своеобразную медитацию. Когда дети спят или в садике, она может побыть наедине со своими мыслями, о чем-то подумать, помечтать. Если сын и дочь дома, они чаще не играют, а рисуют рядом с мамой.
– У детей на многие вещи не такой взгляд, как у взрослых. Дочка у меня придумывает новые формы. Несколько видов детских тарелочек – это именно её идея. Она попросила сделать ей тарелочку-кошечку, которая сейчас пользуется популярностью. Мишка – это задумка сына, – отмечает предпринимательница.
Дома Татьяна не только занимается рисованием, но и уроками географии.
– Перед вашим приездом мне написала женщина из Таганрога, хочет сделать заказ. Из других городов очень часто обращаются, в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. Отправляли во Владивосток, Хабаровск, Калининград. В Италии живёт досочка одна. Я начала географию изучать по заказам, – смеётся наша героиня. – Иногда напишут название города, а я даже не представляю, где он находится. Открываю карту, начинаю искать.
Увольнение мужа, чтобы «взять Казань»
Три месяца назад Татьяна с папой поняли, что не справляются с обилием заказов, которые способны обеспечить семью из четверых человек. В результате долгих уговоров муж Никита уволился с работы. Теперь глава семейства – участник общего дела.
– Муж по образованию юрист, у него была основная работа, но мы его уговорили оставить её, – говорит девушка. – Папа обучил моего супруга работать с деревом, теперь он помогает ему в цехе. Когда много маркетов, доход получается больше, чем от зарплаты. Мы думали, что летом будет затишье, но, как оказалось, для нас нет никакого межсезонья. Праздники, юбилеи, новоселье у людей происходят постоянно.
Острой конкуренции в Челябинске семья Дудаладовых не испытывает. После покорения местного рынка супружеская чета мечтает «взять» Казань и столицу, поэтому уже планирует участие в маркетах в этих городах.
Фото: Андрей Винников