Крупнейший дистрибьютор прессы на Южном Урале «Роспечать» распродаёт киоски. Объявления об этом появились на самих павильонах. В «Роспечати Челябинской области» сообщили 74.ru, что компания избавляется от нерентабельных объектов. При этом плотность покрытия киосковой сетью в регионе остаётся выше, чем у соседней Свердловской области. Но гораздо больше торговцев газетно-журнальной продукции пугает перспектива попасть под раздачу в связи с подготовкой Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС 2020 года.
— Крупная торговая сеть продаёт киоски, — говорится в объявлении на киоске «Роспечати» на перекрёстке Свердловского проспекта и проспекта Победы. — Цена — от 20 до 100 тысяч рублей.
В «Роспечати» подтвердили продажу киосков своей торговой сети.
— Мы закрываем нерентабельные объекты. Налогообложение нашего бизнеса усилилось, рентабельность стала падать. Чтобы продолжать основную деятельность по распространению печатной продукции, приходится закрывать убыточные киоски, — объяснил директор АО «Роспечать Челябинской области» Константин Федоринин. — Обычно такие объекты находятся на окраинах городов и районов: трафик низкий, себестоимость высокая. В Челябинске ликвидировали не больше десятка киосков, в пригородах — около 20, по области — 50.
По словам руководителя региональной «Роспечати», на протяжении последних 10 лет компания старалась сохранять дистрибуцию в том количестве, в каком она досталась со времен СССР. Первые сокращения начались после 2014 года, когда в стране начался очередной кризис.
Сейчас в Челябинской области, где проживает 3,5 миллиона человек, действуют 463 киоска «Роспечати». Это почти столько же, сколько было десять лет назад. Плюс есть сеть киосков «Вечерний Челябинск», сетки в Миассе, Южноуральске и других городах. Для сравнения: в Свердловской области на 4,5 миллиона населения приходится 380 киосков «Роспечати».
Несмотря на глобальное распространение интернета, у людей осталась привычка читать газеты и журналы, отмечают игроки рынка.
— В Европе падение продаж печатных изданий исчисляется единицами процентов в год. У нас отток покупателей более выражен, — добавил Федоринин. — Нет поддержки государства в отличие, например, от Германии, где нулевой НДС на продажу прессы. У нас же действует 10-процентный НДС. И при этом все боятся, как бы ещё не повысили.
В связи с подготовкой Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС у продавцов печатной продукции возникла новая проблема — ликвидация киосков на гостевых маршрутах города. В прошлом году под угрозой оказались 117 киосков с прессой из 200 действующих в столице Южного Урала. На их месте должны появиться новые торгово-остановочные комплексы (ТОКи) в едином стиле. «Роспечать» тогда получила несколько уведомлений об отказе от договоров аренды. Позже городские власти заявили, что точки «Роспечати» перенесут в другие места.
Пока, по словам участника рынка, всё находится в подвешенном состоянии.
— Ситуация с киосками в Челябинске напоминает, на мой взгляд, тлеющую бомбу. Она взорвётся, как только начнётся зачистка в связи с ШОСом. У нас, в отличие от Москвы, Питера и других миллионников, решением Думы де-факто уже год запрещена киосковая торговля, — считает Константин Федоринин. — Большинство объектов не имеют правоустанавливающих договоров, потому что поменялся порядок их заключения. Раньше нам выдавали места с учётом того, где исторически располагался киоск. Сейчас всё выносится на аукцион. А это нерентабельное мероприятие для большинства представителей малого бизнеса. Неслучайно мы видим тенденцию: выиграли аукцион, но ничего не поставили. Или поставили, но не смогли работать из-за высокой арендной платы. Вдобавок нужно инвестировать в торгово-остановочные комплексы, стоимость которых выше миллиона рублей.
Константин Федоринин опасается, что в итоге встанет вопрос о существовании сетей по продаже печатной продукции. Причём, не только «Роспечати», но и «Вечернего Челябинска».
— Размещение нестационарных торговых объектов остаётся второй по «популярности» проблемой южноуральских бизнесменов, — отметил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров. — Обращения по этому поводу поступают из года в год.
В июне депутаты гордумы утвердили новый способ борьбы с нелегальными торговыми точками. Те ларьки, которые после демонтажа вновь появляются на том же самом месте, пообещали сносить без предупреждения.
К саммитам ШОС и БРИКС в Челябинске снесут 338 незаконных киосков. Об этом заявил в конце июля начальник управления по торговле и услугам Сергей Березуев. Остальные торговые объекты приведут в единый вид, чтобы улицы города выглядели более благоустроенными. Сейчас согласовываются изменения в законодательство. В этом и следующем году киоски проверят на соответствие типовым проектам.
Активная борьба с незаконными ларьками идёт в Челябинске не первый год. Часто спустя несколько дней все ликвидированные киоски оказываются на прежних местах. Например, на перекрёстке улицы Шагольской и переулка 1-го Шагольского из 13 демонтированных киосков вернулись 12.
Иногда киоски появляются в самых неожиданных местах. Точка по продаже фастфуда, к примеру, открылась возле памятника Курчатову. В Госкомитете охраны объектов культурного наследия заявили, что торговый павильон в охранной зоне монумента вне закона и потребовали его убрать. А на проспекте Победы у дома № 386б торговцы установили киоск с фруктами прямо на газоне.
Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в Телеграме.