Челябинская пенсионерка Лариса Семёнова решила взять кредит в банке, но когда ей оформили карту под 14% годовых, выяснилось, что за три года пенсионерке придётся переплатить почти 250%. В кредит женщине включили не только огромную страховку, но и плату за выпуск кредитной карты, которая составила 24 тысячи рублей. Оспорить дорогостоящую услугу женщина пытается уже 10 месяцев, но пока безуспешно.
— Я оформила кредит в банке «Восточный» 20 декабря прошлого года. Оформила, но деньгами не воспользовалась — поняла, что невыгодно было брать новый кредит, чтобы погасить старый, — рассказывает Лариса Семёнова. — После новогодних праздников пришла писать заявление на расторжение договора, в документах было указано, что это можно сделать в течение 45 суток. Я была готова, что мне придётся какие-то проценты заплатить за месяц, пока деньги лежали на моём счёте, думала, ну тысяча-полторы, а мне заявляют: «Мы вам выпустили специальную карту, которая стоит 24 тысячи рублей, и выплатили страховку, от которой вы не можете отказаться». В итоге они до сих пор трясут с меня эти 24 тысячи, плюс ещё каждый месяц бегут проценты.
Для пенсионерки новость о том, что она должна 24 тысячи за кредит, которым не воспользовалась, стала настоящим шоком.
— Я им говорю: «Но ведь я же не воспользовалась абсолютно ничем, вы даже стакан воды мне не подали, чтобы 24 тысячи платить!», — сокрушается женщина. — Я прошла уже все инстанции, обращалась в прокуратуру и в Роспотребнадзор, но всё безрезультатно. Если к юристам обращаться, они по 70–80 тысяч просят за свои услуги, другие честно говорят — мы вам ничем помочь не можем.
Судя по документам, которые имеются в распоряжении редакции, банк списал с кредитной карты сумму за её выпуск. Покрыть её должны были первые четыре платежа по 6867 рублей. Кроме того, банк списал со счёта 450 рублей за предоставление кредитной истории, о которой, как утверждает женщина, она тоже никого не просила.
— Договор составлен так хитро, непонятно, какую сумму кредита они мне дали, какие проценты начисляют, ничего из этого не прописано в договоре, прописаны только процентная ставка — 14% годовых — и платежи на 36 месяцев по 6867 рублей, но за три года общая сумма выплат получается 244,5 тысячи рублей — переплата 144,5 тысячи, — возмущена Лариса Семёнова. — Написано, что страховка составляет 130 тысяч, а платёж за неё какой? В страховку входят только смерть и инвалидность 1-й и 2-й групп, зачем мне такая страховка?
Когда банк отказался расторгнуть договор, челябинка решила не платить выставленные проценты по кредиту и начала обращаться в разные инстанции, но уже в феврале, как утверждает Лариса Семёнова, в её адрес посыпались угрозы.
— Они терроризируют меня, мою маму, которой 80 лет, моего сына, который живёт в другом городе, мужа, который очень серьёзно болеет и находится практически при смерти, звонят моей подруге, хотя я эти телефоны не давала никому, — говорит она. — И это каждый день. Да ещё знаете, как разговаривают? «Ты в какой квартире живёшь? В 74-й? Иди, у тебя там 73 квартиры в доме, иди деньги ищи! Или мы всем расскажем, что ты нам должна. Мы вас всех опозорим и на работу сообщим». Или говорят: «Сейчас наши мальчики подъедут, будут у квартиры стоять». Что только не говорят. Я их блокирую, но звонки продолжаются, они звонят несколько раз в день.
Проверку по жалобе челябинки уже провёл региональный Роспотребнадзор. В официальном ответе говорится, что Семёнова сама согласилась на платные услуги.
— Банком предоставлено согласие на дополнительные услуги, содержащее ваше добровольное волеизъявление на получение дополнительных платных услуг, — говорится в ответе ведомства.
Впрочем, после жалобы в Роспотребнадзор банк всё-таки прислал челябинке новый договор. Ведомство пригрозило банку штрафом «за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя» (ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ. — Прим. ред.), каких именно — не уточняется.
— Но по новому договору я всё равно эти 24 тысячи должна выплатить. Я у них теперь раба, получается? Реклама идёт, что это самый лучший банк для пенсионеров, а там так обманывают, что это просто невозможно! — едва не плача говорит Лариса Семёнова.
Корреспондент 74.RU побывал в челябинском филиале банка «Восточный» на улице Воровского, 11. На просьбу о встрече с руководством сотрудники ответили, что директора нет на месте — он в командировке. После этого вежливо попросили номер телефона и пообещали перезвонить. Надо заметить, во время визита журналистов в отделении банка сидела целая очередь из клиентов.
После неудачной попытки очного общения мы попытались получить комментарий банка по телефону, но по единственному номеру, указанному на сайте, услышать живой голос оператора не удалось, даже идентифицируют клиентов в этом банке по номеру паспорта, который необходимо ввести в тональном режиме на клавиатуре телефона. Номер пресс-службы банка «Восточный» тоже оказался «глухим», при наборе программа требует ввести внутренний номер абонента, не указанный в разделе «Контакты». Пришлось отправить официальный письменный запрос на электронный адрес. От банка пришёл ответ, что в учреждении начали проверку по данному клиенту.
По словам юристов, расторгнуть такой договор с банком, который подписала Лариса Семёнова, действительно, очень сложно даже через суд.
— Оспорить договор возможно, если дополнительная услуга была навязана человеку. Это такая услуга, без получения которой человек не может получить заём (например, обязательная страховка. — Прим. ред.). В этом случае можно в судебном порядке признать это условие недействительным, — поясняет челябинский правозащитник Вячеслав Курилин. — Но в последнее время банки формулировки изменили, сейчас нет таких формулировок, что если не выполнено условие, то в кредите будет отказано. Формально получается, что это не банк вынудил клиента, а клиент сам попросил банк о дополнительной услуге. Понятно, что в реальной жизни этот дополнительный договор подписывается в общем объёме документов. Поэтому если человек подписывает заявление, в котором говорится: «Прошу выпустить…», более того, если подписывает бумагу о том, что услугу получил, то здесь могут быть сложности. Корень проблемы в том, что человек не читает договор, а когда приходит в суд, судья задаёт несколько простых вопросов: «Это ваша подпись? Вам мешали читать договор? Понуждали подписывать? Почему не читали?». Когда человек отвечает, что ему некогда было читать, это уже его зона ответственности. Поэтому я призываю, чтобы не было таких сюрпризов, всегда читать документы, которые вы подписываете. Понятно, что сотрудники банков часто создают искусственный дефицит времени, торопят, но всегда можно сказать: «Пока не прочитаю — не подпишу». Тогда таких ситуаций просто не будет.
Впрочем, в случае с Ларисой Семёновной, которая даже не активировала кредитную карту, вариант решения её вопроса есть.
— Если человек не воспользовался услугой, то по закону о защите прав потребителей он может отказаться от получения услуги и потребовать возврата денег. В таком случае нужно написать претензию в банк об отказе от услуги, прописывать, что услугой человек не воспользовался, и предоставить доказательство, например, запечатанный конверт с ПИН-кодом, — посоветовал юрист.
Истории, когда банки навязывают платные услуги, не редкость. Челябинец Дмитрий Леонидов взял в банке кредит на ремонт квартиры — 300 тысяч рублей. Попутно ему настоятельно посоветовали оформить страховку и золотую кредитку. Мол, иначе денег не дадут. За страховой полис мужчина выложил 49 тысяч рублей, за банковскую карту — еще 5,5 тысячи. Через несколько дней он решил отказаться от страховки, но банк оказался против. В каких случаях можно расторгнуть договор добровольного страхования, сколько длится «период охлаждения» и что делать, если банк не возвращает деньги за навязанную услугу, — читайте в инструкции 74.RU.
Есть проблемы с банками и микрофинансовыми организациями? Ждём от вас сообщений на почту редакции, а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.