Судьбу инвалида-колясочника Амира Гилязова, арестованного на два месяца по ходатайству следователя ФСБ в Челябинске, решит спецкомиссия тюремной больницы. Мужчину перевели туда после вмешательства адвоката и общественников. По словам родных, у мужчины тяжёлое врождённое заболевание, и любой сквозняк в камере может стоить ему жизни. По закону таких больных нельзя заключать под стражу, а осуждённых с этим недугом и вовсе освобождают от отбывания наказания. Почему же суд не избрал ему более гуманную меру пресечения — разбирался 74.ru.
45-летнего Амира Гилязова задержали 23 октября по обвинению в участии в деятельности террористической организации (часть 2 статьи 205.5 УК). По версии следствия, челябинец участвовал в вербовке людей и отправке их в зону конфликта. Больше об обстоятельствах преступления ничего не известно, до окончания расследования в управлении ФСБ по Челябинской области воздерживаются от каких-либо подробностей по этому делу.
По данным 74.ru, речь в материалах контрразведчиков идёт о запрещённой в России организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Со слов адвоката, Гилязову, в частности, вменяют монтаж и размещение в интернете в 2014 году ролика про одного из сторонников этой организации.
О прошедших в квартире Гилязова обысках сообщили его родные. Сейчас жена обвиняемого рассказала 74.ru подробности.
— К нам пришли человек 15 в масках с оружием. Дверь открыл 17-летний сын. Его, как он уже потом мне рассказал, в коридоре сразу уложили лицом в пол, — рассказала 74.ru Айгуль Гилязова. — В комнату они заходили уже без оружия. Когда во время обыска младший сын — ему 13 лет — включил камеру, чтобы снять, как сотрудники матерятся, они силой отобрали у него телефон и заставили удалить видео.
По словам Гилязовой, у мужа врождённое заболевание — миопатия Дюшена.
Миопатия Дюшена — болезнь, вызывающая прогрессирующую слабость мышц. При тяжёлом течении приводит к смерти. По международной классификации МКБ-10 относится к болезням нервно-мышечного синапса и мышц, категория G71.0.
— У Амира просто сохнут мышцы. Ни руки, ни ноги не поднимаются. Он c детства инвалид первой группы. А с 13 лет находится в инвалидной коляске, при этом сам из-за слабости рук катить её не может. Мужа я никогда не видела на ногах, — поделилась Айгуль Гилязова. — Болезнь прогрессирует. Амир серьёзно болеет даже от малейших сквозняков, поэтому домой к нам, кроме близких, никто не приходит. В последнее время он жаловался на боль в сердце и груди, вероятно, сердце тоже уже поражено его недугом. Амир практически всё время лежит, при этом его надо переворачивать каждые полчаса, чтобы не было пролежней. Он не может ни передвигаться самостоятельно, ни ухаживать за собой. Правая рука у него вообще не двигается. Амир даже попросил меня принести в СИЗО пластмассовую чашку, потому что металлическую ему держать тяжело.
Под стражей — чтобы не сбежал
Родные утверждают, что во время обыска Гилязову стало плохо — изо рта и носа пошла кровь. Мужчине вызвали скорую, которая доставила его в горбольницу № 8. Представитель пресс-службы управления ФСБ Марина Горлевская подтвердила факт обращения подозреваемого к медикам и подчеркнула — по результатам обследования «врачи не нашли оснований для его госпитализации».
— Пациент поступил с подозрением на кровотечение верхних дыхательных путей. Крови у него не было, о случившемся с ним было известно только с его слов, — подтвердили в пресс-службе управления здравоохранения Челябинска. — В течение 30–40 минут его обследовали три специалиста — рентгенолог, хирург и торакальный хирург. Возможных заболеваний грудной клетки они не выявили. Соответственно, дали ему справку, что в госпитализации он не нуждается.
Вечером 23 октября Гилязова доставили в Центральный райсуд, где дежурный судья принял решение заключить его под стражу на два месяца. 74.ru обратился к консультанту этого суда Алёне Евдокимовой с вопросом, на основании чего была избрана такая мера пресечения, и оценивалось ли судьей состояние здоровья обвиняемого. В ответ мы услышали, что «по распоряжению председателя комментариев по всем рассматриваемым делам в суде не дают», а только публикуют официальные пресс-релизы.
— Во-первых, вы могли присутствовать на заседании лично, — заявила Алёна Евдокимова. — 23 октября ходатайство было рассмотрено. Судья вынес постановление взять лицо под стражу, значит, оно могло скрыться от уголовного преследования или оказывать давление на свидетелей. Во-вторых, наши СИЗО оборудованы для инвалидов, и это не является основанием не взять лицо под стражу.
Ходатайство следователя об аресте больного обвиняемого в региональном УФСБ объяснили просто — в СИЗО есть все возможности для оказания инвалиду медпомощи, если она ему потребуется. Комментируя эту ситуацию, в ведомстве также подчеркнули, что члены семьи Гилязова в ходе обыска оскорбляли оперативников и пытались сорвать следственные действия, что отражено в протоколе.
Уже после этого жена Гилязова наняла ему адвоката, а брат обратился в СМИ. Амир рассказал им, что в суде у него не спрашивали справку о заболеваниях и не предоставили возможность связаться с супругой для подготовки медицинских документов. Подтвердить или опровергнуть эту информацию в суде 74.ru не удалось.
— При задержании он взял с собой медкарту, которую забрали в медсанчасти СИЗО и в суд не предоставляли, — рассказала адвокат Алла Дунаева. — У него даже времени не было, чтобы предоставить документы для подтверждения, что он не может содержаться в изоляторе. Хотя согласно постановлению правительства России, люди с таким заболеванием, как у Гилязова, не могут содержаться в СИЗО и колониях. Там нет необходимых для них условий. Он даже сейчас практически не ест, потому что условий в туалетах и душевых для инвалидов нет. Никто не будет за ним там ухаживать, мыть и убирать. Сейчас мы пытаемся обжаловать меру пресечения Гилязову в облсуде. Будем настаивать, чтобы его хотя бы под домашний арест перевели.
Проповедь через «ВКонтакте»
По словам супруги Гилязова, его состояние не позволяло ему пользоваться компьютером. Тем не менее Амир достаточно активен в интернете. На своей странице в «ВКонтакте» он публикует множество религиозных сообщений, пишет о мусульманах и критикует правительство. Последняя запись на ней сделана ночью 23 октября — это репост ролика про жертв химической атаки в Сирии.
— Гилязов утверждает, что ни в какие организации никогда не входил и не состоит в них, никакого ролика он не монтировал. Предполагает, что мог в 2014 году делать репост, но что это за видео — не помнит, — комментирует адвокат Алла Дунаева. — Гилязов — мулла Тракторозаводского района, и его знают многие мусульмане. Он не возражает, что ФСБ будет проводить в отношении него расследование. Человека, который дал на него показания, Гилязов видел один раз, и тот не мог знать, чем Гилязов занимается. Возможно, он дал эти показания под давлением. Если моему доверителю сейчас изменят меру, то куда он убежит? И воспрепятствовать следствию он тоже не сможет. Он говорит, что не заинтересован идти против ФСБ. И только за то, чтобы следствие провели объективно. Единственное — он и его жена опасаются за его жизнь, потому что условия, в которых он сейчас содержится, уму не постижимы.
Изначально Гилязова отправили в СИЗО № 1. Днём 26 октября вместе с адвокатом его навестили представители региональной Общественной наблюдательной комиссии. Председатель ОНК Василий Катанэ подтвердил 74.ru, что описанная родственниками муллы проблема действительно есть.
— У него обе руки парализованы и одна нога. За ним нужен постоянный уход. Это должен кто-то постоянно сидеть рядом с ним, но в СИЗО № 1 люди отказались за ним убирать и мыть его, — рассказал Василий Катанэ. — В пятницу мы согласовали с ГУФСИН его перевод в ЛПУ-3 при исправительной колонии № 2, чтобы обследовать его. Тут же скорая приехала и перевезла его. Врачебная комиссия оценит его состояние. Но, на наш взгляд, проблема есть. В ЛПУ (лечебно-профилактическое учреждение. — Прим. ред.), конечно, будут ему помогать такие же подследственные, как он сам. Но надо понимать, что здесь не детский сад и не дом. Заставлять осуждённых больных людей это делать — им надо платить за это. Кто будет это делать? Почему следователь принял такое решение, мы не знаем. Можно было его и под домашним арестом содержать — он не убежит никуда.
Представители ОНК на днях планируют ещё раз проверить условия содержания Амира Гилязова. Тем временем к проблеме подключилась уполномоченный по правам человека в Челябинской области Маргарита Павлова. 29 октября она встретилась с женой Гилязова и запросила у неё все медицинские документы.
— Дело взято мной на контроль, — прокомментировала омбудсмен. — В ближайшее время я планирую навестить арестованного в медсанчасти, чтобы оценить его состояние и условия его содержания.
Запросить освидетельствование Гилязов может самостоятельно или через следователя. По закону медкомиссия в течение пяти дней должна будет дать ему заключение, может ли он содержаться в СИЗО. И если нет — его сразу должны освободить. На момент выхода этого материала Амир Гилязов с таким ходатайством, по данным 74.ru, ещё не обращался.
Запретные увлечения
В начале октября сотрудники ФСБ в Уфе задержали сторонника запрещённой организации ИГИЛ, который планировал нападения на семьи лётчиков из Челябинска и Екатеринбурга, участвовавших в кампании в Сирии.
Ещё одну успешную операцию силовики провели в Дагестане в сентябре. Спецназ ФСБ установил местонахождение лагеря боевиков, готовивших террористические акты, и предложил сдаться. На это бандиты ответили стрельбой, после чего их ликвидировали. В составе группировки был 35-летний экскаваторщик из Челябинской области.
В сентябре же в Челябинской области задержали 21-летнего каратиста из Магнитогорска Хусана Мамирджанова. Его включили в федеральный список людей, которые могут быть причастны к террористической и экстремистской деятельности.
21 ноября 2013 года Челябинский облсуд отмерил по шесть лет колонии строгого режима адептам челябинского подразделения террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» Марату Базарбаеву, Рушату Валиеву, Вадиму Насырову, Ринату Идельбаеву и шесть с половиной лет — руководителю ячейки Ренату Галиуллину. Помимо прочего их признали виновными в приготовлении к насильственному захвату власти (ч.1 ст. 30, ч.1. ст. 278 УК РФ). На тот момент это был второй в истории России приговор за такое преступление.
Фигуранты уголовного дела, которым назначили наказание ниже низшего предела, заявили, что их отправили за решётку, чтобы оправдать многомиллионные средства, выделяемые на борьбу с терроризмом. Позднее Союз солидарности с политзаключёнными включил пятерых челябинских последователей «Хизб ут-Тахрир» в список преследуемых по политическим мотивам лиц.
Базарбаев в феврале этого года вновь привлёк внимание правоохранительных органов. Прокуратура Еманжелинска возбудила административное дело о ведении им предпринимательской деятельности без регистрации. Бывший адепт запрещённой в России террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» организовал секцию для детей по ушу.
Если вы стали свидетелем интересных событий или происшествий, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».