Станислав Третьяков добивается защиты чести и достоинства. Поводом стал комментарий представителя следственного управления СК по Челябинской области, в котором он сообщил нескольким средствам массовой информации, что обвиняемый во взятках бывший градоначальник пытался уйти со следственных действий. Но суду сотрудники регионального следственного управления заявили, что не давали такой информации журналистам. Подробности — в материале 74.RU.
Речь идёт о событиях 13 февраля 2020 года, когда адвокат Третьякова Сергей Колосовский сообщил на своей странице в «Фейсбуке» о незаконном удержании своего подзащитного в здании следственного управления СК в Челябинске. Инфоповод подхватили несколько (в том числе федеральных) средств массовой информации и обратились за официальным комментарием к ответственному за взаимодействие с журналистами сотруднику Следственного комитета.
На тот момент эти обязанности исполнял помощник руководителя следственного управления СК по Челябинской области Александр Скорик. Его комментарий в тот же день опубликовали информационные агентства «ФедералПресс» и «Европейско-Азиатские Новости». В нём сообщалось, что Третьяков, находясь в статусе обвиняемого по уголовному делу, якобы «встал и пошёл во время следственных действий» и «был остановлен охраной». Написал о ситуации и «Коммерсантъ», но без этого комментария представителя СК.
На судебном заседании 27 августа Станислав Третьяков утверждал, что представитель Следственного комитета намеренно сообщил журналистам неправду, чтобы защитить честь мундира. Мол, никаких следственных действий с ним в тот день не проводили — следователь вызвал его к 9 утра и сказал ждать до вечера в коридоре приезда адвоката.
— Следователь сам об этом сказал, когда его руководитель спросил: «У вас сейчас следственные действия?» Он ответил: «Нет, мы ждём адвоката». Была какая-то странная попытка выманить меня и удержать в Следственном комитете, чтобы пригласить моего защитника, хотя есть официальные каналы связи, — рассказал Станислав Третьяков в суде. — Ни первого, что я покинул следственные действия, ни второго, что я задержан охраной, не было. Как это повлияло на мое честное имя и имидж в целом? Миасс — маленький город, информация в нем расходится моментально. С ноября 2018 года я бьюсь с этой системой, которая не хочет признать свою ошибку, и практически все в Миассе знают, что Третьяков — человек порядочный, что он доказывает свою невиновность, работает со следствием и предоставляет доказательства невиновности. Но эти материалы [в СМИ] говорят, что я не доказываю, что я порядочный человек, я просто убегаю во время следственных действий. Это выставляет меня в негативном свете и показывает, что я не только не доказываю свою правоту, но я ещё и вру всем. Не знаю, кто был инициатором этого [комментария], но тем не менее для меня это вопрос принципиальный и значимый. Я 45 лет соблюдал законы. В 2018 году меня макнули в грязь. И это попытка снова ткнуть [меня] в грязь, только чтобы защитить честь мундира.
Представитель Третьякова Сергей Колосовский в суде уточнил, что опубликовал пост на своей странице, чтобы привлечь внимание к нарушению прав его подзащитного и прекратить совершение противоправных действий.
— В иске мы требуем, чтобы Следственный комитет опроверг слова о попытке Третьякова сбежать со следственных действий и о том, что охрана его задержала, — прокомментировал Колосовский 74.RU перед заседанием. — Он не уходил и, соответственно, не задерживался при попытке побега. Они ему выписали повесток на каждый день на неделю. Третьяков приезжает, отмечается и уезжает, потому что адвоката, то есть меня, нет. А тут следователь решил пойти ва-банк и сказал ему, что будете сидеть до шести вечера, пока адвокат не приедет. Без адвоката следственные действия проводиться не могут, но Третьякова незаконно удерживали в здании. Третьяков дошёл до охраны, спросил, есть ли у них команда его не выпускать. Те говорят: «Да, есть». Третьяков пошёл и написал заявление руководителю следственного управления СК по области. Тот вызвал зама, зам вызвал начальника отдела, а тот следователя. Перед Третьяковым извинились, сказали: «Идите, вас никто не удерживает». И он пошёл. Вот такая ситуация. У нас сейчас есть предмет иска — пусть пресс-служба СК скажет, что это следователь им наврал. Всё, мы будем разбираться со следователем и его за клевету привлекать. Но представители Следственного комитета даже не пытаются пойти с нами на мировую и написать опровержение.
Жаловаться на незаконные действия следователя в прокуратуру Станислав Третьяков и его адвокат не стали. После того как бывшего сити-менеджера отпустили, он отозвал и своё заявление руководителю регионального следственного управления, в котором требовал наказать следователя. Урегулировать возникшую из-за комментария ситуацию со Следственным комитетом экс-чиновник также не пытался и вместо этого сразу обратился в суд.
Иск экс-чиновника поступил в Калининский райсуд ещё в апреле, в разгар коронавирусных ограничений, но к его рассмотрению приступили только в августе. Изначально Станислав Третьяков также требовал взыскать с ответчиков 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда и оплатить 30 тысяч рублей затрат на юриста. Но позже он отозвал эти требования, настаивая лишь на опровержении со стороны СК.
На предварительном слушании Следственный комитет представил отзыв на иск, в котором назвал требования бывшего сити-менеджера необоснованными. Ответчик подчёркивал — истец не доказал, что комментарий СК порочит его честь и достоинство, а также тот факт, что представитель следственного управления предоставил информацию СМИ в том виде, в котором её опубликовали.
В ответ на это Третьяков представил на заседании заключение эксперта-филолога. Его содержание неизвестно — в суде его пока не изучали. Но вероятно, что специалист подтверждает слова истца о негативном контексте официального комментария Следственного комитета.
В качестве свидетелей в суде допросили двух журналистов — они обращались к Александру Скорику 13 февраля за комментарием по ситуации с удержанием Третьякова. Обе девушки подтвердили, что действительно получили от официального представителя регионального следственного управления СК такой ответ.
В суде заслушали запись разговора одной из них с Александром Скориком. На ней на вопрос, действительно ли Станислав Третьяков на 13 февраля находится в Следственном комитете и является ли его нахождение там законным, представитель Следственного комитета отвечает: «Он находится в статусе... Смотрите, ситуация такая: человек находится в статусе обвиняемого, идут следственные действия. Человек встаёт и уходит. То есть как бы охрана задержала его на посту. Закончатся следственные действия, тогда свободно [уйдёт]. А сейчас пока, соответственно, во время следственных действий такие вещи недопустимы».
Каждому из журналистов-свидетелей помощник руководителя следственного управления СК по Челябинской области Владимир Шишков, представлявший в суде интересы ведомства, задал одни и те же вопросы: «Опубликованы ли слова Скорика полностью и дословно или же с выдержками?», «Производилась ли запись разговора со Скориком?», «Воспроизведены ли в публикации вопросы журналиста?». Вероятно, ответы на них лягут в основу позиции Следственного комитета в этой истории. От официальных комментариев спецкору 74.RU по этой истории представитель регионального следственного управления СК Владимир Шишков воздержался до оглашения решения суда.
Судью же интересовало, что стало первопричиной негативных последствий публикаций в СМИ — сам пост адвоката Третьякова или же комментарий представителя Следственного комитета по поводу него. Журналистов она просила ответить, осознавали ли те при подготовке материала с комментарием официального представителя СК возможное его негативное влияние, а также как именно они предупреждали собеседника о публикации его комментария в интернете. А после судья поинтересовалась у Скорика, действительно ли тот общался с выступавшими в качестве свидетелей журналистами на тему удержания Третьякова. Но представитель Следственного комитета затруднился ответить, с этими ли журналистами он разговаривал.
— Были ли вам [в тот день] звонки из каких-либо [информационных] агентств относительно Третьякова? — перефразировала свой вопрос судья.
— Когда я замещаю старшего помощника руководителя по взаимодействию со СМИ, на самом деле идёт шквал звонков по очень много каким происшествиям и делам. С уверенностью не могу сказать, что [звонки были], — ответил Александр Скорик.
— Вы понимаете, что ваши комментарии, когда вам звонят журналисты, могут быть выставлены в интернете?
— Обычно, когда журналист звонит, он уточняет этот момент — может ли он эту информацию официально разместить в своём издании. Здесь таких вопросов не поступало.
— Как на момент звонка вы владеете информацией, которую можете дать?
— В момент звонка я могу не владеть информацией, но после уточнения каких-то моментов я уже владею ей в какой-то степени.
— В данном случае помните, уточнялось ли что-то и на основании чего вы давали комментарий?
— Любой комментарий, если ты не в курсе происходящего, согласовывается либо с руководителем отдела, в котором расследуется дело, либо с его заместителем. Они не из головы.
В рассмотрении иска объявили паузу — ответчики запросили время, чтобы ознакомиться с заключением филолога, которое приобщили к материалам дела. Заседание по иску Третьякова отложили до 3 сентября.
Станислава Третьякова обвиняют в получении в 2012 году более 140 тысяч рублей взятки за выделение земельного участка. Чиновника задержали 7 ноября 2018 года в кабинете мэра Миасса Григория Тонких. Суд заключил его под стражу. Тогда Третьяков заявлял, что никаких взяток не брал, а обвинение строится на сомнительных показаниях обиженного бизнесмена.
В феврале 2019-го меру пресечения Третьякову продлили. При этом к обвиняемому не пускали нотариуса для решения вопросов, связанных с ведением бизнеса.
В апреле 2019 года бывшего сити-менеджера Миасса перевели под домашний арест, а спустя два месяца — в июне — смягчили ему меру пресечения на запрет приближаться к мэрии.
Стали свидетелем этой истории? Или же оказались в похожей ситуации? Расскажите нам об этом на почту 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру: +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.