Российский Год культуры в Челябинске завершился знаковым событием – открытием нового концертного зала «Родина», куда перенесен орган немецкой фирмы «Германн Ойле». Изначально инструмент был построен для зала в храме Александра Невского. Нашим сегодняшним собеседником стал человек, благодаря которому в городе появился этот уникальный инструмент и первый органный зал. Бывший начальник управления культуры Челябинской области (1971-1989 г.г.) Константин Сидоров рассказал о том, как возникла и воплотилась эта идея.
– Константин Николаевич, как родилась идея – создать в городе органный зал?
– Я вырос в глубине России, в городе Скопин Рязанской области. В годы моего детства все там было пропитано духом музыки. В то время, когда не было магнитофонов и телевизоров, огромное уважение имели люди, владевшие игрой на музыкальных инструментах. Мальчишками мы бегали по улице за старшими – они играли на гитаре, аккордеоне. Там же начал учиться музыке и я сам.
Позже в авиационном училище в Риге у нас был очень интеллигентный политрук: водил нас, курсантов, в Домский собор. Я услышал величественное звучание органа, проникся этой музыкой. Потом побывал на концертах в соборах Германии. В 1960-х годах, став секретарем магнитогорского горкома, вновь оказался в атмосфере высокой музыки благодаря Магнитогорской хоровой капелле имени Эйдинова, музыкальному училищу. Горожане этот коллектив очень любили. Я врос в музыку. Стал приобретать пластинки, собрал большую коллекцию. Много среди них записей музыки Баха, классических произведений, есть дарственные пластинки Пахмутовой, Зыкиной, Тихона Хренникова.
– А в соседних регионах в то время уже были органы?
– Да, в Екатеринбургской филармонии, в Омске. Надо сказать, что Челябинская область в то время серьезно отставала в плане культуры по сравнению с другими регионами России. Не было достойных инструментов, залов, соответственно, не могли концертировать высококлассные музыканты. Филармония, к примеру, была синтезом искусств, но упор делался вовсе не на классическую музыку. Классику не поддерживала идеология.
– Правда ли, что появлению органа в Челябинске поспособствовала легендарная Екатерина Фурцева?
– В 1971 году была разработана масштабная долгосрочная программа развития культурной сферы. Ее одобрили Министерство культуры и Совет Министров РСФСР. Благодаря программе за 10 лет работы был капитально реставрирован оперный и построен новый драмтеатр, в каждом райцентре области появились дворцы культуры, в Челябинске открылись институт культуры, художественное и два музыкальных училища, детская филармония; созданы такие творческие коллективы, как «Ариэль», Камерный хор им. Валерия Михальченко, ансамбль танца «Урал». На этой волне подъема культуры у меня и появилось желание, чтобы в Челябинске был создан органный зал.
В 1974 году я был приглашен с отчетом на коллегию Министерства культуры СССР. Министром культуры тогда была Екатерина Фурцева, которая осталась довольна докладом, поинтересовалась проблемами и обещала всяческую помощь. Считаю, что Екатерина Алексеевна сыграла ключевую роль в появлении органа в Челябинске.
– Как происходил разговор?
– Вначале я попросил приобрести для Челябинска рояль «Стейнвэй». Она записала. Потом – лицензию на строительство органа в Челябинске. Она согласилась, незамедлительно дала поручение по этому поводу. Вскоре в моем сейфе лежал документ на строительство органа фирмой «Ойле».
– Наверное, немецкие мастера были выбраны неслучайно?
– Я уже тогда знал, что это одна из самых авторитетных органостроительных фирм мира. Эта фирма, одна из немногих даже в Германии, осуществляет весь процесс – от литья труб до монтажа готового инструмента в предназначенном для него зале.
– Какие варианты размещения органа имелись в то время?
– В конце 1981 года в Челябинск прибыл технический руководитель фирмы «Германн Ойле» Фриберт Каммбах. Органостроителю показали несколько помещений – музыкальное училище на ул. Плеханова, зал филармонии и здание Александро-Невской церкви на Алом Поле. Пробные замеры показали: акустика в церкви великолепная, это лучший вариант. Решение о размещении органного зала в бывшем храме было принято.
Началась реконструкция здания, которая длилась пять лет. Оно было в ужасном состоянии, и все воссоздавалось, в прямом смысле слова, по кирпичику: Миасский завод делал кирпичи для будущего зала штучно, подгонял цвет... Параллельно шла работа органостроителей: фирма «Германн Ойле» представила проект диспозиции (технической характеристики) органа, несколько вариантов фасада, программное задание по подготовке места размещения инструмента, инженерные требования.
– Когда состоялся первый концерт, и какие впечатления он оставил?
– В сентябре 1986 года в зале камерной и органной музыки был подписан акт Государственной приемной комиссии с оценкой «отлично». А в июле 1987 года челябинский орган впервые зазвучал. Солировала в первом концерте московская органистка Наталья Малина – хранитель органов Московской консерватории, которая курировала строительство инструмента в Челябинске. Он оказался как-то по-особенному гармоничен – светлые панели фасада, искусная резьба, стройные секции ярких блестящих труб, звучание – одновременно певучее, бархатистое, величественное и нежное, многокрасочное, многотембровое…
– Как публика отнеслась к появлению органного зала в Челябинске?
– Это блистательная страница творческой жизни города. 27-летняя деятельность органа проходит под знаком триумфальных концертов, масштабных фестивалей, музыкальных вечеров, гастролей лучших российских и европейских исполнителей. Челябинск стал городом высокой музыкальной культуры. С его появлением к нам устремились выдающиеся исполнители России и зарубежья, вслед за ними сцену зала освоили преподаватели и студенты института музыки им. П. И. Чайковского, академии культуры и искусств, хоровые коллективы и студии, учащиеся детских школ искусств.
Орган – это гимн музыкальной культуры нашего города, поэтому я горжусь своей причастностью к идее появления органа. Особая благодарность создателям уникального инструмента, сотрудникам фирмы «Германн Ойле», главному органисту, руководству и артистам филармонии.
– Ваши пожелания новому залу?
– С появлением зала «Родина» у города появились новые перспективы и возможности для осуществления самых смелых проектов. Пусть в новом зале продолжает звучать высокая музыка из глубин веков – от Баха до современности, наполняя дух людей и жизнь их радостью. Желаю всем сотрудникам органного зала, артистам и слушателям новых больших творческих взлетов. Доброго вам пути в музыке!
Сидоров Константин Николаевич – заслуженный работник культуры РФ (1996), участник Великой Отечественной войны. В 1945 году окончил Ленинградское Краснознаменное авиационное училище, в 1964 году – Магнитогорский государственный педагогический институт. В течение 18 лет возглавлял областное управление культуры. При участии К. Н. Сидорова реализована масштабная программа развития культуры области по укреплению материально-технической базы и расширению сети учреждений культуры области; произведены реконструкция театра оперы и балета, строительство театра драмы, домов культуры, библиотек. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1976), «Знак Почета» (1971), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.
Фото: Фото из архива Константина Сидорова