Журналист 74.RU Юлия Реутова, очень ценящая искусство во всех его проявлениях, побывала на презентации челябинского симфонического оркестра. Событие большое, важное, красивое — с удивительной музыкой, гениальным Денисом Мацуевым, множеством ВИП-гостей, каскадами живых цветов и торжественным шампанским. Но блеска не получилось, считает Юлия. Вернувшись, она расстроенно констатировала: «Колхоз», — и написала колонку, объяснив, что её так разочаровало.
Для меня театр начинается с вешалки. Это тот случай, когда можно достать из шкафа маленькую сумочку, украшения и, конечно, платье — красивое и романтичное. Но сегодня встретить на мраморной лестнице даму не в офисном одеянии, а в вечернем наряде — как найти золотое кольцо среди бижутерии. Не стало исключением даже такое историческое событие, как открытие симфонического оркестра в Челябинске. За столиками с шампанским и букетами из живых орхидей стояли зрители в джинсах, свитерах и сапогах-дутышах.
В некоторых интернет-магазинах одежды под описанием платьев есть специальные рекомендации, одна из них так и звучит — «для похода в театр». Интересно, дизайнеры вообще видели, в чём сегодня ходят на спектакли и концерты?! Пресловутый дресс-код, когда женщины надевали платья в пол, брали меховые накидки и веера, давно канул в Лету. Сегодня даже в Большом театре можно встретить зрителей в джинсах и девушек в кожаных мини-юбках и колготках в горошек. Это в суд вас не пустят, если вы одеты не по дресс-коду, а в театр — пожалуйста, хоть в шортах, лишь бы билет был.
В понедельник в Челябинске произошло историческое событие, что несколько раз подчёркивалось со сцены: открытие симфонического оркестра. К концерту-презентации в филармонии подготовились по полной — пригласили не только звезду — народного артиста Дениса Мацуева, но и подумали об атмосфере: мраморную лестницу украсили гирляндами из живых цветов, а столики с шампанским — букетами с орхидеями.
Получилось торжественно и красиво! Чего не скажешь о зрителях. Большинство женщин пришли одетыми так, словно вышли на пару минут в магазин за хлебом.
— Я всегда беру с собой туфли, молодёжь на меня смотрит очень удивлённо, но не могу по-другому, — шепчет мне соседка по ряду, тоже удивлённая «уровнем торжественности» публики.
Передо мной в зал заходила женщина очень преклонных лет — маленькая, сгорбленная, с палочкой, но в чёрном бархатном платье и накидных кружевах. Кстати, мужчин, одетых по случаю, — в костюмах, отутюженных рубашках — было больше, чем нарядных дам.
Может быть, это старомодно, но я за соблюдение традиций. Всё-таки поход в театр остаётся не рядовым событием, которому нужно соответствовать. Торжественная обстановка в залах с колоннами, лепниной, люстрами и джинсы со свитером вызывают полный диссонанс.
Сегодня театры в угоду зрителям отказываются от дресс-кода, тем более что многие приходят на спектакли с работы, не имея возможности переодеться. Причина уважительная, но при желании поправимая. Одна моя знакомая, зная, что пойдёт в Москве в Большой театр, летела в самолёте в платье, заправленном в брюки, чтобы не было перегруза у ручной клади.
Конечно, впечатление от произведений Чайковского в исполнении отличных музыкантов не зависит от того, что на тебе — кружевное платье, офисный костюм или кофта с десятилетним стажем. Но соблюдение этикета никто не отменял. Дресс-код помогает создать атмосферу вечера и сделать событие по-настоящему историческим и памятным. Особенно если речь идёт не о репертуарном спектакле, а открытии оркестра, которому придали важное не только культурное, но политическое значение.
В 2017 году московский театр «Модерн» ввёл дресс-код на вечерние спектакли. Это решение вызвало у зрителей неоднозначную реакцию, но руководитель Юрий Грымов не стал его менять.
— У нас очень удобные сиденья, у нас буфет, у нас можно будет выпить шампанского. Весь обслуживающий персонал будет в смокингах. У нас такой вечер. Я хочу, чтоб люди были красивые. Я когда ходил с мамой в театр, мы всегда носили сменную обувь в пакетике. Приходили, в туалете переодевались, а ботинки сдавали в гардероб. Это всегда было в Москве. Не хотите соблюдать дресс-код — идите, пожалуйста, в другие театры. Кинематограф умер, потому что кино разместили в больших торговых моллах между трусами и носками. Что там может идти? Для меня театр — это храм культуры. Поэтому, пожалуйста, переодевайтесь. Вы себя не узнаете, когда переоденетесь, — сказал тогда в интервью Юрий Грымов.
В Большом театре по поводу дресс-кода есть небольшая ремарка о демократичном стиле, но в рамках этикета, с уточнением — «нужно быть готовым к тому, что и сейчас рядом могут оказаться люди в самых что ни на есть вечерних туалетах».
А как вы относитесь к дресс-коду в театрах?
Есть свое мнение по актуальным темам? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.