4 февраля Евгению Александрову исполнилось бы 105 лет. Он стал первым архитектором-челябинцем — до этого на Южном Урале творили уроженцы Риги, Киева, Ленинграда. Александрова считали везунчиком: первые проекты воплощали, когда автору было чуть больше 30 лет. Специалисту давали самые лакомые участки в центре города, его имя звучало как бренд — не в составе группы из 5–6 архитекторов, а отдельно, само по себе. Дома Александрова можно перечислять долго: кварталы на проспекте Ленина, ЮУрГУ, известный вывеской «Уральские сувениры» дом, здания КГБ на улице Коммуны. Архитектор трудился вместе со скульпторами над памятниками «Сказ об Урале», Ленину на площади Революции, «Добровольцам-танкистам». Рассказываем о наиболее известных работах мастера, его невоплощенных замыслах и изуродованных проектах.
Евгений Викторович Александров (1917–2007 гг.) — архитектор, родился и жил в Челябинске. Окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. В 1941–1945 годах служил на Северо-Западном, Западном, 3-м Белорусском фронтах, прошел боевой путь от Москвы до Кенигсберга. По возвращении с фронта работал в области градостроительства: разрабатывал генплан Челябинска, проектировал здания, а также в соавторстве со скульпторами создавал памятники. Заслуженный архитектор РСФСР (1974), почетный член Академии архитектуры и строительных наук (1994), почетный гражданин Челябинска, участник Великой Отечественной войны.
Реализованные проекты Александрова
1. Дом на площади Революции, 1
Когда здание строили (1940–1950-е годы), его называли домом-кварталом или домом-кораблем. Строение огромное — выходит на площадь Революции, тянется вдоль улицы Цвиллинга, заворачивает на Тимирязева. Квартиры внутри запроектировали разные, включая роскошные по тем временам трех-четырехкомнатные с просторными кухнями и коридорами. Таких домов в Челябинске были единицы, получить жилье на площади Революции, 1 было престижно, но предназначались элитные апартаменты только для работников железной дороги. По замыслу Александрова, здание должно было получиться куда более нарядным, чем вышло в итоге: в изначальном проекте оно выше на несколько этажей, главный фасад украшен эркерами, карнизами, башенками и шпилями, всё это должны были дополнять барельефы и пилястры.
— С осуществлением этого архитектурного проекта не повезло. Одной из первых инициатив Хрущева, когда он пришел на пост первого секретаря ЦК КПСС, был перевод отечественной индустрии на сборку домов из железобетонных конструкций. Архитекторов обвинили в косности, в так называемых излишествах. Борьба с этими излишествами велась широким фронтом, — с горечью вспоминал в мемуарах Евгений Александров (здесь и далее приведены цитаты Е. Александрова из книги «Александров Е. В. Моя архитектурная судьба»).
Вместе с появлением «хрущоб», как их называл Александров, начали пересматривать уже строящиеся объекты. Так, дом на площади Революции, 1 подробно разбирали на партсобрании. На обсуждение даже прибыл большой чиновник из Москвы — заместитель председателя Госстроя РСФСР Печенкин. Разумеется, столичный партработник требовал сделать здание гораздо аскетичнее, чем было задумано. Челябинский архитектор пытался отбиться, но в итоге дом срезали по высоте, сильно упростили, а самого Евгения Викторовича лишили должности.
— Я доложил, что по сути мой дом не содержит архитектурных излишеств. Он будет одним из самых высотных в городе, внешний вид оправдан его ролью в застройке и месторасположением. Однако всё это не удовлетворило приезжего начальника, он обрушил на меня шквал критики, — рассказывал Александров.
Молодого специалиста за строптивость тут же разжаловали: перевели с поста заведующего лабораторией в «Челябинскгражданпроекте» в рядовые архитекторы. Столичный чиновник угрожал и вовсе уволить выскочку. Но запугать Александрова не вышло.
— Печенкин начал терять терпение. «Да у нас в Москве, — заявил он, — таких, как вы, снимают с работы и отправляют на стройку». Я ему: «Меня ваша угроза нисколько не страшит, стараетесь напрасно. Я же бывший фронтовик и на войне видал не только такое», — не растерялся перед партначальником челябинец.
2. Дом «Уральские сувениры»
Еще один дом, который Александрову удалось построить, но тоже с серьезными правками, — это здание на проспекте Ленина, 44 (первый этаж там занимает магазин «Уральские сувениры»). По задумке автора, сооружение должно было быть выше, с башенкой (наверх вела винтовая лестница) и колоннадой, прямоугольным эркером, венчал композицию шпиль с гербом Советского Союза. Но и здесь пришлось отказаться от задуманного. Архитектор позже признавался, что ему стыдно за результат.
— Особенно трудно мне далось здание, в котором уже давно помещается «Уральский сувенир». Хотя от того, что мною было задумано и что в итоге получилось, как говорится, дистанция большого размера, — писал Евгений Александров. — Мне даже неудобно бывает объяснять, что дом этот мой, но я видел его совсем иным. Выстроили только пятиэтажную часть.
Самое обидное, возмущался проектировщик, что в его домах чаще всего срезали верх, хотя это практически не удешевляло строительство.
— Верхние этажи всегда считались самыми экономичными — коль уж говорить об экономии! — потому что получается экономия на фундаментах и стенах подвала, запас прочности при этом вполне достаточен, — рассуждал архитектор.
3. ЧПИ / ЮУрГУ
Здание главного корпуса ЮУрГУ (бывший Челябинский политехнический институт) по праву можно считать одним из самых удачных архитектурных ансамблей Челябинска. Верхняя точка находится на высоте 96 метров. Золоченый шпиль видно практически из любой точки города. Это тоже работа Александрова. Проект Евгения Викторовича был утвержден в 1952 году. К 1955–1956 годам были построены четырехэтажные боковые крылья, а к 1957-му завершили семь этажей центральной части.
— Помимо того, что велась борьба с архитектурными излишествами, считалось еще, что нельзя строить выше, чем в Москве, или такой же высоты. Вот ЧПИ и лишился верхней части, она появилась только в 90-е годы, — вспоминает архитектор-реставратор и ученик Евгения Викторовича Александр Дьячков. — Я считаю, что это единственное приличное здание, которое построили за последние десятилетия.
4. Дом на Свободы, 106
И на улице Свободы Евгений Александров отметился. Он спроектировал жилой дом № 106. Архитектор не отчаивался после неудач: буквально грезил величественными, торжественными зданиями. Такой он хотел сделать и эту постройку, что неподалеку от вокзала. На удивление здесь практически полностью сохранили сложный, замысловатый силуэт, карнизы и пилястры неоклассики. Однако фронтон, скульптуры и вазоны всё же убрали.
Квартиры в этом доме давали начальникам завода имени Колющенко.
5. Здание напротив оперного театра
Дом на Кирова, 86 должен был перекликаться по стилю с самим театром, что стоит неподалеку. По проекту Александрова, фронтоны на жилой постройке как бы вторили помпезному портику соседа и задавали своеобразный ритм улице.
Но и здесь неудача: театральный квартал сгубили всё по тем же соображениям — борьба с архитектурными излишествами. Дом вышел чересчур стандартным и не стал украшением улицы.
6. Дом Союза писателей
Стиль Александрова легко считывается и на Советской, 67, где эркеры украшены «золотой» лепниной, первые этажи контрастно сделаны рустом (имитацией камня), карнизы и кронштейны придают четкость форм и собирают всё воедино.
— Я создавал проекты жилых домов, занимался этим увлеченно и упорно, как говорится, не жалея сил, — говорил Александров. — Все мои дома стояли в самом центре Челябинска. Дом на улице Советской, напротив гостиницы «Южный Урал» (в нём сейчас находится правление нашей писательской организации); два дома на улице Свободы. Работа над проектами мною велась параллельно.
7. НИИ Швейпром
К проекту здания НИИ Швейпрома (на проспекте Ленина, 57, сейчас там министерства экологии, финансов, имущества, управление делами губернатора) Евгений Викторович приступил в 1966–1972 годах. Казалось бы, здесь архитектору наконец улыбнулась удача — проект воплотили без изменений. Да и стиль мастера сменился к тому времени: от неоклассики он перешел к конструктивизму.
— Чтобы как-то украсить здание, я вынес лестницу за линию фасада. Получилось что-то вроде книги, на которой должна быть мозаика. Взял уголь, три дня посидел, набросал эскиз, — делился с журналистами Евгений Викторович.
Тогда Александров остановился на черных каслинских «кружевах», впервые украсив архитектуру литьем. Чугунные плиты с узорами, по его замыслу, должны были напоминать тканые орнаменты. В панно можно разглядеть основу с растительным декором и медальоны, воспроизводящие животный мир Южного Урала.
Тогда по заказу архитектора на каслинском заводе было отлито 7200 элементов массой 14 тонн. Чтобы такое увесистое украшение продержалось на фасаде, Александров разработал систему креплений и рассчитал нагрузку так, чтобы всё было надежно.
Но и здесь возникли проблемы. Уже после смерти Александрова, в 2010 году, его замысел разрушили: чугунное панно сняли, сославшись на его аварийность, фасад закрыли дешевыми металлокассетами. На данный момент каслинское литье находится на ответственном хранении в управделами губернатора.
Нереализованные проекты Александрова
1. Исторический музей
Александров участвовал в конкурсе на лучший проект исторического музея. Он считал, что здание должно быть не современным, но классическим: так бы двухэтажный исторический особняк Шиховых-Покровских больше гармонировал с новоделом. Архитектор создал несколько вариантов, но ни один из них не одобрили.
2. Дом Советов
По проекту застройки площади Революции 1950 года, на ней предполагалось возвести симметричные высотные здания: они должны были располагаться по краям и служить завершением перспектив улиц Цвиллинга и Кирова. При их строительстве пропало бы здание Народного дома (известное как ТЮЗ, ныне Молодежный театр) — на его месте появился бы дом-близнец здания на площади Революции, 1. А вместо драмтеатра высилась бы доминанта — Дом Советов, увенчанный башней с курантами.
3. ДК железнодорожников
Дворец культуры железнодорожников проектировали неоднократно: сначала первый главный архитектор Челябинска Владимир Гофрат создал два проекта на разных улицах, затем, в начале 1950-х, появились новые идеи. По одному из эскизов, здание ДК было запланировано в глубине улицы Орджоникидзе и обрамлено двумя симметричными строениями (одно из них появилось — Челябинский институт путей сообщения, вместо другого был построен сам ДК ЖД, утративший декор).
Евгений Александров также создал несколько проектов здания, но на комиссии выбрали более сдержанное прочтение другого челябинского архитектора — Федора Серебровского.
4. Дом на Энгельса
На пересечении улиц Энгельса и Курчатова Александровым закладывалась еще одна знаковая высотная доминанта. Футуристичный 15-этажный дом должен был выделяться на фоне однообразных «панелек».
Но дом строить не стали. Вместо него позже возвели кирпичную 16-этажку со сложным фасадом, но без башенок и шпилей.
5. Областная картинная галерея
Евгений Викторович мечтал создать большое пространство для областной картинной галереи — с тремя корпусами, переходами и классическим силуэтом. В такой бы хватило места и на внушительную основную коллекцию, и на временные экспозиции. Она должна была располагаться через дорогу от другого дома Александрова — напротив «Уральских сувениров». Но проекту так и не дали зеленый свет.
Земля перешла в частные руки, сейчас на этом месте один из самых затяжных долгостроев города. Его прозвали «ямой Тартаковского».
6. Станция метро на площади Революции
Александров грезил не только высотками, но и челябинской подземкой. Ему была поручена разработка эскиза центральной станции первой линии метро «Площадь Революции» (соответственно под площадью Революции). На визуализациях Евгения Викторовича эта станция имела строгий и торжественный вид, который перекликался со стилем главной площади города: порталы из красного гранита, каменные мозаики на стенах и чугунное литье — светильники, скамейки, вентиляционные решетки.
7. «Дом будущего»
Александров хотел оставаться современным: пробовал новые стили и предлагал необычные решения. Архитектор проектировал здания и преподавал в вузах вплоть до самой кончины. Одна из загадок — его «Дом будущего» на 2000 жителей. Где Александров хотел построить эти две башни, точно неизвестно. Но, кажется, они что-то очень сильно напоминают из современной застройки.
Соединять дома Евгений Викторович еще тогда предлагал стилобатом, хотя применять такое решение на практике начали только сейчас, и то далеко не все застройщики.
Памятники
Александров сотрудничал со скульпторами Виталием Зайковым, Львом Головницким, Вардкесом Авакяном. Архитектор отвечал за пьедесталы всех самых заметных памятников Челябинска.
1. Памятник В.И. Ленину
Над этим монументом Евгений Александров трудился вместе со Львом Головницким.
— Я считаю, что наш памятник Ленину — один из самых удачных по России. Он хорошо вписался по масштабу, — рассуждает архитектор Александр Дьячков. — Это кажется, что роль архитектора невелика, но ведь очень сложно найти правильную высоту для монумента, правильную конфигурацию, потом еще же надо и материал подходящий подобрать. А тут пьедестал завязан с трибунами, получился целый ансамбль. И столько лет прошло, а он до сих пор выглядит актуально.
2. Памятник «Добровольцам-танкистам»
Еще один памятник, к которому приложил руку Александров, находится на улице Кирова, там, где Бульвар Славы.
3. «Орленок»
Для волевого и несломленного мальчишки-солдата из бронзы Александров создал невысокий гранитный пьедестал, чтобы прохожие могли заглянуть в глаза юного революционера.
4. «Слава отважным»
Этот монумент находится на улице Пушкина, рядом с пожарной частью и управлением МЧС. Памятник посвящен сотрудникам МЧС, погибшим на службе.
5. «Сказ об Урале»
Скульптура великана из сказок Бажова на Привокзальной площади была установлена на пьедестале из каменных глыб, чтобы показать всю мощь и силу духа уральцев.