Компания семьи Тартаковских «Жилтехстрой» сейчас благоустраивает территорию вокруг стройплощадки на пересечении проспекта Ленина и улицы Свободы, где возводит крупный торговый центр на месте бывшей ткацкой фабрики. Там обновляют тротуары, а потом планируют высадить вдоль дороги деревья. Когда эти работы закончатся, бизнесмены возьмутся за подземный переход, находящийся поблизости. Как сообщил 74.RU заместитель главы города по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов, там сделают дополнительный вход в ТК Тартаковских и попутно отремонтируют спуски под землю и фойе.
По словам Максима Куляшова, два подземных перехода на проспекте Ленина (на пересечении с улицами Свободы и III Интернационала), а также аварийный переход на АМЗ (на улице Блюхера) летом этого года передали в ведение МБУ «Геоцентр» (учрежден в декабре 2020 года Комитетом дорожного хозяйства Челябинска).
— До этого почти 20 лет они были у частника в аренде. А в последние годы, ни для кого не секрет, там просто всё на самотек было пущено, — напомнил вице-мэр. — Никто ими не занимался, и мы получили объекты в удручающем виде. Глава города выделила деньги на оценку технического состояния переходов, чтобы понять, где какие глобальные вещи нужно сделать, кроме ремонта. Я имею в виду водоотвод, гидроизоляцию, укрепление фундаментов. Эта оценка еще ведется.
В то же время Максим Куляшов заверил, что необходимые первоочередные работы уже были проведены — в части проводки, освещения, ливневки и граффити.
— От граффити мы их уже дважды отмывали — где это возможно. Там мрамор есть на спусках, это пористый материал, и в него очень сильно въедается краска, убрать ее тяжело, — отметил он.
Еще одна проблема — многочисленные киоски, часть которых, как оказалось, в собственности частных лиц как нежилые объекты. Что с ними делать — в мэрии пока еще обсуждают, но при этом придерживаются позиции, что от торговли в переходах нужно избавляться.
— 20 лет назад решили, что торговля там нужнее, чем пешеходный переход. Сейчас во всех городах уходят от этого, мы в том числе, — сказал Максим Куляшов и привел в пример подземный переход на площади Революции, в котором убрали ларьки и разрисовали стены симпатичными граффити. — Что касается перехода на Свободы, то по нему сейчас ведем переговоры, чтобы привести в порядок не только за счет города, но и за счет инвестора — компании, которая рядом возводит торговый комплекс («Жилтехстрой»). Были даны технические условия на врезку в этот подземный переход входа в новый ТК, мы их подтвердили. Теперь ждем визуальное решение и окончания благоустройства вокруг стройки.
Дождаться окончания работ на земле — принципиально, так как во время ремонта под землей пешеходы будут вынуждены обходить переход по Свободы через улицу Коммуны. Делать наземный переход, пусть даже временный, возле «Детского мира» не намерены. Свое решение в мэрии объяснили слишком высоким автомобильным трафиком в этом месте.
— Будем настаивать, чтобы застройщик, кроме спуска и самого входа, сделал еще и фойе, а также провел ревизию по гидроизоляции. Весь переход он, конечно, ремонтировать не будет, — предупредил Максим Куляшов. — Часть останется городу.
— Не будет ли таким же затяжным строительство в переходе, как в случае с ТК?
— Ему самому в первую очередь интересно всё быстро сделать.
Заместитель гендиректора организации Сергей Тартаковский (сын основателя компании. — Прим. ред.) подтвердил 74.RU озвученные Максимом Куляшовым планы.
— Это было бы логично и удобно, прежде всего для жителей. В том месте давно нужно дать развитие пешеходной развязке, — считает Сергей Тартаковский. — И город дал понять, что заинтересован в этом. Мы только приветствуем конструктивный настрой властей. В таком ключе, когда выстроен диалог, очень приятно работать.
Переходы в Челябинске постепенно ремонтируют, но пока не капитально. В начале июня киоски убрали под землей на площади Революции, а через месяц — на улице Цвиллинга. Осенью в переходе поработали граффитисты. На стенах художники нарисовали главные достопримечательности Челябинска, среди которых Театр оперы и балета, Краеведческий музей и памятник Курчатову. Споры о том, что лучше — подземные переходы или надземные, ведутся давно. Но решения по этому вопросу у городских властей пока нет, хотя содержать их в должном виде не могут. Вот один из примеров — настоящее место страха.
Как в Челябинске появилась «яма Тартаковского»
История затянувшегося строительства на пересечении проспекта Ленина и улицы Свободы берет начало в прошлом веке. На этом месте была прядильно-ткацкая фабрика. В ноябре 1998 года мэрия передала квартал в границах Красноармейская — Ленина — Свободы — Коммуны в долгосрочную аренду крупному застройщику — компании семьи Тартаковских «Жилтехстрой».
В 2000-х годах корпус фабрики снесли. Поначалу там планировалось построить комплекс зданий для разных заказчиков в форме кольца. До завершения удалось довести лишь строительство офиса газовой компании.
После смены городской власти в 2005 году стройка у «Детского мира» зависла. Котлован стал ареной борьбы между застройщиком и чиновниками. То его засыпали, то под прикрытием ОМОНа переносили забор. У Тартаковского несколько раз отбирали разрешение на строительство.
Когда перед Челябинском забрезжила перспектива получить право на проведение саммитов-2020, власти вступили в переговоры со всеми владельцами долгостроев и прикрыли глаза на многочисленные долги перед бюджетом. Тогда представители «Жилтехстроя» анонсировали проект ТРК с подземной парковкой, который теперь обещают закончить в обозримые сроки.
Компания «Жилтехстрой» также известна такими объектами, как ТК «Алое поле» и дом возле бывшего магазина «Школьник» в центре Челябинска.