Фильм «Онегин» (12+) вышел в прокат 7 марта. Он до сих пор бьет рекорды: на момент публикации сборы составили 650 миллионов рублей. «Ай да Сарик, ай да сукин сын!» — вот это однозначно хотел бы услышать режиссер Андреасян от Александра Сергеевича. Но наше всё, пожалуй, только закатило бы глаза, как на картинке.
На связи культурный обозреватель нашего екатеринбургского сайта Е1.RU Дарья Костомина. После просмотра этой экранизации мне захотелось попросить прощения у Пушкина. Почему? Читайте в материале (если вы помните произведение, спойлеров не будет).
Усталости и эйджизма подвезли
Мода на экранизацию великих литературных произведений продолжается. Режиссер «Мастера и Маргариты» (18+) Михаил Локшин передал эстафету своему коллеге. Для тех, кто не знает: Сарик Андреасян уже подарил миру такие работы, как «Защитники» (12+), «Непрощенный» (16+), «Тот еще Карлосон!» (12+), «Землетрясение» (12+), «На солнце, вдоль рядов кукурузы» (6+) — кстати, этот фильм посвящен уральскому герою Дамиру Юсупову — и многие другие.
Перейдем к главному, ради чего, собственно, вы читаете этот текст, — к «Онегину».
Картина полностью пересказывает события романа. Если подзабыли: заглавный герой живет на широкую ногу. Балы и светские посиделки утомляют его. После дядиной кончины он запирается в имении, сторонится соседей. Одинокий молодой человек завязывает дружбу с приехавшим из Германии Владимиром Ленским, который знакомит Евгения с Татьяной Лариной. Она влюбляется с первого взгляда.
Фильм начинается с кульминации — дуэли Онегина и Ленского. В кадре сосредоточенный Виктор Добронравов направляет пистолет и целится в противника. Темнота. Зрителей возвращают к началу.
Итак, главного героя сыграл 41-летний Добронравов. В романе молодому повесе около 20 лет. У статного и взрослого актера проступает седина — одно с другим как-то не вяжется. Кстати, на просторах интернета уже можно найти народные шутки: «Я не стар, я суперстар».
Дальше звучат те самые строчки, с которых начинается оригинальное произведение:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог...
Первая мысль: весь фильм будет в стихах? Меня ждет двухчасовая мука? Но нет, оказалось, что это выступил рассказчик, который будет появляться в кадре с целью напомнить зрителям, что «Евгения Онегина» Пушкин написал в рифму.
Эта роль досталась Владимиру Вдовиченкову, который читал текст без выражения и без искры в глазах. Садитесь, два.
Начало меня утомило. Я посмотрела на время: прошло всего десять минут. Впереди было больше двух часов. Не пыхтим и смотрим дальше.
Для понимания: стихи в фильме чередуются с прозой — то есть со стихами, криво переведенными в прозаические диалоги. Герои общаются понятным современным языком, но разговоры скучные, совершенно не хотелось вслушиваться. Вот Онегин уже приезжает в деревню, узнав, что его дядя серьезно болен. Там мы и знакомимся с другими персонажами.
В звездный каст вместе с Добронравовым вошли тоже заметно взрослые Денис Прытков (Владимир Ленский), которому 30 лет, и Елизавета Моряк (Татьяна) — ей 28. Ольгой стала 23-летняя Татьяна Сабинова (ну хоть одно попадание).
У Сарика Андреасяна есть свое объяснение, почему Онегин у Пушкина почти в два раза моложе актера, выбранного для этой роли в фильме.
— Для меня нет такого понятия, как возраст, в кино. Потому что, когда я вижу Брэда Питта, который играет 17-летнего Бенджамина Баттона, или Леонардо Ди Каприо, который в «Поймай меня, если сможешь» играет 14-летнего мальчишку, у меня не возникает вопросов, — сказал режиссер в интервью ТАСС. — Я мыслю другой категорией: подходит артист на эту роль или нет. Возраст не должен быть основой утверждения на роль. У меня с выбором актера в этом плане сомнений не было. Это даже немного ханжество. Откройте портрет Пушкина, когда ему было 26 лет, вспомните его изображение, которое мы все видели в школьных кабинетах. Он же там выглядит на 50. Раньше люди в 20–25 лет уже несколько войн проходили.
По логике, если Сарик запланирует экранизировать «Ромео и Джульетту», то он снова возьмет на роль Лизу Моряк — она будет старше героини всего лишь в два раза. Ну а что? Зато играет хорошо!
А где «Кончаю! Страшно перечесть…»?
В жизни Елизавета Моряк — супруга режиссера. Некоторые зрители были под таким впечатлением, что начали сочинять шутки в стихотворной форме: «Итак, звалась она Татьяна — жена Сарика Андреасяна». Сложилось впечатление, что режиссер снял этот фильм только ради ее роли, ее триумфа. В картине также принял участие и его сын. Вся семья в сборе.
Очень заметно, что актрисе далеко не 17 (никого оскорбить не хочу, просто факт). И вот опытная женщина Татьяна сидит задумчиво в ротонде, читает Ричардсона, и к ней подходит опытный мужчина Онегин. По мнению режиссера, зритель должен легко воспринимать происходящее на экране? Когда ты смотришь на взрослых людей, трудно представить их легкомысленными юнцами — это же смешно! Дальше герои соприкасаются пальцами, когда берутся за одну книгу. Пауза. Взгляды. Смущение. Без бури и безумия.
Про игру актеров. Нельзя забывать, что главный герой — сложный, многогранный персонаж, созданный гением. И он живой. Живой! Режиссер сотворил противного Онегина. В произведении он был разным: обаятельным, шутливым, высокомерным, дерзким, душой компании. В фильме он, современно выражаясь, токсик, который непонятно чем смог зацепить Татьяну и других окружающих. Ну и в целом хочется сказать: «Мужчина, прекратите капризничать».
После встречи Татьяна внезапно пишет письмо. А когда она успела влюбиться-то? Откуда такая тоска? Режиссер так спешил охватить всё, что забыл про чувства, на них попросту не хватило времени. Когда героиня искренне признавалась в любви Онегину, она сидела в полной темноте, шла нарезка кадров и играла музыка словно из триллера. Чувственный момент Сарик Андреасян превратил в напряженный — как будто сейчас в дом ворвется спецназ.
Кстати, из монолога Татьяны нагло вырезали концовку — по всей видимости, чтобы случайно не насмешить школьников. А я не постесняюсь и напомню, как в оригинальном произведении героиня завершает письмо:
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
Сарик Андреасян, если что, в XIX веке у этого глагола было одно значение.
Александр Сергеевич, простите нас
Я не заметила, как выпала из фильма на полчаса — уткнулась в телефон. Очнулась и поняла, что ничего важного и не упустила.
Дуэль. Ленский погибает и его хоронят под одиноким деревом. Идет снег — и, как всегда, звучит трагичная, вызывающая скорее ужас, чем сочувствие, музыка. Онегин не выходит из своей кареты. Напомню, что героя терзают муки совести из-за глупости, которая обернулась смертью друга. В кадре Добронравов устало взглянул на траурную церемонию и свалил восвояси. Да, Онегин эгоист, но чувства у него есть, он живой человек!
В целом все персонажи тут похожи на восковые куклы, которые уныло существуют в кадре. Читая Пушкина, испытываешь волнение, страх, терзания... Фильм напоминает двухчасовой клип с атмосферными планами. Хочется сказать спасибо оператору и постановщику по костюмам. На этом всё.
Фильм закончился, я вздохнула с облегчением. Пара подростков вышла из зала, и я услышала их диалог:
— Ну как тебе?
— Мне понравилось, только ничего не понятно.
— Да, всё так быстро происходило.
Похоже, ребятам всё-таки придется ознакомиться с пушкинским оригиналом, чтобы получить пятерку. Мне, в свою очередь, захотелось перечитать роман. Что ж, Сарик Гарникович, похоже, с Александром Сергеевичем вам тягаться не по силам. Кончаю!
А вам понравился фильм «Онегин»?
Почитайте также мнение Дарьи Костоминой о нашумевшей картине «Мастер и Маргарита». А корреспондент Е1.RU Даниил Румянцев сходил на киноверсию легендарного советского мультфильма «Летучий корабль» (6+) — и вот его отзыв.
Что бы такого посмотреть в выходные? Отвечаем на этот извечный вопрос в нашей постоянной рубрике.
У нас есть культурный телеграм-канал «E1.RU | Афиша». И сейчас мы там разыгрываем iPhone15 и еще шесть крутых призов. Обязательно подпишитесь!