Весь 2024 год любители театра в Челябинске обращали внимание на растущие цены и дефицит мест. Привычный для единиц досуг как будто становится всё более востребованным… и недоступным. Мы постарались разобраться, с чем связан внезапный всплеск интереса горожан к посещению театров и как сейчас формируется цена на билеты.
Золотой пропуск в сказку
Если раньше попасть на спектакль, скажем, в оперном, было довольно просто, а билет стоил в пределах 1000 рублей (и это в партер), то сейчас на премьерные спектакли билеты разбирают подчистую, несмотря даже на то, что тысячу стоит уже место не в партере, а на галерке (например, как на обновленное «Лебединое озеро»). Новогодних спектаклей это тоже касается, и билеты на традиционный «Щелкунчик» начали разбирать аж за несколько месяцев до праздников при аналогичных ценах.
Оперы и спектакли из старого репертуара обойдутся дешевле, чем балеты, но и тут хорошие места стоит выкупать заранее.
Посещение драматических постановок тоже обходится зрителям недешево: хорошие места на новинки лучше ловить месяца за два, и билет в партер будет стоить 2000-2500 рублей (в Камерном и театре драмы).
Относительно доступнее кукольный театр (партер на «взрослые» постановки» — максимум 900 рублей, в основном — до 600), «Манекен» и Молодежный (партер — 700 рублей), а также частные театры, но и здесь попасть на ближайшие спектакли, внезапно возжелав приобщиться к прекрасному, весьма затруднительно.
Любителей театра рост цен, само собой, не радует, но отмечают они и рост уровня постановок:
— Во многих театрах провели капитальный ремонт, и не только для удобства зрителей, в первую очередь для технического переоснащения, — говорит соосновательница проекта «Прогрессивная театральная общественность» Светлана Демцура. — Усложнились звук, свет, машинерия сцены, драматургия, спецэффекты, постановки стали намного сложнее. Невозможно сейчас представить, чтобы зритель, как когда-то давно, наблюдал сухую интерпретацию классики.
Живой контакт и утешение
По мнению театрального критика Владимира Спешкова, интерес к театру в последнее время действительно растет, причем по всей России:
— Говорят ведь, что в периоды войн, революций и прочих потрясений интерес к театру возрастает. Мы в Челябинске живем мирной жизнью, но общее ощущение не самой простой ситуации в истории нашей Родины есть и здесь, — говорит он. — Люди ищут хотя бы временного прибежища от этой дисгармонии в театре, где даже если на сцене происходит что-то ужасное — ты понимаешь, что это неправда. Растет спрос на то, что утешает и развлекает, на оперетты, мелодрамы, и, конечно, на классику, потому что это традиция, в какой-то форме устоявшаяся жизнь.
Светлана Демцура утверждает, что театры и сами стараются привлекать массового зрителя:
— Очень многие сейчас организуют спецпроекты, легкие мероприятия, мастер-классы, экскурсии по закулисью, читки, чтобы зрители шаг за шагом освоились, погрузились в этот мир, — отмечает она. — Много приходит и молодежи.
Директор Камерного театра Павел Михайлов говорит, что спрос на билеты растет уже не первый год и предполагает, что отчасти театры переманили к себе любителей походов в кино.
— Кинематограф несколько сдал позиции, в последние годы смотреть стало фактически нечего, люди устали от ширпотреба, — объясняет он. — А еще все-таки живое искусство стало необходимо людям, это живой эмоциональный, энергетический контакт.
С тем, что горожане идут в театр на «живого человека», согласен и директор театра «Манекен» Александр Березин:
— Интерес к театру растет после пандемии, да и не только к театру: активно идут и на концерты, другие культурно-массовые мероприятия. Любое живое общение со сценой имеет большую ценность.
«Все еще дешевле, чем ресторан»
Ценность театра, увы, измеряется не только в духовном, но и во вполне материальном выражении. Как объяснили нам в областном министерстве культуры, даже ведомственные учреждения сами определяют стоимость билетов, а также количество мест для льготных категорий на каждом из спектаклей.
По словам Павла Михайлова, многие театры при расчете стоимости билетов ориентируются на «потолок» в размере 2% средней зарплаты по региону. Официальные цифры начисленных зарплат, в таком случае, позволяют остановиться лишь на 1300-1400 рублях за самый дорогой билет. Но в целом никаких ограничений собственной ценовой политики каждого театра нет, и пока спрос остается высоким — стоимость билетов может расти дальше.
Еще одна условно льготная категория — школьники и молодые люди, которые в 2024 году могли потратить на культурный досуг 5000 рублей с «Пушкинской карты». В свете сказанного выше номинал карты выглядит скромно: на несколько визитов в «драму» хватит, а на балет — уже нет.
Кто же готов выложить десятую часть зарплаты среднего южноуральца за один визит к подмосткам? Судя по наблюдениям наших читателей, в театрах стало немало обеспеченной публики, на премьерах часто можно увидеть первых лиц региона и города.
— Возможностей для развлечения стало меньше, и люди обеспеченные тоже стали меньше ездить за границу, ходить по клубам, ибо это где-то уже не комильфо, — говорит Владимир Спешков. — Да и клубы — это, в общем-то, молодежная тема, люди постарше ходят по ресторанам, а театр сейчас в целом все еще дешевле, чем ресторан… Но все-таки большей частью в театр пошла не элита, а обычные люди, много работающие, обеспечивающие свое существование, которые находят здесь способ отвлечься.
Хотя есть мнение, что высокие цены постепенно вытесняют из театров искренне вовлеченного, интеллектуального зрителя, в Челябинске заядлые театралы ищут способы попасть на спектакли со скидкой или вовсе без денег.
— Мы следим за всеми акциями, которые проводят театры, если организуемся, то получаем групповые скидки, — рассказывает Светлана Демцура. — А еще можно попасть на репетицию или даже генеральный прогон бесплатно, но потом написать отзыв, и театры идут на это, поскольку заинтересованы в продвижении своих спектаклей, им нужна зрительская обратная связь.