В 6 километрах от Челябинска на границе с Каштакским бором вырубили больше 100 сосен. Эту территорию раньше занимал детский лагерь «Уральские зори», сейчас земля — в частных руках. И ее начали активно осваивать: сносить деревья, размечать участки и проектировать то новые коттеджные поселки, то термальные источники, то просто базу отдыха. Жители соседнего села Большое Баландино считают вырубки варварством и выступают против застройки в лесном массиве. Мы выехали на место, увидели живописный природный уголок своими глазами и разобрались, кто расчищает территорию, а также что думают об этом лесники и cосновские районные власти.
Земля под застройку находится неподалеку от челябинского аэропорта, на машине — минут 10 езды. Каштакский бор тянется в эту сторону из Металлургического района, дугой огибая границы города на севере. Путь хоть и недалекий, но складывается ощущение, что попадаешь в горнозаводскую зону где-нибудь возле Сима или Юрюзани: здесь скалистые обрывы, густые леса и быстрая река с порогами (на самом деле это Миасс). На вид — словно не пригород промышленного миллионника, а часть какого-то природного заповедника. Даже дышится совсем иначе: воздух пропитан запахом сосен.
«Идет масштабная вырубка»
Здесь расположены небольшие поселки Большое Баландино и Прохорово. Стоит их проехать, как начинается большой лесной массив — Каштакский бор, это особо охраняемая территория. Срубить в нём нельзя ни одно дерево без специального разрешения лесников. Рядом — территория бывшего пионерлагеря «Уральские зори», он был заброшен еще в 90-е годы, к 2000-м все корпуса сравняли с землей, говорят старожилы. Сейчас от него остались лишь едва заметные фундаменты и рассыпающиеся пьедесталы — постаменты от статуй советских трубачей и атлетов. Недавно на месте лагеря начались вырубки: спилено уже больше сотни сосен.
— Все местные жители недовольны этим, — возмущается житель Большого Баландино Анатолий. — Мы выступаем против: тут когда легковушки гоняют — уже пыль, дышать нечем. А скоро будет вообще полноценная трасса. О стройке в бору говорят последние пару лет. У меня семья: жена и шестеро детей. Мы приехали сюда, чтобы жить рядом с лесом, чтобы был чистый воздух. А в итоге и тут уничтожают деревья.
Визуально и лес, и бывший лагерь — одно целое. Простому обывателю провести границу между ними не под силу, тем более что бывшее оздоровительное учреждение с трех сторон окружено бором, четвертая — выходит к реке. На карте это выглядит как островок, лоскут, выкроенный из самой гущи леса. Да и тот давно зарос деревьями. Впрочем, значительную их часть пустили под топор.
— Идет масштабная вырубка вековых сосен. Лесорубы ездят по дворам, предлагают бесплатно сосновые дрова местным, — пожаловалась Анна. — Они убивают лес. И ради чего?! Наверное, хотят воткнуть туда какой-нибудь новый элитный поселок, как будто других мест нет.
И действительно: на публичной кадастровой карте территория, окруженная лесом, попилена на 36 участков. Один из них, большой, — при въезде, остальные — примерно равноценные, по 17 соток. Общая площадь под застройку — 11 гектаров. Вид разрешенного использования земель — «для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения».
«Участок граничит с лесным фондом»
С высоты птичьего полета заметны явные проплешины — зеленый массив проредили. На земле — другая картина: на каждом шагу пни и поваленные стволы. По свежим спилам инспектор регионального управления лесами Алексей Яновский определяет: многим загубленным деревьям здесь было 50–100 лет, все они здоровые, к тому же на подходе много молодых сосен. Но лесорубы границы не пересекли, а значит, нарушений нет.
— По лесоустройству 1998 года и 2014 года эта земля принадлежала лагерю, официально она не являлась лесом. Сейчас у территории есть частный собственник, он выборочно произвел вырубки. Видимо, в тех местах, где строения будут стоять, — рассуждает Алексей Яновский. — Да, этот участок граничит с лесным фондом, но сам по себе лесом не является. Наверное, в ходе реализации проекта строители могут зайти на нашу территорию, но мы будем следить, приезжать и контролировать.
Как и когда земли заброшенного лагеря перешли в частные руки, в Сосновской районной администрации, к которой они относятся, прояснить не смогли. Но судя по кадастровой карте, участки были сформированы и поставлены на учет относительно недавно, в 2019–2020 годах. При этом разрешения на строительство собственникам пока не выданы.
— Собственники земельных участков за разрешением на строительство объектов капитального строительства в администрацию Сосновского муниципального района не обращались, информация о планируемом строительстве и сроках отсутствует, — сообщил 74.RU глава Сосновского района Евгений Ваганов. — Будет организован выезд на указанный участок.
«Хотим создать горячие источники»
Рядом с вырубками висит объявление о продаже участков, на нём указаны телефоны, электронный адрес и название загородного поселка — «Ласточкино гнездо». Почта совпала с той, которая указана на сайте другого загородного поселка в Сосновском районе — Княжий. В выписках из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) мы увидели, что значительной частью земель владеет Алексей Кожевников (он же имеет отношение к поселку Княжий). 74.RU обратился к нему за комментарием.
— То, что там написано «Ласточкино гнездо», — это была наша концепция 2016 года, но мы от нее уже отказались. Эта идея не пошла, почему-то никого не заинтересовала, — рассказал 74.RU Алексей Кожевников. — В 2019 году мы начали развивать новую тему — хотим создать там горячие источники. Так что там не будет коттеджного поселка.
Алексей Кожевников — депутат совета депутатов Кременкуля (Сосновский район), бизнесмен. По данным сервиса «Контур.Фокус», владеет ИП (оптовая продажа металлов), фермерским хозяйством и несколькими организациями: челябинским заводом горного оборудования, автотранспортным предприятием «Риконт-Инвест», строительной фирмой «Кик», управляющей компанией загородного жилого комплекса Княжий (Сосновский район). Кроме того, ранее числился соучредителем ТОС «Микрорайон "Родной"» (загородный поселок Родной в Кременкуле, в Сосновском районе). Являлся совладельцем ООО «Полигон ТБО» — предприятия, которое занимается переработкой бытовых отходов в Полетаеве. В 2014 году в отношении Кожевникова было возбуждено дело об осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии.
Как заверил наш собеседник, строительство начнут уже в этом году, а полностью сдадут объект к 2025-му.
— Мы там планируем поставить домики для профилактического лечения. Это будут одноэтажные срубы и двухэтажное здание администрации, — обрисовал планы предприниматель. — Сейчас мы готовим проекты для того, чтобы провести туда газ, электричество, сделать нормальную дорогу. Бассейн с подогревом имеет смысл делать только в случае, если газ дадут. Если нет, то просто поставим дома для отдыха и будем сдавать. В части вырубок ответ такой: мы вырубили только под пятно застройки — там, где должны стоять дома, и там, где сети пойдут. Сплошных вырубок не было.
Весной прошлого года мы рассказывали об этих живописных местах: там можно увидеть горные кряжи, лазурную воду и пороги.
Еще один спорный проект в Сосновском районе — строительство на заливных лугах в СНТ Малышево. Там, на берегу Миасса, планируют создать новый элитный поселок, а дорогу к нему — пустить через сады.