Экология проблема

«Это глупость и большое преступление»: через сады под Челябинском хотят построить трассу к коттеджам у реки (видео)

Рассказываем, при чем тут чиновник, который сейчас в СИЗО

Живописный участок земли возле Малышево превратят в элитный поселок, а чтобы было удобнее добираться к нему, пустят трассу по садам

В райском уголке в 20 километрах от Челябинска — в СНТ Малышево — разгорается скандал: через сады хотят проложить автомагистраль, вместо обычной дачной дорожки будет трасса шириной 9 метров. Для ее строительства придется изъять у собственников как минимум 9 участков. Остальные садоводы останутся с автодорогой под забором. И все это — ради нового коттеджного поселка, землю под который уже начали продавать на бесподобно красивом берегу реки. На днях в Кременкуле состоялись публичные слушания. На них садоводы выступили против любых перепланировок. Но учтут ли их мнение власти? Мы побывали в Малышево, увидели невероятные пейзажи, узнали, как объясняют необходимость дороги чиновники, и выяснили, какое отношение к распродаваемой земле имеет бывший замглавы Сосновского района Игорь Азархин, который сейчас находится в СИЗО.

Еще до начала публичных слушаний садоводы толпятся у входа кременкульского Дома культуры. На парковке суетливо подписывают два обращения, говорят, одно направят в прокуратуру, другое — губернатору. И, едва сдерживая эмоции, объясняют, что их ждет в ближайшем будущем.

— А вы считаете, это нормально? Нам трассу через сады проложат до Полетаева, от наших участков отрежут землю, на каком основании?! Они у нас в собственности! А если дом там стоит, то мне его что, сносить? — возмущается женщина в очереди к подписным листам.

Садоводы еще до слушаний собирают подписи против перепланировки

Другая пенсионерка подхватывает:

— Жили себе спокойно, никто по садам не ездил, металл не воровал, у нас тупиковая дорога, еще и со шлагбаумом, а теперь будет сквозная автострада! Будем только успевать пыль глотать!

Рассаживаясь в зале, где уже собрались больше сотни человек, разгоряченные дачники прибавляют: дорога — это еще полбеды, на их глазах уничтожается заливной луг на берегу Миасса. Там продают участки под застройку, и нарезали их на берегу реки. А новую магистраль запроектировали, чтобы удобно было подъезжать к особнякам.

В зале публичных слушаний собралось больше сотни человек
Если посмотреть с высоты птичьего полета на Малышево, то видно, что сады окружены нетронутой природой. Как на картинке

— Это же просто экологическая катастрофа! Самое нелепое, что строить там нельзя в принципе, все затапливается по весне. Вода приходит и стоит два метра глубиной! — показывает видео в телефоне председатель СНТ «Малышево» Евгений Дорохов.

Вот так заливной луг выглядит весной, когда Миасс разливается: его полностью затапливает водой

На публичных слушаниях демонстрируют проект, первой слово берет проектировщик Диана Осипик.

— К изъятию предусматривается девять земельных участков с целью размещения линейного объекта (дороги) как территории общего пользования, который обеспечит беспрепятственный доступ к деревне Малышево, — вещает автор проекта. — Длина 1,2 км, ширина принята неравнозначная. К изъятию предусматриваются участки под дорогу местного значения в направлении поселка Полетаево-1, Полетаево-2. Изыматься они будут на платной основе.

Дело в том, что на границе СНТ «Малышево» остались два десятка участков, которые исторически относятся к одноименной деревне Малышево. На карте они смотрятся как часть садового товарищества. Дома деревни и сада сейчас располагаются уже вперемешку.

Выступления спикеров то и дело прерывают выкрики из зала: «Не нужна нам ваша дорога!»

Сумма компенсаций не оглашается, да и о строительстве коттеджного поселка никто не упоминает. Зачем прокладывать дорогу в Полетаево через сады, объясняет начальник управления архитектуры и строительства администрации Сосновского района Ольга Антель.

— Участки изымаются для муниципальных нужд, для того чтобы определить границы населенного пункта деревни Малышево, — заявляет Антель. — Границы населенного пункта возможно определить, только если разделить земельный участок дорогой, другого способа нет. Дорога идет посередине деревни. Всё, точку ставим и уходим, люди живут, садоводы занимаются садоводством.

— Вот идите в деревню Малышево и на месте размечайте границы, потом переносите на карту, при чем тут дорога?! — выкрикивает мужчина из зала.

Крупное СНТ и теперь уже малочисленная деревня давно находятся в состоянии конфликта. Уже много лет они делят границы и управление общей землей. Все дороги на территории садов находятся в собственности СНТ, правление поставило на въезде шлагбаум, а жители деревни выступили против. Одни хотят огороженную территорию и готовы за нее платить, другие выступают за открытие границ.

— А зачем нам шлагбаум? Нас заставляют ключи от него покупать, — пожаловался житель деревни Николай. — А это дорога в населенном пункте, доступ к нашим домам должен быть и так всегда открыт. Но получается, чтобы привезти к дому дрова или стройматериалы, надо отдельно платить за машину, это же бред!

И вот, не прошло и десяти лет, как власти решили сказать свое веское слово и встали на сторону ущемленного меньшинства — жителей деревни Малышево, решив освободить проезд и провести по садовой дороге трассу, цепляя все соседние участки.

Сейчас экосистема у берега реки практически в первозданном состоянии, здесь обитают утки и выдры, бобры сгрызают деревья, чтоб построить плотины

— Данные земельные участки (земля, где расположены две дороги на территории СНТ «Малышево») находились в собственности СНТ и других юридических лиц, что позволило им установить шлагбаум и закрыть единственный доступ к населенному пункту — деревне Малышево, — прокомментировал глава Сосновского района Евгений Ваганов. — Добровольного согласия на межевание земель сельхозназначения и земель общего пользования собственниками дано не было. Доступ жителей деревни Малышево к своим домовладениям перекрыт. Это послужило основанием для разработки проекта межевания, которым определены земли общего пользования.

В разговоре с 74.RU Ваганов отметил, что решений непосредственно о строительстве дороги пока не принято. Если так, то непонятно тогда, почему на публичных слушаниях о трассе говорили проектировщик и подчиненная главы района Ольга Антель.

В целом забота властей о жителях деревни должна выглядеть позитивно, но неприятный душок в истории появляется, когда становится ясно, что планируемая дорога упирается в землю, которую уже нарезали на участки и активно продают под строительство частных домов. На берегу реки образуется новый коттеджный поселок.

В СНТ «Малышево» сейчас 1,5 тысячи садоводов, к деревне Малышево относится 25 домовладений

Председатель СНТ «Малышево» Евгений Дорохов уверен, что сугубо документальное обоснование изъятия быстро станет реальным: заберут садовые дороги, а вместе с ними подрежут участки дачников.

— Сейчас у них главная цель — сделать беспрепятственный проезд к тому участку, где нарезаны участки под коттеджи, поэтому хотят забрать дороги и требуют убрать шлагбаум, — рассказал Евгений Дорохов. — Моя задача — сохранить целостность СНТ, ведь начнется полный бардак. Появятся цыгане, в садах начнут воровать, мусор перестанут вывозить, пыль с дорог полетит. Вы понимаете, садоводов — полторы тысячи человек, а деревенских домов — всего 25. Мы принимали решение об установке шлагбаума на общем собрании большинством голосов. Деревня Малышево находится на территории СНТ «Малышево», поэтому всё сделано законно. Но самое нелепое, что их возмущение используют как разменную монету, лоббируют ситуацию и прорываются на луг Миасса, чтобы застроить его коттеджами.

Конфликты между «садами» и деревней начались, когда на въезде появился шлагбаум
Малышево находится в экологически благополучном местечке. Ситуацию портит только временный мусорный полигон в 10 километрах, но и его в будущем планируют перенести

Отправляемся в Малышево. Дачник Александр устраивает экскурсию по своему саду: двухэтажный домик и грядки купил недавно, два года назад. С тех пор влюбился в местную природу и старается проводить здесь все выходные. Александр уверен — в затянувшемся противостоянии обе стороны упускают главное: трасса и коттеджи помешают всем, а есть или нет шлагбаум, по сути, не так уж и важно. Он примеривается у себя на земле: под новую дорогу у него отрежут кусок газона перед домом и вырубят две раскидистые ели у забора. Но, что еще печальнее, считает садовод, пострадает девственная поляна на берегу Миасса.

Сейчас специальными табличками обозначена защитная прибрежная полоса, но ради строительства коттеджей на нее готовы закрыть глаза

— Луг — это у нас маленькая экологическая страна, и вот здесь новые участки как раз нарезаны. А здесь уже река! До нее двадцать метров всего! — возмущается мужчина. — Это и вызывает опасения: жалко, чёрт возьми! С другой стороны, есть закон, который запрещает нарезать участки и вести хозяйственную деятельность в водоохранных зонах рек. Тут какая-то странность — всё держится в тайне, наполнено всё некими слухами, почему всё не опубликовать открыто? Почему не обнародуют? Здесь еще река чистая, она идет в город, через 20 км она впадает в Шершнёвское водохранилище. Закон един для всех: какого чёрта кому-то можно нарушить, а кому-то нельзя? А изымут участки, чтобы обеспечить этим будущим строителям движение на КАМАЗах, грузовых машинах, им же надо как-то завозить стройматериалы. Понимаете, покуситься на этот кусок природы — глупость и большое преступление. Нельзя это убивать! Таких кусочков больше нигде не найдешь. Здесь у нас в реке дети купаются — видите, тарзанка висит, с нее прыгают в воду, когда жара стоит. Тут бобры обитают — вон недавно дерево сгрызли, выдры водятся, дикие утки.

Стоимость участков СНТ неминуемо упадет, рассуждает соседка Александра Валентина Тимашкова.

— Об этом поселке года два или три назад говорили, но потом затихло. Мы тут специально брали участки, чтоб был вид красивый, чтобы было тихо, спокойно, заплатили нормальную цену, а продавать теперь за копейки? — говорит дачница. — Это убийство природы, вот и всё! Вон, таблички «Охранная зона» стоят, как тут строить?!

Сейчас виды из окон садовых домиков — почти альпийские, скоро смотреть останется разве что на крыши огромных особняков

В региональном Министерстве экологии заявили, что о застройке прибрежной зоны Миасса ничего не слышали, такие планы не одобряют, но проверку начнут, только если при строительстве допустят нарушения.

— По Водному кодексу там в 20-метровой зоне от берега запрещено размещение любых объектов, — прокомментировал замминистра Виталий Безруков. — В 200-метровой зоне строительство допускается, но при соблюдении определенных требований — отвод канализации и ливневых вод. Если там планируется отсыпка прибрежной зоны, то она тоже запрещена. Со стороны Минэкологии мы, конечно, считаем строительство на берегу Миасса в Малышево нецелесообразным. Это сильно увеличит нагрузку на реку Миасс и на Шершнёвское водохранилище.

Гидролог Раиса Казанцева считает, что активная застройка отравит Миасс, а вместе с ним и главный питьевой источник Челябинска — Шершнёвское водохранилище.

— Грязь, мусор, канализация — все это будет попадать прямо в воду, — объяснила Казанцева. — Ливневку никто не поведет на очистные, это очень затратно. Сады так сильно не вредят реке — во-первых, они и далеко, во-вторых, люди там находятся не ежедневно. А если вырастет нагрузка, то водохранилище получит большое количество органических, минеральных и микробиологических загрязнений. Вода будет подвержена цветению, что приведет к гибели рыбы и различных микроорганизмов.

При этом торговля завидными угодьями идет бойкая. Объявления висят на «Юле», «Авито», на «Циане» и во «ВКонтакте». Мы позвонили по одному из них, и нам сообщили, что почти все 85 участков раскуплены.

— У нас осталось четыре участка, электричество к ним уже провели, трансформатор стоит, я сам юрист, помогу оформить все документы, — ответил мужчина по номеру из объявления. — Там еще есть два собственника, которые продают, но они сказали, дешевле 500 тысяч рублей продавать не будут. У меня есть все «зеленки» (документ, подтверждающий право собственности на земельный участок. — Прим.ред.), это земли населенных пунктов. Все официально, что касается реки Миасс — да, там второй водоохранный пояс, но просто при строительстве все должны будут сделать септики, а не просто выгребные ямы.

Цена за один участок площадью 15 «соток» — 250 тысяч рублей, что на первый взгляд — подарок. Однако специалисты по загородной недвижимости считают, стоимость не преуменьшена.

— Это нормальная цена, ведь там пока нет никаких сетей, нужно делать скважину и устанавливать автономную канализацию, газ там вообще вряд ли когда-либо появится, — констатировала риелтор загородной недвижимости Мария Шишкина. — У нас в продаже есть такой же участок в Малышево, но за него хотят 500 тысяч рублей — спроса нет.

При этом, соседи по поселку, судя по всему, будут люди непростые: так, сразу четыре земельных участка принадлежат Елене Викторовне Азархиной. Она значится одним из учредителей ООО «Энергия» вместе с Игорем Азархиным и Денисом Казанцевым. Игорь Азархин — бывший первый заместитель главы Сосновского района, который сейчас находится в СИЗО по обвинению в финансовых махинациях. Денис Казанцев — предприниматель, который также был задержан вместе с Азархиным. В видах деятельности организации ООО «Энергия» прописана покупка и продажа собственного недвижимого имущества. Мы попробовали связаться с Еленой Азархиной, но телефон организации выключен.

Объявления о продаже участков в Малышево легко найти в интернете

Интересно, что Игорь Азархин выступал на передовой похожего скандала с СНТ «Петушок». Тогда решался вопрос со строительством автодороги к пригородным микрорайонам «Вишневая горка», «Залесье», «Белый хутор». Сначала четырехполосную трассу запроектировали через элитный поселок «Западные луга» («Западный-2»), а когда тот застроили особняками, власти опомнились и в 2017 году решили проложить автомагистраль через сады. В «Петушке» раздора среди дачников не было, они поднялись в едином протесте и смогли отстоять свой СНТ, дорогу проложили в другом месте.

Председатель СНТ «Петушок» Галина Котова считает, автомагистраль убила бы их сады.

— С дороги вместе с пылью будут лететь тяжелые металлы от большегрузов, все они ездят на дизтопливе, а это конец! — объяснила Галина Котова. — Все это будет оседать, яблоки есть уже нельзя, малину надо мыть, а ее, как мы знаем, не моют, да и не промоешь от всей этой термоядерной химии. Что там вообще вырастишь в таких условиях?! Не понимаю я такого: чтобы улучшить жизнь одних, надо загубить жизнь других. Я, чтобы решить наш вопрос, куда только ни ходила — и в ЗСО, и к местным депутатам, и в КПРФ, и в газете про нас писали, потом в суды пошли. А если бы сидели сложа руки, давно бы уже дорога была.

Застройка берега реки Миасс — острая тема для Челябинска. Ранее горожане высказывали возмущение по поводу других участков: на Северо-Западе воткнули новые высотки в районе «Академ Riverside», а ЖК «Бриз» поставили вплотную к воде.

При этом состояние реки давно вызывает вопросы. Осенью 2020 года даже возбудили уголовные дела из-за нарушений при очистке Миасса: стоимость работ по приведению водоема в порядок завысили на 12 миллионов рублей, а результат вышел весьма сомнительный.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления