Едва поспевая за стремительной походкой Валентины Николаевны Тишиной, заведующей кафедрой «банковское дело» международного факультета Южно-Уральского госуниверситета, проводившей меня по коридорам второго корпуса университета, я изумлялась ее энергичной деловитости. «Не отстаете? Мне не раз доводилось слышать, что завкафедрой должна шествовать по коридору чинно и степенно, – с задорной улыбкой призналась она. – Но если я буду следовать этому, то ничего не успею. Ведь жизнь так коротка!» И в этих мимоходом брошенных словах – ключ к понимаю феномена этой яркой, удивительной женщины, воспитавшей уже не одно поколение банковских служащих.
«Хороший преподаватель должен не просто отчитать курс лекций, а дать информацию к размышлению»
– Валентина Николаевна, как вы приняли решение стать экономистом?
– На самом деле мой выбор вряд ли можно было назвать осознанным. Мое детство прошло в небольшом поселке в Алтайском крае, и передо мной, как и перед моими одноклассниками, открывался небогатый выбор учебных заведений и специальностей – учитель, врач или бухгалтер. Были еще, конечно, инженерные специальности, которые пользовались особым почетом у ребят нашей школы. Я последовала совету родителей, которые с позиций своего жизненного опыта дали мне напутствие: «Профессия экономиста всегда востребована, хорошо оплачиваемая». При этом, надо сказать, представления об экономике у родителей были довольно туманные: прежде в нашем роду финансисты были только на уровне бухгалтера-счетовода.
Я приехала в Барнаул, без особых затруднений сдала вступительные экзамены в институт. На первом курсе, осмотревшись, привыкнув к жизни в большом городе, я поняла, как же мне на самом деле повезло: в институте были действительно классные преподаватели, которые высказывали на лекциях идеи, мысли, передовые для того времени. Преподаватели оказывали огромное влияние на формирование у нас, студентов, отношения к миру, к людям, к самому себе. И действительно, хороший преподаватель должен не просто отчитать курс лекций, а дать информацию к размышлению, заинтересовать, пробудить тягу к новым знаниям.
– Как судьба привела вас в Челябинск?
– Мой муж поступил в аспирантуру в Челябинский агроинженерный институт. Разумеется, в тот момент мы и не предполагали, что останемся в Челябинске на долгие годы – предполагалось, что поживем год-два, пока он не защитит научную работу. Это был 1983 год. А вскоре грянула перестройка. Написание диссертации мужу пришлось отложить, потому что нужно было кормить семью. Появилась возможность осесть, купить кооперативную квартиру, а я была принята преподавателем в учетно-кредитный техникум, который позже был преобразован в Банковскую школу Центрального банка России. Там я проработала почти двадцать лет, до самого момента закрытия школы в 2003 году.
Я с теплотой вспоминаю то время – весь преподавательский состав буквально «горел» любимым делом. Уровень профессиональной подготовки студентов был высочайшим! Едва ли какие-либо иные образовательные учреждения финансово-экономического профиля располагали в начале 1990-х годов столь квалифицированным преподавательским составом и развитой учебно-методической и материально-технической базой. В школе был собственный учебный банк с современным оборудованием, начиная от детектора валют и заканчивая новейшими компьютерными программами, прекрасный лингафонный кабинет. Студенты получали обширные знания по спецпредметам – бухучету, банковскому делу, менеджменту, компьютерным технологиям… Школа готовила персонал как для учреждений Банка России, так и для коммерческих банков, испытывавших острый дефицит квалифицированных специалистов. Диплом котировался очень высоко, и выпускники школы были буквально нарасхват, устраивались на работу в Управление Центрального банка по Челябинской области, коммерческие банки, в казначейство, на таможню, в налоговую инспекцию... Зайдите сегодня в любой банк – там обязательно будут специалисты, окончившие Банковскую школу.
– Почему школа была закрыта?
– В сложных условиях финансового кризиса 1998 года Банк России принял решение о существенном сокращении числа банковских школ, что представлялось вполне логичным шагом по минимизации непрофильных расходов. Аппарат ведомства уже не нуждался в значительном количестве новых сотрудников, напротив, региональные сети расчетно-кассовых центров в то время оптимизировались. В 2003 году в результате реорганизации сети учебных заведений Банка России их число сократилось до шести. Однако в тот момент уже появились вузы, проводившие подготовку специалистов банковского дела. Педагогический состав закрывшейся Банковской школы в Челябинске перешел в Южно-Уральский госуниверситет, в Челябинский госуниверситет, в другие вузы города, продолжая традиции инновационного образовательного учреждения, поддерживая высокие качественные стандарты банковского образования в условиях динамичного и конкурентного рынка образовательных услуг.
– Почему вы предпочли научную и преподавательскую деятельность карьере в банковском бизнесе?
– Многое в жизни решает случай. После защиты дипломной работы куратор группы предложила мне преподавать спецпредметы в экономическом техникуме. С ее легкой руки я занялась обучением молодежи и в дальнейшем уже не мыслила себя в иной сфере. До сих пор – а я занимаюсь преподавательской деятельностью на протяжении двадцати семи лет – я получаю истинное удовольствие от преподавания. Может быть, труд университетского преподавателя не столь высоко оплачиваем, как сотрудника банка, но не все измеряется деньгами. Вспоминаются слова Сент-Экзюпери: «Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить». Для меня в первую очередь ценно то, что я каждый день вижу в глазах студентов: интерес, признательность. Когда во время лекции царит внимательная тишина, а после звонка на перемену студенты подходят и благодарят – это и есть наглядное подтверждение, что твой труд, знания, опыт нужны и востребованы. Каждый должен заниматься своим делом в жизни. Ломать себя не надо. Чувство, что ты прожил жизнь впустую, не нашел себя, не раскрыл таланты – самый грустный итог жизни.
«Блестящую карьеру в банке делают не только отличники»
– Мне не раз доводилось слышать, как управляющие челябинских банков сетовали на низкий уровень подготовки молодых специалистов, которые выходят из стен вузов. Дело в несовершенстве образовательных стандартов или в нерадивости студентов?
– Дело, наверное, в том, что студенты, получая хорошие базовые знания по широкому перечню дисциплин, не всегда имеют возможность применить их в деле. Многократно вырос уровень языковой подготовки, в техническом плане сегодняшние студенты намного сильнее своих предшественников. Ребята сейчас смотрят на вещи с практической точки зрения, более или менее четко знают, кем хотят быть, каких высот хотят добиться в жизни.
Проблема всех вузов – это достойная знаниям студентов организация практики. Так что банкам, возможно, стоит не критиковать уровень профессиональной подготовки молодых специалистов, а направить усилия на возрождение наставничества, чтобы заслуженные работники не «клевали» неоперившихся студентов, не держали их на посылках, а помогали войти в курс дела, привлекали к выполнению несложных заданий и поручений.
– Вы следите за дальнейшей судьбой студентов? Скольким выпускникам с потока удается устроиться в банки?
– Предложения о работе в банковской сфере получают около восьмидесяти процентов выпускников, но, к сожалению, это не те должности, о которых студенты мечтали. Молодым специалистам с дипломом о высшем образовании хочется получить интересную высокооплачиваемую работу, престижную должность – и это понятно. Конечно, у вчерашних студентов нет ни необходимых практических навыков, ни достаточного опыта, есть только огромное желание работать – но, поверьте, и это уже немало.
Я всегда советую студентам в полной мере использовать уникальную возможность познакомиться с работой разных отделов банка во время производственных и преддипломной практик, применить в деле знания основ банковского дела, завязать деловые контакты. Банк относится к разряду тех организаций, в которых к молодым специалистам присматриваются, проверяют их навыки и умения, поэтому рассчитывать на стремительный карьерный рост в банке сложно. Есть, конечно, и иной вариант – ряд столичных банков при открытии региональных филиалов набирают в команду креативную молодежь практически без опыта работы, что называется, «нулевых», чтобы не приходилось переучивать, а сразу приучить к принятым в банке стандартам и правилам.
– В пестрой среде первокурсников можно разглядеть «звездочек», которые построят успешную карьеру в банковском бизнесе?
– Да, и это не всегда совпадает с показателями успеваемости. Случается, что круглая отличница – тихая, старательная – так и не находит себя в жизни, в профессии. Потому что зубрит учебники и получает хорошие отметки не ради тяги к новым знаниям, а для того, чтобы заслужить одобрение преподавателей, родителей. Порой невысокие оценки в дипломе говорят не о скромных умственных способностях студента, а о незрелой жизненной позиции, неумении учиться с полной самоотдачей. Процитирую немецкого педагога Адольфа Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Я считаю, что качества, необходимые для овладения профессией банкира, безусловно, пригодятся в любой работе, но в банковском деле без них точно не обойтись – это порядочность, максимальная ответственность; оперативность, способность быстро находить верные решения; собранность, четкость при исполнении профессиональных обязанностей, дисциплинированность; бережливость, стремление зарабатывать деньги, а не тратить их; коммуникабельность; умение проводить взвешенную политику.
Вместе с тем важно быть интересным человеком. Помню, в институте преподаватели нам советовали: «Будьте серьезней, вас будут принимать за умных». В то время людям, которые вели себя «несерьезно», – умели не только работать с полной самоотдачей, но и интересно проводить свободное время, быть душой компании – путь наверх по карьерной лестнице был заказан. Вспомните непроницаемые лица людей на собраниях, деловых встречах… Сегодня подход изменился: именно креативные, интересные, творческие люди становятся лидерами, строят успешную карьеру.
И я, в свою очередь, на лекциях говорю студентам о том, что сейчас важнейшими условиями для успешной карьеры являются стремление к профессиональному росту, личные качества, высшее образование и практика. Каждый вечер необходимо подводить итог прожитого дня: «Что нового я узнал? Чем запомнится этот день?» Мы живем в городе-миллионнике, где регулярно проходят всевозможные научные конференции, круглые столы, выставки, мастер-классы – есть возможность не только получать новые профессиональные знания, но и учиться ораторскому искусству, мастерству презентации. За время обучения в университете можно успеть закончить курсы английского языка, получить водительские права, пройти стажировку в разных банках и предприятиях, съездить на заработки за рубеж – это время открытых возможностей!
– Не секрет, что банкиры не пользуются особенной любовью в народе. С чем это связано?
– Когда страна перешла на рыночные отношения, за короткое время возникло огромное количество банков. И банкиры новой формации всем своим видом демонстрировали благосостояние, высокий уровень достатка. С одной простой целью – чтобы у клиентов не возникало сомнений, что они пришли в успешный, процветающий банк. Я прекрасно помню, как встретила на заре девяностых бывшую студентку, которая в 23 года стала руководителем подразделения банка. Она щеголяла в шубе из чернобурки до пят. Я спросила: «Неужели такие высокие заработки в банке?» Она по секрету сказала, что купила шубу в кредит, чтобы выглядеть солиднее. Так и создавались мифы о нереальных доходах банкиров.
Поэтому я еще на первом курсе считаю своим долгом предупредить студентов: «Не думайте, что, устроившись в банк, вы сразу же будете получать высокую зарплату. Работа в банке – это нелегкий и не всегда высоко оплачиваемый труд».
«Мне часто звонят знакомые, недовольные обслуживанием в том или ином банке. И я чувствую себя в какой-то мере ответственной за это»
– Валентина Николаевна, а сами вы клиентом какого банка являетесь?
– Провокационный вопрос! (Смеется.) Я не испытываю приверженности к какому-то одному банку. Может быть, потому, что, в какой бы банк я ни зашла, я встречаю своих бывших студентов. Скажем так: в разное время я обслуживалась как в региональных банках, так и в филиалах инорегиональных банков, и не исключаю возможности пользоваться услугами новых кредитных организаций.
– Что для вас важно при обслуживании в банке?
– Как и для любого клиента банка, для меня первостепенное значение имеет качество обслуживания. За последние двадцать лет привычный облик банка заметно изменился: это уже не сухое, казенное учреждение – в офисах банков появились красивые картины, удобная мебель, играет приятная музыка. Исчезли стеклянные перегородки между клиентом и операционным работником, люди уже не томятся в длинных очередях. Но пресловутый человеческий фактор по-прежнему может свести на нет все благоприятное впечатление от располагающей обстановки. В некоторых банках все еще не научились дорожить мнением клиента: «Ну, подумаешь, один ушел, поток-то не иссякает!» Знаете, мне часто звонят знакомые, выказывают свое недовольство уровнем обслуживания в том или ином банке. И я чувствую себя в какой-то мере ответственной за это. К счастью, высокий уровень конкуренции заставляет банки учиться ценить каждого клиента. Сегодня практически в каждом банке есть горячая линия, и клиенты, недовольные качеством сервиса, имеют возможность высказать свое мнение и быть услышанными.
– В последние годы банковские технологии стремительно развиваются. Может быть, со временем необходимость посещения офиса банка, живого общения с сотрудниками финансовой организации совсем отпадет?
– Действительно, развитие банковских информационных технологий идет стремительно. Сегодня происходит настоящий инновационный прорыв в банковской сфере, но технологические новшества в банковской сфере воспринимаются населением довольно консервативно. Клиент, читая буклет, теряется в обилии информации, но – странное дело – когда сотрудник банка рассказывает ему ту же самую информацию, зачастую теми же самыми словами, она становится доступной и понятной. А если сотрудник не утруждает себя разъяснением сложных моментов, клиент никогда не признается, что ему что-то осталось неясно, он просто развернется и уйдет в другой банк. Конечно, в каждом банке есть клиенты, которые свободно распоряжаются своими средствами на счете через интернет-банк и заполняют анкету на получение очередного кредита не в офисе, а на сайте банка. Но таких продвинутых пользователей банковских услуг, к сожалению, пока не так много. Полагаю, что их количество в ближайшее время будет стремительно расти.
– Как вы считаете, в каком направлении будет активно развиваться банковский бизнес?
– Сегодня клиенты ждут, что банки будут подниматься на новые ступени развития, станут финансовыми супермаркетами, в которых можно будет получать расширенный перечень услуг. Население сегодня располагает накоплениями, но не обладает в достаточной мере информацией о том, как и где их можно выгодно разместить. А ведь в последние годы появилось столько новых интересных возможностей! Сотрудники банков должны стать финансовыми консультантами, научить клиентов разбираться в многообразии банковских продуктов и помогать формировать инвестиционный портфель, включающий в том числе и инвестиции в рынок ценных бумаг, в драгоценные металлы. Так происходит во всем мире.
Если вдуматься, мы уже не нуждаемся в огромном количестве новых вещей, мебели, бытовой техники, хрусталя, о которых мечтали в течение десятилетий тотального дефицита. И заработанные деньги уже не хочется тратить на бездумные приобретения. Хочется приумножать сбережения, создавать капитал, который обеспечит старость, перейдет по наследству к детям и внукам. Обеспеченным человеком в западных странах считается не тот, кто получает большую зарплату, а тот, кто живет на проценты со своих доходов, а богатым – кто живет на проценты с процентов. А уровень финансовой грамотности в России остается низким: если я сегодня на лекции спрашиваю студентов, есть ли в их семье ценные бумаги, руку поднимает в лучшем случае один из пятидесяти, да и то если отцу во время приватизации дали акции родного предприятии в счет долга по зарплате…
– А как вы оцениваете «народные» IPO, которые прошли незадолго до кризиса?
– Они прошли тихо, мирно и наделали много вреда. Когда обычные, не искушенные в тонкостях биржевой торговли люди вкладывали деньги в ценные бумаги, все рассчитывали на высокую доходность, никто не задумывался о возможном риске, никто не был готов к отрицательному результату. Пропаганда «народных» IPO «умолчала» об этом аспекте. Только за первое полугодие 2007 года российские компании в ходе IPO привлекли около 16 миллиардов долларов, выйдя на третье место в мире по объемам первичного размещения акций на фондовых биржах. В результате «народных» размещений акционерами ВТБ стали 131 тыс. человек, Роснефти – 115 тыс. человек, Сбербанка – 30 тыс. человек. После обвала на фондовом рынке масла в огонь добавили и средства массовой информации, падкие на негативную информацию: хорошие новости никому не интересны, а скандальную информацию можно муссировать бесконечно. Наслушавшись критических сообщений в выпусках новостей, не разобравшись в истинных причинах снижения стоимости ценных бумаг, люди сделали простой и, казалось бы, очевидный вывод: широко разрекламированные народные IPO – очередная «обдираловка». Как результат – в сознании людей создан негативный стереотип о вложениях в ценные бумаги. Инвесторы, наученные горьким опытом, уже остерегутся вкладывать деньги в фондовый рынок.
– Как вы относитесь к идее, что с азами финансовой грамоты дети должны знакомиться еще в школе?
– Поддерживаю! Как-то раз я читала интервью американского миллиардера, в котором он рассказывал о своем детстве, первых шагах в бизнесе – и о том, что в выпускном классе школы заполнял налоговую декларацию, показывая свои первые заработанные деньги. В российских школах дети изучают, несомненно, важные учебные дисциплины, но при этом не уделяется должного внимания изучению экономических основ, знание которых им обязательно пригодится в жизни. Уровень финансовой, правовой безграмотности населения необходимо ликвидировать сплоченными усилиями. На первой лекции я всегда советую студентам-первокурсникам: «Самый полезный и уместный подарок на любой праздник – это кодексы – Налоговый, Гражданский, Жилищный, Семейный. А еще Конституция».
Большой жизненный урок, на мой взгляд, дети извлекают, наблюдая за распределением семейного бюджета, расходуя карманные деньги. Так, одна моя знакомая дала первый урок финансовой грамотности пятилетнему сыну, когда вручила ему сто рублей и сказала: «Купи что-нибудь к чаю». Нужно предоставлять детям возможность принимать самостоятельные решения, высказывать свое мнение, когда на семейном совете принимается важное решение – брать ли очередной кредит, выделить ли деньги на крупную покупку.
«Мне важно быть интересной, нужной – студентам, родным, друзьям, родственникам, школьным приятелям»
– Валентина Николаевна, вы производите впечатление человека, полного сил, с неизменным оптимизмом встречающего каждый новый день. Откройте секрет: как вам удается справляться с усталостью, стрессом?
– Я плохой советчик, потому что применяю запрещенный прием – вываливаю свои проблемы на родных и друзей, обращаясь к ним за советом и поддержкой. Я учу студентов: «Нужно уметь проводить четкую грань между работой и личной жизнью. Чтобы там ни случилось, как только пришли утром на рабочее место – «надели» улыбку и излучайте доброжелательность». Но сама я, признаюсь честно, пока так и не научилась, возвращаясь вечером домой, оставлять навалившиеся проблемы за порогом. К счастью, мои близкие проявляют безграничное терпение и всегда готовы выслушать, помочь разобраться в себе, все расставить по своим местам.
– Как проводите свободное время?
– Я научилась ценить каждую свободную минуту: поболтать с подругой по телефону, прочесть статью в журнале, посмотреть хороший фильм… Друзья знают, что лучший подарок к любому празднику – это билеты в театр, на концерт, приглашение на интересное мероприятие. Это надолго остается в памяти и делает жизнь ярче. А вот книги я стараюсь читать в отпуске. Потому что если попадается хорошая книга, то закрываю последнюю страницу уже под утро. А в шесть – звонит будильник, и нужно прийти на лекцию бодрой и полной сил. Каждый вечер читать по десять страниц перед сном или смотреть долгие сериалы – это не для меня. Однажды я случайно, переключая каналы, наткнулась на фильм с интересной, захватывающей сюжетной линией. Оказалось – сериал. Для сохранения душевного равновесия пришлось найти продолжение в Интернете: посмотрела за день все 24 серии и на том успокоилась. (Смеется.) А вот со спортом отношения так и не складываются: я пыталась несколько раз начать ходить в спортивные клубы, но это трудно вписать в мой распорядок дня. Тренер напрасно ждет, звонит, и становится неловко в очередной раз ссылаться на занятость и отменять занятие. Но думаю, что я обязательно пересмотрю приоритеты и найду время не только для других, но и для себя…
– А есть любимая книга, к которой вы обращаетесь в сложные или, наоборот, радостные моменты жизни?
– Русская классическая литература. Любовь к классике привила школьный учитель литературы, которая заставляла нас говорить на чистом русском языке, «вычистила» нашу речь от слов-паразитов. В школе мы с одноклассниками ставили спектакли по классическим произведениям, и я до сих пор испытываю глубокое волнение от их стиля, слога.
За долгие годы у меня собралась неплохая домашняя библиотека. Помню, когда мы переезжали в Челябинск, книг в свободной продаже не было, и достояние семьи – книги – перевозились из Барнаула в больших ящиках. Сегодня почетное место в моем доме занимают стеллажи с книгами во всю стену. К сожалению, свободного времени для того, чтобы перечитать любимые произведения, катастрофически не хватает, и они терпеливо ждут своего часа. Сейчас я чаще слушаю в машине аудиокниги – жаль тратить впустую время, которое ежедневно приходится проводить в дорожных пробках.
– Признаюсь, во время каждой нашей встречи я отмечала про себя ваш вкус, умение находить неожиданные и стильные сочетания. Вы сами создаете свой гардероб?
– Безусловно, каждой хочется выглядеть модно, оригинально. Возможности каждый сезон покупать дорогие брендовые вещи нет, но проявить фантазию, придумать интересную идею, обсудить ее воплощение с любимой портнихой – это в моих силах. А от глаз студентов, тем более девчонок, ничего не укроется, каждую деталь подмечают, а порой и невольно подражают – то цветок яркий прицепят, то платок так же повяжут. (Смеется.)
– Держу пари, у вас есть пригласительный билет на каждую церемонию «Платья города»?
– Да. (Смеется.) В этом году не смогла пойти, но обычно не пропускаю это событие. Придется смотреть телетрансляцию. Но это, конечно, лишь слабое утешение. Мне интересно наблюдать и за тем, что происходит на сцене, и за нарядами дам в фойе. (Смеется.)
– А об артистической карьере вы в детстве не мечтали?
– Мечтала, и даже поступала в Новосибирское хореографическое училище. Но это уже такое светлое прошлое! (Смеется.) В детстве я занималась спортивной гимнастикой, была даже чемпионкой спортшколы в родном поселке, но мечтала не об олимпийском золоте. Грезила сценой, хотела стать балериной. Я на всю жизнь сохранила огромную благодарность отцу, который не воспринял мою детскую мечту как пустую блажь. Он взял отпуск, купил билеты на поезд и отправился со мной в Новосибирск на просмотр. Приемная комиссия была в шоке: мало того что я была старше остальных девочек – мне уже исполнилось десять лет, – так еще и хореографической подготовки практически не было. И все-таки преподаватели отнеслись доброжелательно, допустили к экзаменам. Для меня это стало настоящим педагогическим уроком на всю жизнь: заслуженные, уважаемые педагоги не указали деревенской девочке-переростку на дверь, а нашли время посмотреть ее неловкие попытки что-то изобразить. В итоге жесткий отбор я не прошла, но всегда буду благодарна отцу за то, что он дал мне возможность осуществить мечту и ни словом не обмолвился о том, что эта поездка обошлась в немалые по тем временам деньги.
Я уверена, что самая лучшая, беспроигрышная инвестиция – в образование детей. Каждый ребенок должен раскрыть свое дарование еще в детстве – в балете, фигурном катании, шахматах…
– Я, честно говоря, не представляю, как можно оставить маленькую дочь в балетной школе за тысячу километров от родного дома. Вас с детства приучали к самостоятельности?
– Деревенские дети всегда самостоятельны не по годам. И сегодня я вижу, что студенты, которые приехали учиться в Челябинск из сел, маленьких городов, более самостоятельны в принятии решений, чем их городские ровесники. В семнадцать лет, оказавшись в незнакомом городе, они учатся самостоятельно распределять свой бюджет, решать массу бытовых проблем, искать подработку.
– Вас трудно представить в идиллической сельской обстановке, скорее, как мне кажется, вашему темпераменту соответствует сумасшедший ритм жизни мегаполиса.
– Нет, что вы! Во мне прочно сидит сельский житель. Я с удовольствием работаю и отдыхаю на даче, больше, конечно, отдыхаю: сижу на крылечке дома, дышу свежим воздухом, смотрю на бабочек. (Смеется.) Сад в моем понимании – это место для отдыха, поэтому там нет грядок, только цветы. Но если честно, сейчас мне не хватает времени серьезно заняться садоводством, может быть, ближе к пенсии это превратится в настоящее увлечение.
– Расскажите, каким должен быть идеальный выходной день в вашем представлении?
– Проснуться не под звон будильника, а от пронизывающих спальню солнечных лучей. Затем – не спеша позавтракать. А потом варианты могут быть совершенно разные – пойти по магазинам, на выставку, в гости, отправиться с компанией друзей на природу, поболтать с подругами по телефону. Но только не сидеть перед телевизором. В любом случае – быть в окружении людей, общаться. Если у меня хотя бы полчаса не звонит телефон, значит, у него села батарея. Мне важно быть интересной, нужной – родным, друзьям, студентам…
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА