Современные амазонки если и останавливают на скаку, то сразу 200 лошадиных сил, а вместо пресловутой горящей избы предпочитают гасить и предотвращать всевозможные бизнес-конфликты. В канун 8 Марта сайт Сhel.ru публикует новый рейтинг, посвященный нашим прекрасным дамам. На этот раз мы решили составить «Топ-10 богатых и успешных женщин Челябинска».
В шорт-лист рейтинга Сhel.ru вошли 70 представительниц женской бизнес-элиты Челябинска. Отбор осуществлялся по таким критериям, как размер активов, участие в бизнесе, успешные проекты и бизнес-решения той или иной дамы. Работая над проектом, авторы опросили более 30 экспертов из разных сфер бизнеса, властных структур, а также персон из Топ-100 самых богатых челябинцев. По желанию многих экспертов мы сохранили анонимность их участия. Оценить благосостояние участниц рейтинга с точностью до рубля не представляется возможным, поэтому в итоговом списке фамилии бизнес-леди указаны в алфавитном порядке.
Конечно, как и любой проект такого рода, «Топ-10 богатых и успешных женщин Челябинска» носит субъективный характер. В массовом сознании богатство как показатель успеха по-прежнему вызывает раздражение. В то же время мы рады отметить, что подавляющее большинство участниц рейтинга своим примером опровергают гендерные стереотипы о том, что весь мир сделан под мужчин и, достигая успеха в бизнесе, «женщина перестает быть женщиной», а также развенчивают миф о несовместимости карьеры и семейной жизни.
Золотая десятка
Светлана Видгоф
Замужем за заместителем председателя Челябинской городской думы, президентом ЗАО ПКП «БоВид» Борисом Видгофом.
В настоящее время Светлана Видгоф занимается развитием гостиничного направления холдинга «БоВид», выступая в должности креативного директора компании «БоВид». В холдинг входят такие предприятия, как гостиничный комплекс «Березка», гостиница «Славянка», гранд-отель «Видгоф», ресторан «Премьер».
Последний, по мнению самого Бориса Видгофа, высказанному им в прессе, является «одним из успешных проектов жены».
Воспитывает троих детей. Является поклонницей бальных танцев. Приобщает к этому виду искусства и дочерей – бальными танцами занимаются Екатерина и Юлия.
Марина Гартунг
Совладелец ОАО «ЧКПЗ» Марина Гартунг родилась в Челябинске. В 1985 году закончила ЧПИ (нынешний ЮУрГУ), получив диплом инженера-экономиста, позднее в этом же вузе получила второе высшее образование по специальности «клиническая психология».
В студенческие годы Марина вышла замуж за Валерия Гартунга. Сейчас у них двое взрослых сыновей (старший Андрей занимает пост генерального директора ЧКПЗ).
Последовав примеру мужа, активно строившего политическую карьеру, в 2005 году Марина Гартунг баллотировалась в депутаты Госдумы РФ от уже несуществующей Российской партии пенсионеров (РПП). Однако добиться успеха не удалось – суд снял г-жу Гартунг с выборов, посчитав, что в ходе избирательной кампании был использован подкуп избирателей. В результате в декабре 2005 года Марина и Валерий Гартунг вышли из рядов РПП.
В 2007 году г-жа Гартунг приняла вторую попытку стать депутатом Госдумы, но уже от партии «Справедливая Россия». Однако и эта попытка оказалось неудачной.
В мае 2011 года были опубликованы сведения о доходах и имуществе чиновников. Как отчитался Валерий Гартунг, его супруга в 2010 году заработала 21,7 миллиона рублей.
В июне того же 2011 года была раскрыта информация об акционерах ОАО «ЧКПЗ»: Марине Гартунг принадлежат 48,09% акций, ранее эта цифра была больше – 50,09%. Как уточняется в сообщениях завода, г-жа Гартунг «потеряла право распоряжаться более чем 50% голосов в высшем органе управления ОАО «ЧКПЗ».
По информации политолога Александра Подопригоры, Марина Гартунг имеет в своей собственности земельный участок в 9,8 тысячи квадратных метров, жилой дом площадью 672 квадратных метра, две квартиры более 100 «квадратов», одна из которых находится в Швейцарии, а также автомобиль «Мерседес G-500» с прицепом.
Людмила Зыкович
В кругах челябинских бизнесменов Людмила Зыкович имеет репутацию исключительного специалиста в своей сфере деятельности и достаточно жесткого, решительного и целеустремленного бизнесмена, способного найти нужное решение даже в острых ситуациях.
Самый известный ее проект – ювелирная сеть «Золотая рыбка». Строжайший контроль качества изделий и гибкий подход к ценообразованию помогли с одного магазина в 1997 году в кратчайшие сроки увеличить сеть до нескольких десятков салонов. Сейчас под вывесками «Золотая рыбка» и de Valeur работает 18 магазинов и 70 ломбардов в Челябинске, области и Уфе. Из кризиса они вышли с минимальными потерями.
В 1998-м в небольшой челябинской мастерской Людмила Зыкович создала собственное ювелирное производство «Ренессанс Даймонд». Сейчас это предприятие является одним из крупнейших участников ювелирного рынка Урала. А вся ювелирная компания Людмилы Зыкович, по версии РБК, входит в шестерку самых крупных в России.
Ювелирным бизнесом живет, дышит и «горит», но почти никогда не покупает ювелирные изделия для себя. «Жалко оставлять – ведь тогда этого никто не увидит! Хочется делиться своим восхищением», – восклицает она.
Среди активов Людмилы Зыкович – ООО «Золотая рыбка», «Рантье Плюс», «Лиал» (90%), «Есения», «Вариант А», «Ломбард Рантье» (50%), «Рантье» (90%) – ООО «Ломбард Золотая рыбка», ЗАО «Восточная промышленная компания», нежилые помещения общей площадью около 6000 кв. м, земельные участки (8 850 000 кв. м).
До марта 2012 года Людмила Зыкович была единственной женщиной-депутатом Законодательного собрания Челябинской области V созыва.
Лена Колесникова
Многие считают ее «просто женой» известного челябинского бизнесмена Олега Колесникова, входящего в топ-100 самых богатых челябинцев по версии Chel.ru. Однако Лену это «звание» вовсе не обижает. «Таких мужчин, как мой муж, достаточно мало. Я не просто люблю его как жена, я уважаю его как человека, как мужчину и как бизнесмена. Я многому в жизни научилась именно у него», – пояснила она в программе «Поколение 74» на сайте 74.ru.
По словам Лены Колесниковой, она никогда не стремилась кому-либо доказывать, что значит в бизнесе, а просто шаг за шагом вела аптечный проект к успеху. Когда г-жа Колесникова в 1995 году пришла на должность генерального директора сети аптек «Классика», сети как таковой не было, и под этой вывеской работали лишь пара аптек. Сейчас на Южном Урале работает 150 аптек «Классика», из них – 47 аптек в Челябинске. Рассказывая об успехах сети под собственным руководством, она замечает: «Начинали бизнес мы вместе с мужем, он дал старт и впоследствии поддержал меня. Сейчас я состоялась как бизнесмен».
Считает себя человеком неамбициозным. «Приложив немалые усилия, можно чего-то достигать, но рваться куда-то и занимать чье-то чужое место – это не для меня», – делится она.
Совместно с мужем владеет сетью аптек «Классика», ЗАО «Уралбройлер» и другими активами. По информации, опубликованной на сайтах Госдумы и Совета Федерации, ее доход за 2010 год составил 3,6 миллиона рублей.
С ноября 2009 года Лена Колесникова известна и как общественный деятель – председатель исполкома Конгресса татар Челябинской области. Недавно избрана депутатом Законодательного собрания по Ленинскому округу Магнитогорска. Воспитывает троих детей.
Елена Крикун
Директор агентства недвижимости «РиэлтСтройком» Елена Крикун закончила ЧПИ в 1989 году по специальности «теплогазоснабжение и вентиляция». Ее фото до сих пор красуется на факультетской доске почета. С Алексеем Крикуном Елена познакомилась во время учебы в политехе и уже на третьем курсе вышла за него замуж.
С 1993 года участвует в работе строительной компании «Стройком» (после ребрендинга – c 2009 года – группа компаний «Стронекс»), созданной Алексеем Крикуном. В компании Елена Крикун отвечает за направление по продажам или, как выразился один из экспертов, занимается «добычей денег». Агентство недвижимости «РиэлтСтройком», которым руководит Елена Крикун, первоначально являлось структурным подразделением строительной компании. В 2006 году было принято решение о выделении агентства в самостоятельную бизнес-единицу. Эксперты называют Елену Крикун идеологом проекта застройки микрорайона «Тополиная аллея». Воспитывает двоих детей: сына Сашу и дочь Лизу.
Лилия Мельник
Единственная в Челябинске женщина-руководитель строительной компании, яркий представитель строительной династии (отец, брат, дети). Бизнесом занялась в 1999 году, когда при поддержке брата Бориса (учредителя ПКФ «Символ» и СК «ПромЭнергоЖилСтрой») основала строительную компанию «Магистр». В настоящее время Лилия Мельник вместе с супругом Аркадием Фрейманом владеет Группой компаний «Магистр», куда входят СК «Магистр», дочернее предприятие «Окна Скайлайт» и «модный» бизнес – представительство немецкой марки женской одежды Escada. В конце 2011 года к активам компании добавился новый ресторан в баварском стиле «Мелиот» (с пивоварней и пивным баром, который позиционируется как VIP-клуб закрытого типа). Также продолжается строительство 16-этажной гостиницы на северо-западе.
Лилия Мельник дважды занимала первое место в конкурсе «Женщина-директор года» в номинации «Градостроительство» по Челябинской области, а в 2007 году – по России. За вклад в строительное дело она удостоена звания «Почетный строитель России».
По характеру Лилия Иосифовна – трудоголик, признается, что и от людей требует того же. Впрочем, по ее словам, она занимается не просто бизнесом, это любимая работа и даже образ жизни. Лилия Мельник не стремится к публичности, говорит, что никогда не претендовала на особое отношение к себе как к женщине. Считает, что для решения любых вопросов должно быть достаточно знаний, профессионализма, порядочности.
Вера Семенова
Директор банка «УРАЛЛИГА».
Родилась 13 января в городе Шверин (Германия). В 1987 году окончила Челябинский филиал Всесоюзного заочного финансово-экономического института. Работала экономистом, старшим экономистом, начальником кредитного отдела, начальником отдела активных, пассивных операций и инвестиций в отделениях Госбанка СССР в Челябинске.
С апреля 1992 года – заместитель председателя правления банка «УРАЛЛИГА», в 1994 году возглавила банк. Одним из акционеров банка «УРАЛЛИГА» стала после приобретения акций бывших учредителей банка.
Награждена почетными дипломами международного общественного признания: за высокий уровень менеджмента, проявленный в годы экономической перестройки в России (2003 г. – Амстердам); за профессионализм и высокий уровень менеджмента (2004 г. – Париж; 2006 г. – ОАЭ).
В феврале 2008 года Вера Семенова стала обладателем хрустальной банковской короны за «Лучший корпоративный дух», в декабре 2009 года получила специальный приз жюри «Национальной банковской премии – 2009» – «За эффективное управление банком».
За вклад в развитие духовной и культурной жизни Южного Урала в августе 2008 года Вера Семенова награждена медалью и грамотой Преподобной Евфросинии Московской.
Увлечения – физкультурно-оздоровительные тренировки, чтение книг, вождение автомобиля.
Первая в Челябинске женщина- владелец автомобиля «Бентли».
Светлана Силина и Нелли Тибелиус
Родные сестры, основатели и владельцы Торгово-промышленной корпорации «Леди-Прима».
Светлана Силина закончила заочный институт советской торговли (ныне РГТЭУ) в 1984 году. Свой бизнес – торговлю тканями – начала после поездки в ОАЭ. В 1995 году был открыт первый салон-магазин «Леди-Прима». В одном из интервью Светлана Силина отметила, что «работала и за грузчика, и за кассира, и за директора магазина, а в результате стала хозяйкой развивающейся фирмы».
Сейчас предприятие включает в себя фабрику домашнего текстиля, сеть розничных салонов текстильного декора в Челябинске, корпоративный отдел, отдел оптовых продаж тканей и фурнитуры и салон костюмно-плательных тканей и фурнитуры в Магнитогорске. Добавим, Светлана Силина окончила курсы miniMBA, получила звание «Женщина-директор года» на городском, областном и российском конкурсах. Мать троих детей. Активное участие в семейном бизнесе принимает сын Светланы – Денис Силин, в настоящее время он является генеральным директором компании «Леди-Прима»
Нелли Тибелиус получила образование в ЧПИ (ныне ЮУрГУ). Работала товароведом в ПО «Книга». В 90-е в качестве равноправного компаньона с сестрой занялась собственным бизнесом. По словам Нелли Тибелиус, в компании она играла роль «генератора идей». Воспитывает троих детей. Увлечения – чтение книг, психология.
Лариса Фишер
Жена одного из первых успешных челябинских бизнесменов Григория Фишера. Всегда старалась держаться в тени, бизнесом занялась вынужденно – после убийства мужа в августе 1998 года. Ларисе Борисовне пришлось разделить бизнес с партнерами и самостоятельно управлять своей частью.
К семейному бизнесу Фишеров относятся ООО «Алькор», ООО «Стеклостиль», группа компаний «Спектр», ОАО «Ремстройбыт», сеть ресторанов быстрого питания Subway, коммерческая недвижимость. Основными активами управляет старший сын Юрий (до недавнего времени занимал пост генерального директора ООО «Челябинскрегионгаз», ныне – гендиректор ООО «Курганрегионгаз»), сеть Subway курирует младший сын Михаил.
В настоящее время Лариса Фишер не участвует в бизнес-процессах, ведет домашний образ жизни, избегает публичности, не дает интервью, не кичится своим состоянием. По мнению экспертов, основная ее заслуга – в сохранении большей части наследства мужа и передаче управления этими активами в руки достойных людей, пока не подросли сыновья.
Курирует благотворительные проекты в РПЦ.
В прошлом году стала бабушкой – у Юрия родилась дочь Даниэла.
Алевтина Юдаева
Собственник отеля Holiday Inn Chelyabinsk Riverside и совладелец группы компаний «Азия».
Родилась в Кустанае. В 1990 году закончила ЧПИ (нынешний ЮУрГУ), кандидат экономических наук. Вместе с мужем Павлом Масленниковым в середине 90-х годов ХХ века создали компанию «Азия» с широкой специализацией – торговля продуктами питания, нефтепродуктами, охранный и строительный бизнес. Кроме того, «Азия» выступала девелопером в строительстве коттеджного поселка «Сапфир Урала» (Еткульский район).
В мае 2008 года открыл свои двери отель Holiday Inn в Челябинске. Отель находится в непосредственной близости от клуба саун «Авокадо», существующего с 2004 года (по данным экспертов, «Авокадо» также принадлежит чете Юдаева-Масленников). Добавим, что ранее Алевтине Юдаевой принадлежал известный в городе салон красоты «Грация-поиск».
В 2010 году начал работать гипермаркет «Хоум Центр», построенный в партнерстве с ГК «Азия». Гипермаркет израильской компании расположился на площадях ТРК «Квартал», окончательное строительство которого еще не завершено (первая очередь сдана в 2010 году).
У Алевтины Юдаевой четверо детей. Г-жа Юдаева считает, что за каждым успешным мужчиной стоит не менее успешная женщина, также участвующая в его бизнесе, «но, возможно, не на передовой».
«Для того чтобы добиться успеха, женщина должна соблюдать правила, – уверена бизнес-леди. – Плохо, когда в бизнесе женщина вдруг вспоминает, что принадлежит к слабому полу, и по этой причине ей как будто полагаются скидки».
Фактор мужа или талант управленца?
Женский бизнес, как правило, менее глобален, чем мужской. Впрочем, нельзя не отметить, что сразу трое попавших в топ-10 богатых и успешных женщин Челябинска – Лилия Мельник, Вера Семенова и Лариса Фишер – одновременно являются участниками топ-100 самых богатых челябинцев (по версии Chel.ru 2008 года). Причем сотню наших богатых земляков определяли еще до пресловутого мирового экономического кризиса. Это значит, что положение трех самых дорогих челябинских дам еще более упрочилось.
Итак, в каких сферах бизнеса женщины добиваются успеха и почему? Достаточно ли у нас самостоятельных бизнес-леди или главным условием для покорения бизнес-олимпа является родство с влиятельным мужчиной? Споры по этому поводу идут всегда, вне зависимости от времени и страны. В челябинской женской десятке мы также видим знакомые фамилии – известными бизнесменами являются мужья/родственники Светланы Видгоф, Марины Гартунг, Лены Колесниковой, Елены Крикун, Ларисы Фишер, Алевтины Юдаевой.
«В России словосочетание «успешная леди» у многих ассоциируется с понятием «удачно вышла замуж». Это нисколько не умаляет роль женщин в семейном бизнесе, но всем понятен источник «взлета», – говорит один из экспертов. – Самое интересное заключается в том, что подобная ситуация складывается не только в нашей стране. Возьмите любой рейтинг богатых женщин – европейский или мировой – и вы увидите, что наиболее мощный финансовый и имущественный потенциал демонстрируют дамы, связанные родственными узами с влиятельными мужчинами. Кстати, подхватить, удержать и приумножить состояние тоже надо уметь».
Ярким примером умелого «подхвата» можно назвать Лену Колесникову. Эксперты вспоминают, что «огромное лобби со стороны бывшего мэра позволило Олегу Колесникову выкупить хорошие помещения». При этом большинство из них указывают на то, что Лена действительно сама «тянет» аптечный бизнес, называют ее самым мощным стартапером, чьи проекты «опережают вялотекущие бизнес-процессы нашей области». «Лена Рафиковна активно участвует в бизнесе, бизнес-модель выстроена по ее концепции», – отмечает один из экспертов. А к менеджерским заслугам руководителя «Классики» относит выход на рынок Екатеринбурга и создание интернет-аптеки.
«Елена Крикун («РиэлтСтройком») превратила компанию из дочерней структуры строительного холдинга в практически самостоятельное подразделение», – отмечает директор агентства коммерческой недвижимости E.R.A. Сергей Еремеев. Выдержанность и такт Елены приятно удивили директора компании «IBC-недвижимость» Станислава Ахмедзянова, он назвал ее образцом вежливости и корректности при ведении переговоров. Другие эксперты подчеркивают, что руководитель «РиэлтСтройкома» работает в интересах семьи, не пытается захватывать рынок, но всегда подставляет надежное плечо своему супругу. Среди ее удач называют проекты «Тополиная аллея» и пл. Мопра. Что касается «Залесья», то тут мнения разошлись: проект спорный, но может и «выстрелить»…
Успешными женами эксперты Chel.ru считают Марину Гартунг и Светлану Видгоф. «Марина всегда рядом с Валерой, сильный человек – жизнь «долбала» по полной программе, но она выстояла», – говорят знающие люди. А сам Валерий Карлович в каждом интервью романтично подчеркивает, что главная удача в его жизни – это женитьба на Марине.
Светлана Видгоф полностью занимается гостиничным бизнесом, и, по мнению экспертов, нельзя сказать, что успех этого направления зависит от мужа. Кстати, в скором времени с открытием «Гранд отеля Видгоф» Светлана фактически удвоит свою зону ответственности.
Жестким, грамотным руководителем, человеком, который «знает, чего хочет», называют Алевтину Юдаеву. Ее бизнес диверсифицирован (стройка и гостиница), получил признание на европейском уровне, иначе было бы невозможным получение франшизы Holiday Inn. Впрочем, некоторые эксперты называют Юдаеву женщиной №1 еще и по… долгам – до кризиса ГК «Азия» набрала кредитов под залог участков, но задуманные проекты не были реализованы.
«Людмила Зыкович – самый настоящий self made бизнесвумен, – уверен Сергей Еремеев. – Ее ювелирная сеть на сегодняшний день является одной из крупнейших и сильных сетей в России». Сама Людмила придирчиво относится к собственным проектам, всегда тщательно следит за репутацией своей и предприятий. «Я стремлюсь делать бизнес красиво и качественно, в том числе и потому, что здесь растут мои дети, они ходят в школу, многие знают, чем занимаются их родители…» – говорит она. Людмила Зыкович не делит бизнес на мужской и женский и надеется, что самый успешный проект еще впереди.
Многие продукты банка «Ураллига» – проекты Веры Семеновой. Ей же принадлежит идея редкого (а потому работающего в малоконкурентном сегменте) формата банка – банковского бутика, предлагающего клиентам private банкинг. Чутьем и успешными управленческими решениями отличается генеральный директор строительной компании «Магистр» Лилия Мельник. Так, в предкризисный период был открыт бутик Escada, что позволило «Магистру» диверсифицировать бизнес. Также эксперты отмечают умение специалистов компании ладить с жителями, чьи дома подпадают под снос, что очень важно для СК, работающей в этом сегменте.
«Возможно, это женская логика, но считаю, что успешность нельзя измерить только деньгами, – улыбается директор агентства маркетинговых решений «МАК-групп» Юлия Кульчицкая. – Хотя мужчины пробуют. Считаю, что женская успешность – это еще и самореализация в бизнесе, управлении, профессии».
На слуху и в тени
Ограничить женскую бизнес-элиту Челябинска списком из десяти человек оказалось трудной задачей. Эксперты часто повторяли фамилии женщин, которые не вошли в итоговую десятку, но, несомненно, заслуживают уважения и признания. При этом их сложно поделить на какие-то подгруппы – слишком разная сфера деятельности. Многие владеют (являются совладельцами) или управляют успешным бизнесом. Одни сторонятся публичности и практически неизвестны широкой аудитории. Имена других, напротив, очень часто появляются в СМИ, например, владелица ресторана Bad Gastein и авторской кондитерской «Бон-Бон» Татьяна Заславская. Открытый ею в 2001 году Bad Gastein стал одним из немногих ресторанов премиум-класса в Челябинске. И до сих пор остается популярным у VIP-публики.
Многие эксперты внесли в десятку Наталью Байтингер. «Автоцентр Керг» – один из старейших дилерских центров, – поясняет свой выбор директор агентства маркетинговых решений «МАК-групп» Юлия Кульчицкая. – Наталья Владимировна принимает активное участие в управлении, в первую очередь, в продвижении бренда на рынке региона. Одно из самых интересных решений – открытие в 2009 году дилерского центра в Уфе». Другие эксперты отмечали ее нестандартное мышление и быстрое реагирование, «нюх» на правильные решения.
На вопрос о том, как женщине стать успешной, заместитель генерального директора «Автоцентра Керг» Наталья Байтингер отвечает просто: нет смысла думать о каких-то рейтингах, нужно просто работать, ставить перед собой амбициозные цели и достигать их. Правда, возникает следующий вопрос: какими качествами нужно обладать, чтобы добиваться своих целей в бизнесе? По мнению Натальи Байтингер, здесь действует правило трех «л». «Необходимо любить свою работу, – перечисляет она. – Любить людей, для которых ты работаешь. Любить себя».
Часто звучала фамилия директора ООО «Массив» Елены Беркович. По мнению экспертов, она сыграла роль не только в становлении и развитии крупной строительной компании, но и приложила максимум усилий для вывода семейного бизнеса из кризиса. Во многом благодаря ей и той поддержке, которую она оказывала мужу, «Массив» смог выстроить отношения с кредиторами и бесконечными дольщиками.
К известным женщинам, которые «сделали себя сами», причисляют также Владу Валге, начавшую развитие собственного бизнеса – ГК «Компаньон» вместе с партнером и супругом Арсеном Унаняном сравнительно недавно, в 2003 году. Впоследствии семейная компания внесла значительный вклад в развитие цивилизованного рынка недвижимости в Челябинске. В том же году начала оказывать медицинские услуги жителям города «ДНК Клиника», одним из основателей и генеральным директором которой является Ольга Чигринец. Она – одна из немногих представителей женской бизнес-элиты, кто создавал ныне преуспевающее предприятие с нуля.
Есть женщины, о которых мало что известно, но успех их бизнеса не вызывает сомнений. Для примера можно привести сестер Елену Соболеву («Дом кафеля») и Юлию Соболеву (мебельный салон «Клен»). Обе полностью контролируют свой бизнес, развивают его, не игнорируя ключевые женские приоритеты, такие как семья, дети, мужчины.
Сложился в Челябинске и определенный круг женщин, которые преуспевают в «красивом» бизнесе. Среди них выделяются такие личности, как Ирина Миронова (сеть «ХХI век») – для многих дам она стала гуру самой модной обуви и одежды в Челябинске. Наталья Тараскина является совладельцем ГК «ИНСИ», хотя ее имя связано и с другим проектом – федеральной сетью салонов элитных тканей «ТИССУРА». Уже пять лет челябинские модницы носят одежду престижного мирового бренда Max Mara во многом благодаря владелице сети бутиков с одноименным названием, а также бутика Beauty – Светлане Карамановой. Еще в 90-х не менее красивый бизнес начала развивать Елена Иванова. Тогда появилась одна из первых частных парикмахерских «Елена» – названа в честь хозяйки. Позже ее переименовали в популярный салон «Мэй Ли», а затем он превратился в имидж-студию O.V.L. Между тем, по мнению некоторых экспертов, Елена Иванова занимается также управлением ресторанами, входящими в группу «Рестостар».
Среди бизнес-леди, имена которых в прессе звучат значительно реже, отмечают Елену Красникову, однако созданный ею ресторанный холдинг говорит сам за себя. Директор агентства коммерческой недвижимости E.R.A. Сергей Еремеев называет ее одной из самых удачливых предпринимательниц, self made бизнесвумен. Напомним, Елена Красникова была основным акционером компании «УралАгроТорг» (сеть магазинов «Пятерочка»). Этот бизнес был успешно продан федеральной сети Х5, а Елена Красникова в 2006 году решила попробовать себя в качестве ресторатора. В настоящее время в ее сеть под управлением компании Restaurant Business Development (RBD) входит несколько популярных в городе заведений – гриль-бар Jackson’s, суши-рестораны «Сао Тао», пиццерия Panini, кофейня «Миндаль».
К числу непубличных бизнес-леди также можно отнести тех, кто, по словам известного челябинского бизнесмена, владельца RB Group Павла Рабина, «попал в обойму». Например, акционеры «Челиндбанка» Вера Клепикова, Луиза Байль, Любовь Литвиненко и Зоя Кошалко. «Они исключительно преданы основателю и главе «Челиндбанка» Михаилу Братишкину, – добавляет эксперт. – Это его команда. Многократно были попытки этот коллектив расколоть, люди пытались войти туда со стороны – безрезультатно. Преданность и надежность вознаграждается».
Широкой публике мало о чем говорят имена еще некоторых женщин, но, по мнению экспертов Chel.ru, они обладают существенным весом на женском бизнес-олимпе. Среди них Лариса Алешкина – владелец и управляющий сети химчисток «Диана», салона «Комильфо», а также магазина UNO (жена владельца Ашинского химического завода Валерия Алешкина – Прим. авт.). Вызывает восхищение генеральный директор группы охранных предприятий «Витязь» Гульнара Ханнанова, которая «подхватила» бизнес после смерти мужа и, несмотря на трудности, успешно его развивает.
В список богатых и непубличных попала и… Виктория Голубцова – экс-министр финансов Челябинской области, по словам экспертов, владелец большого объема недвижимости в городе и области. Не обошлось и без жен небедных чиновников. Некоторые эксперты упорно включали в топ-10 Галину Ридель – супругу вице-губернатора Клепова, совладельца завода «Теплоприбор» и ресторана «Малибу».
Неслабый слабый пол
Казалось бы, мечты феминисток о равноправии полов давно сбылись. Сейчас для женщин не существует никаких препятствий к тому, чтобы работать, к примеру, шпалоукладчицей, однако крупный бизнес остается территорией, где гендерный фактор играет определяющую роль.
В бизнесе находят применение все качества, присущие мужчинам с первобытных времен, – умение быстро принимать решения, рисковать и побеждать. Этим большинство мужчин-экспертов и объясняют сравнительно скромную роль женщин в челябинском бизнес-сообществе.
«На мой взгляд, женского бизнеса не бывает, – говорит собственник компании RB Group Павел Рабин. – Если женщина входит в бизнес, то, как правило, она становится помощницей. Cамостоятельной и решительной, но все-таки помощницей. Она не рождает новых идей, не принимает решений в особо острых ситуациях, зато обеспечивает стабильность, легитимность, документальную основу и прочее. Хотя бывают исключения».
«В основном женщины в бизнесе имеют влиятельных и успешных мужей или родственников. Мало кто из дам самостоятельно приходит в бизнес. Это связано с тем, что добытчиком и «охотником» все же должен быть мужчина, а женское предназначение – хранительница домашнего очага», – считает вице-губернатор Алексей Овакимян.
Мужчины устремляются туда, где есть поле для конкуренции, то есть битвы, а значит, женщинам там не место. «Можно привести в пример банковский рынок. Изначально это была мужская сфера деятельности, но в 1914 году, когда шла Первая мировая война, в банках начали работать женщины – заменили ушедших воевать мужчин. В банковских учреждениях Советского Союза тоже работали преимущественно дамы, которые выполняли кропотливую бухгалтерскую работу. В 90-е же годы, когда начали создаваться коммерческие банки, мужчины тут же заняли главные позиции в этом бизнесе. Приходили просто с улицы, без опыта и соответствующего образования и тем не менее успешно работали, ведь это уже был настоящий бизнес с большими денежными оборотами», – рассуждает директор ОАО «Агентство регионального развития» Игорь Кравченко.
«Мужчина должен «забивать мамонта», а женщина – хранить семейный очаг и вдохновлять мужа на подвиги. Смысл соревноваться с мужчинами, доказывать «что мы не хуже»? Вы лучше! Но в своем амплуа! – рассуждает еще один эксперт (мужского пола). – Все самые великие или самые ужасные поступки или безумства в мире совершены мужчинами и... ради женщин. Войны, революции, великие открытия, новый бизнес – все это было бы невозможно, если бы рядом с героем не было спутницы или вдохновительницы».
Бизнесвумен вызывают у мужчин противоречивые чувства. «С одной стороны, они выполняют несвойственную для прекрасной половины человечества роль, но, с другой, – мужчин привлекают умные и самостоятельные женщины, поэтому однозначно охарактеризовать женщин в бизнесе не получится», – замечает директор ФК «Милком-Инвест» Игорь Кравченко. А вот Павел Рабин считает, что женщины, которые занимаются бизнесом, рискуют остаться одинокими. «Это довольно жесткие и решительные дамы, знающие себе цену, очень целеустремленные, и чаще всего одинокие», – говорит он. С ним отчасти соглашается участница топ-10 Людмила Зыкович. «Большие проекты, как правило, не позволяют иметь счастливую семью. Но из любого правила есть исключения», – уверена Зыкович.
Эксперты указывают, что женщинам лучше всего удается реализовать проекты в сфере сервиса, гостеприимства, индустрии красоты. «В женском бизнесе всегда лучше организован сервис, хорошо выстроены технологии продаж. Скорее всего, это связано с особенностями женской психологии. Женщина не считает зазорным «обслуживать» клиента, лучше разбирается в эмоциональной составляющей, что важно для развития сферы услуг, и верит своей интуиции при подборе персонала», – говорит Юлия Кульчицкая.
«Среди женщин, занимающихся бизнесом, чаще можно встретить тех, кому он приносит удовольствие. Как правило, женщины выбирают тот бизнес, который им нравится, fashion-индустрия, рестораны, сфера услуг», – согласен директор компании E.R.A Сергей Еремеев.
А вот определить отличия мужского бизнес-подхода от женского оказалось затруднительно. «Женщина в бизнесе играет ту же самую роль, что и мужчина, – работает. Имеет значение лишь качество работы. Могу лишь предположить что женщины более аккуратны и ответственны в решениях, не пренебрегают проработкой деталей и мелочей, выстраивают долгосрочные проекты. У них есть дополнительные сложности – на женщине семья и дети, которые не должны быть ущемлены. Но, с другой стороны, порой легче выстраивать контакты и связи, нет соревновательного фактора при общении с мужчинами», – поделилась своими мыслями Людмила Зыкович.
«К отрицательным моментам я бы отнес нежелание или неспособность женщин принимать серьезные, жизненно важные решения, рисковать, ставить на карту все, а ведь это зачастую и является определяющим фактором успешного бизнеса», – такие особенности подметил Павел Рабин.
Без женщин в бизнесе было бы скучно, их шарм, обаяние и способность к нестандартному мышлению, которую еще называют женской логикой, разнообразят суровый челябинский бизнес. «Если бы не было женщин в бизнес-сообществе, то, наверное, в бизнесе бы было не так интересно! Они непредсказуемы, они меняют правила игры, они приносят определенный шарм и красоту даже в этот достаточно суровый вид деятельности человека!» – восторгается Сергей Еремеев.
А ведь еще есть интуиция, благодаря которой женщина, если не просчитает, то почувствует риск для своего бизнеса. «Женская бизнес-элита Челябинска обладает важнейшими деловыми качествами: духовной свободой, волей и энергией, высокой степенью ответственности, поразительной работоспособностью, умением правильно оценивать людей и координировать их действия. Это очень активные, целеустремленные личности, вместе с тем обладающие безграничным обаянием и тонким юмором», – не скупился заместитель исполнительного директора банка «УРАЛЛИГА» Владимир Коробейников.
«Женский гибкий и изворотливый ум иногда может предоставить более сильное и неожиданное решение, чем ум мужской – четкий и логичный. Да и скучно было бы общаться в абсолютно мужском бизнес-сообществе», – согласились и другие эксперты.
И все без исключения мужчины просили передать своеобразное обращение к бизнесменам в юбках: «Дорогие женщины, мы вас любим и готовы горы ради вас свернуть! Успехов вам во всех проектах – и в бизнесе, и в семье!».
P.S. На этой праздничной ноте мы ставим точку и предлагаем читателям обойтись без традиционного интерактивного обсуждения статьи.
Мария Крухмалева, Алла Скрипова, Анна Пономарева, Наталья БОГОМОЛОВА, Татьяна БЕНДЯК