Бывшую сотрудницу магнитогорского отделения «Юниаструм Банка» подозревают в получении «откатов» при оформлении кредитов. В 2008 году работник банка дважды брала с предпринимателей деньги за помощь в получении кредитов. Факты коммерческого подкупа вскрылись недавно, поэтому пока бывшей сотруднице не предъявлено обвинение – идет сбор и изучение доказательной базы. Сотрудница банка активно сотрудничает со следствием и сама рассказывает о том, кто и когда предлагал ей деньги. Один из предпринимателей, получивших таким образом многомиллионный кредит в «Юниструм Банке», уже осужден за мошенничество и находится в следственном изоляторе.
В Магнитогорске расследуется уголовное дело в отношении бывшей сотрудницы местного отделения «Юниаструм Банка». По версии следствия, в 2008 году женщина дважды брала с предпринимателей деньги за помощь в получении кредитов. Закрыв глаза на предоставленную предпринимателями недостоверную финансовую документацию, она выносила положительный вердикт о выдаче кредита, получая солидное вознаграждение. Факты коммерческого подкупа сотрудника в банке выявили лишь четыре года спустя. При этом стоит отметить, что руководитель офиса «Юниаструм Банка» в Магнитогорске была уволена еще в конце 2008 года.
«В первый раз бывшая сотрудница банка получила 450 тыс. рублей от индивидуального предпринимателя Юлии Шеметовой – владелицы магазина по продаже спортивной одежды, -рассказал корреспонденту сайта ChelFin.ru следователь отделения по расследованию экономических преступлений следственного управления УМВД России по Магнитогорску Олег Семенов. – Предпринимательница получила в кредит четыре миллиона рублей на три года, но так и не погасила долг. В прошлом году Юлию Шеметову осудили за мошенничество по нескольким эпизодам, в том числе и данному факту. Сейчас женщина находится в следственном изоляторе Магнитогорска».
Правобережный суд Магнитогорска признал предпринимателбницу виновной в совершении преступлений по ч. 4 ст. 159 УК РФ и приговорил к 5 годам и 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Андеррайтинг в данном случае – оценка рисков при принятии решении о предоставлении кредита или при заключении любого другого договора.
О втором «откате» рассказала сама подозреваемая, которая после возбуждения уголовного дела активно сотрудничает со следствием. Бывшая сотрудница банка сообщила о том, что за вознаграждение в размере 200 тыс. рублей она помогла представителю одной из коммерческих фирм Магнитогорска получить кредит. Сейчас все детали второго эпизода устанавливаются – в интересах следствия более подробная информация не разглашается.
Обвинение бывшей сотруднице «Юниаструм Банка» пока не предъявлено – идет сбор и изучение доказательной базы. В настоящее время возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 204 Уголовного кодекса России («Коммерческий подкуп»). После 2008 года данная статья была существенно изменена: состав преступления, в котором подозревают работника банка, сейчас квалифицируется уже по части четвертой и предполагает более жесткое наказание – до семи лет лишения свободы со штрафом до 40-кратного размера подкупа.
По старой версии уголовного законодательства наказание за коммерческий подкуп было гораздо мягче – до трех лет лишения свободы. Если следствие предъявит обвинение и дело дойдет до суда, бывшую сотрудницу «Юниаструм банка» ждет именно такое наказание. Однако с учетом положительных характеристик подозреваемой, активной помощи следствию и наличия несовершеннолетних детей, реального лишения свободы может и не быть.
Скоринг (англ. scoring) – метод классификации всех заемщиков на различные группы для оценки кредитного риска; представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории «прошлых» клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок. Скоринг применяется также в маркетинге.
«Каждая кредитная заявка проходит довольно сложную процедуру утверждения: ее рассматривает кредитный комитет, оценивают службы безопасности и андеррайтинга, которые выявляют законность и целесообразность сделки. В одиночку повлиять на решение о выдаче кредита практически невозможно, – сообщил корреспонденту сайта на условиях анонимности бывший начальник службы безопасности одного из крупнейших банков страны. – В данном случае либо соответствующие отделы банка очень слабо работали, либо между ними был сговор. Поэтому не совсем понятно, почему подозревают только одного человека».
По словам специалиса по безопасности, с подобными просьбами о «помощи» сотрудники банков сталкиваются практически ежедневно. И одно дело, когда приходит добросовестный заемщик, получающий серую зарплату и не имеющий возможности документально подтвердить размер доходов, – в этом случае банки иногда идут навстречу. И совсем другое дело, когда с просьбой «закрыть» глаза на недостоверную отчетность обращаются заведомые мошенники, применяя различные способы воздействия, в том числе и подкуп.
«Банки совершают очень большую ошибку, повсеместно сокращая штат служб безопасности, – говорит анонимный источник. – Ориентируясь на европейский опыт, российские банки все больше доверяют скорингу. Однако компьютер никогда не сможет заменить опытного безопасника, за плечами которого, как правило, служба в правоохранительных органах. Выявить жуликов и воров с помощью автоматической обработки анкетных данных нелегко – мошенники знают, как «правильно» отвечать на вопросы банка, и их анкеты зачастую выглядят намного презентабельные, чем у добросовестных клиентов».
На официальный запрос в «Юниаструм Банке» сообщили, что банк «занимает принципиальную позицию в отношении ответственности сотрудников, действиями которых нанесен экономический ущерб банку и его клиентам, и готов и далее сотрудничать с правоохранительными органами по вышеуказанным фактам в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством».