Обсудить возможности запуска бизнеса по франшизе крупного федерального бренда, завести полезные деловые знакомства и узнать о новых возможностях финансирования стартапа – успешно совместить все это челябинским предпринимателям удалось в рамках «Ярмарки франшиз», которая прошла 14 октября в Челябинске. Организатором мероприятия выступили Сбербанк и казанское агентство «Франчайзинг5».
В день проведения «Ярмарки франшиз» в конференц-зале «Аврора Hotel» не было свободных мест: мероприятие, удачно сочетающее формат деловой конференции и выставки, вызвало неподдельный интерес челябинских предпринимателей. Представители успешных федеральных компаний разных сфер бизнеса, в числе которых – «Сбарро» (ресторанный бизнес), San School (образовательные услуги), BAON (брендовая одежда), «Деньга» (предоставление микрозаймов), «Молоток» (магазины стройинструментов), Traveler's Coffee (кофейни) и другие – поделились секретами успешного бизнеса и своим видением особенностей конкурентной среды и перспектив запуска стартапов в той или иной сфере.
Открытие бизнеса по франчайзинговой схеме – беспроигрышный вариант как для начинающих, так и для опытных и состоявшихся предпринимателей, которые уже скопили капитал для запуска серьезного проекта, но при этом стремятся избежать лишних рисков.
«Статистика неумолима: только 10-15% малых предприятий остаются на плаву после первого года, франчайзинг позволяет повысить этот показатель до 90%», – говорит эксперт по продукту «Бизнес-старт» Челябинского отделения Сбербанка России Юлия Соколовская.
Франчайзинг дает возможность использовать многолетний опыт, успешные бизнес-технологии, налаженную систему снабжения крупнейших компаний. Открывая бизнес под вывеской крупной федеральной компании, франчайзи тем самым приобщается к узнаваемому бренду, что позволяет минимизировать затраты на рекламу и маркетинг. Как рассказывает руководитель юридического департамента компании «Франчайзинг5» Александр Архипов, регистрация собственного товарного знака сопряжена со значительными затратами времени и сил – проверка и согласование документации занимает около полутора лет. Однако и использование незарегистрированного товарного знака таит множество рисков: фирменное наименование может быть украдено и незаконно использовано конкурентами, что не только ударит по выручке компании, но и может подмочить ее репутацию, при этом пострадавшая сторона будет лишена даже возможности защиты своих интересов в суде. По словам эксперта, в стоимости товарного знака аккумулируется около 3% затрат на рекламу и продвижение бренда, и это учитывается при расчете капитализации бизнеса. Известный, раскрученный товарный знак настолько весом, что даже может выступать залоговым обеспечением при получении банковского кредита. Таким образом, рекламируя товар с незарегистрированным товарным знаком, компания просто выбрасывает деньги на ветер.
Особенно интересна возможность открытия бизнеса по франшизе молодым предпринимателям, отмечает генеральный директор компании «Франчайзинг5» Артем Захаров. Четкий бизнес-план и интересная концепция бизнеса, точно прогнозируемые сроки окупаемости проекта, налаженные поставки продукции, маркетинговая поддержка и консультирование по выбору подходящего помещения и оформлению торгового зала – все это является приятным «бонусом» к франшизе крупного успешного бренда.
«Бизнес, который развивается по франчайзинговой схеме, должен обладать некой изюминкой – ярким, запоминающимся брендом, интересной концепцией, которая выделяет товар в ряду аналогичных предложений, – считает Артем Захаров. – При этом, как правило, цена – не самая низкая в данном сегменте, но адекватная в глазах потребителей и качеству товара, и уровню сервиса».
В силу слишком высоких рисков банки остерегаются выдавать кредиты на стартапы. Предпринимателям, мечтающим открыть собственное дело, приходится либо самостоятельно накапливать стартовый капитал, либо обращаться за финансовой поддержкой к родным и друзьям – распространенный на Западе механизм венчурного финансирования пока не получил широкого развития в нашей стране. Однако с недавних пор ситуация изменилась.
Около года назад Сбербанк запустил уникальную программу – «Бизнес-старт»: кредит на открытие собственного дела по франшизе или на базе типового бизнес-плана. «Пока на Южном Урале выдано только 14 кредитов, еще несколько заявок находятся на рассмотрении. С одной стороны, цифра не так велика, но с другой стороны, – при финансовой поддержке Сбербанка в регионе открылись и успешно развиваются полтора десятка новых бизнес-проектов: магазины модной одежды и детских товаров, салоны красоты, фитнес-клубы», – рассказывает Юлия Соколовских.
Как отмечает представитель банка, преимуществом и особенностью данной программы является то, что кредит выдается под проверенные временем франшизы, что выступает твердой гарантией успешного запуска бизнеса и позволяет точно прогнозировать сроки его окупаемости. «Сегодня на выбор начинающим предпринимателям банк предоставляет свыше семидесяти различных бизнес-моделей – в том числе и такие известные бренды, как сеть магазинов детских товаров «БЕГЕМОТиК», 5D-кинотеатр «Экзофильм», магазины спортивной одежды BAON, рестораны быстрого обслуживания Subway и многие другие, постоянно проходят аккредитацию новые франчайзеры», – уточняет Юлия Соколовская.
Список самых популярных франшиз по кредитному продукту «Бизнес-старт» в 2013 году:
В рамках программы «Бизнес-старт» начинающие предприниматели могут получить кредит до 3 млн рублей (до 80% затрат на запуск бизнеса) под 18,5% годовых на длительный срок – до трех с половиной лет, с возможностью досрочного погашения и отсрочки погашения основного долга на первые полгода. Что важно – при оформлении кредита не требуется подтверждения уровня доходов предпринимателя, финансовых потоков фирмы или дополнительного залогового обеспечения – им выступает приобретаемое оборудования для открытия кафе, магазина или салона красоты. Как отмечает Юлия Соколовская, программа «Бизнес-старт» ориентирована на поддержку начинающих предпринимателей – получить консультацию по оформлению кредита можно еще до регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а претендовать на получение финансирования можно лишь после изучения мультимедийного образовательного курса «Основы предпринимательской деятельности» на сайте Сбербанка.
«Специалисты банка и компании-франчайзера оказывают необходимую информационную и консультационную поддержку на этапе запуска бизнеса, что сводит к нулю предпринимательские риски, – говорит Юлия Соколовская. – Первые предприниматели, которые уже начали погашать кредит после шестимесячной отсрочки по уплате основного долга, не испытывают финансовых трудностей и строят планы дальнейшего развития бизнеса, готовятся к открытию новых точек».
Стоит отметить, что 16 и 17 октября Сбербанк примет участие еще в одном крупном мероприятии – выставке-конференции «Управление бизнесом – 2014: Новая эра продаж». На мероприятии будут обсуждаться инновационные методы в области стратегического развития бизнеса, управления персоналом, современного маркетинга. Наряду с ведущими российскими и региональными экспертами на форуме выступят представители Сбербанка, которые расскажут о банковских продуктах и услугах для развития бизнеса.
Помимо Челябинска, семинары в рамках Недели малого бизнеса 16-19 октября пройдут и в других крупных городах Южного Урала: Магнитогорске, Златоусте и Миассе. Предприниматели смогут принять участие в тренинге по привлечению клиентов и получить консультации о кредитных продуктах банка, а также об акции по отмене комиссий по кредитам для малого бизнеса, которую Сбербанк продлил до 1 декабря 2013 года.
Фото: Видео Михаила ТИМОФЕЕВА, монтаж Анны КАЗАНЦЕВОЙ