RU74
Погода

Сейчас-5°C

Сейчас в Челябинске
Погода-5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -10

4 м/c,

южн.

754мм 93%
Подробнее
3 Пробки
USD 102,58
EUR 107,43
Экономика Кому нужен вертолет Юревича?

Кому нужен вертолет Юревича?

На этой неделе временно исполняющий обязанности губернатора Южного Урала Борис Дубровский дал поручение продать вертолет, приобретенный для его предшественника – экс-главы региона Михаила Юревича. Выиграет ли область от реализации актива, который летом 2011 года обошелся казне в 289 млн рублей, и что по этому поводу думают эксперты – в статье на Chel.ru.

Откуда в области многомиллионные лопасти

Напомним, о планах областных властей купить комфортабельный вертолет стало известно после серии визитов экс-главы Южного Урала Михаила Юревича в отдаленные муниципалитеты на арендованном вертолете Ми-8. В августе 2010 года о грядущей покупке стоимостью в пять-восемь миллионов евро сообщил бывший тогда вице-губернатором Челябинской области Олег Грачев. «В Магнитогорск мы летали на Ми-8: внутри две скамейки и баки с топливом, – рассказал Олег Грачев на одной из встреч с журналистами. – В одну сторону полтора часа, обратно – около двух часов. Гул страшный, выбрались на поле с квадратными головами... После этой поездки губернатор мне прислал СМС: «На Ми-8 больше не поеду».

Сам Михаил Юревич подтвердил намерение приобрести чудо техники 10 сентября 2010 года на встрече с местными блогерами. Губернатор объяснил, что воздушное судно планируется приобретать в доле с частным инвестором, у которого будет в постоянном пользовании, но в случае необходимости у областных властей будет приоритетное право пользования им.

Уже в сентябре на сайте управления материальными ресурсами Челябинской области появилась информация о проведении открытого аукциона на право заключить госконтракт на поставку вертолета. Там же можно было ознакомиться с техническими требованиями к аппарату, под которые попадали марки Bell и Eurocopter. Ясность по поводу стоимости аппарата появилась сразу же – начальная цена контракта составила 289 млн рублей. За столько вертолет и был приобретен. Первый в России вертолет Bell 429 компании Bell Helicopter прибыл в столицу Южного Урала в конце июня 2011 года.

Общественность к покупке столь дорогостоящего аппарата отнеслась неоднозначно. Масла в огонь подливало не только редкое использование аппарата, но и необходимость ежегодных трат на его обслуживание, подготовку и выполнение полетов (авиационные услуги), летную эксплуатацию, хранение и техническое обслуживание. Этим занималась специализированная компания, которую Главное управление материальных ресурсов Челябинской области выбирало на конкурсной основе. Ежегодно подписывался контракт на сумму около 50 миллионов рублей. В стоимость включалась также услуга по страхованию экипажа и лиц, находящихся на борту воздушного судна.

Что делать с VIP-вертушкой?

В начале февраля 2014 года врио губернатора Челябинской области Борис Дубровский дал поручение продать вертолет, приобретенный для его предшественника. «Я поставил такую задачу. Посмотрим, как она может быть реализована, – сказал Борис Дубровский, отвечая на вопрос журналиста одного из местных СМИ. – Сейчас балансовая стоимость очень высокая, думаю, по такой цене мы пока не сможем его продать».

Информация о планируемой реализации вертолета, вставшего казне в 289 млн рублей, взволновала общественность, пожалуй, не меньше, чем его приобретение. Эту тему активно обсуждают в соцсетях. Например, председатель совета Челябинского областного регионального отделения «Деловой России» Константин Захаров предлагает возродить региональное авиапредприятие, в уставный фонд которого и передать вертолет для его дальнейшего коммерческого использования бизнесменами и чиновниками по делам бизнеса и госслужбы. «Заодно взять в лизинг пару дальнемагистральных самолётов и обеспечить челябинцев и гостей столицы Южного Урала самыми доступными по цене и комфортности маршрутами от столицы нашей Родины до Магадана, включая и Сибирскую агломерацию, – рассуждает господин Захаров в своем блоге. – Тем более что челябинский аэроузел стараниями Владимира Реунова уже перевозит более 1,2 млн пассажиров в год! И всё это делают сторонние авиаперевозчики при великолепной аэропортной инфраструктуре! Будем иметь в виду возрождение ближнемагистральных маршрутов в России».

Пока указания о продаже вертолета ограничились устной постановкой задачи. «Вертолет сейчас числится на балансе нашего министерства, – рассказала пресс-секретарь министерства радиационной и экологической безопасности Челябинской области Марина Александрова. – Официальных указаний о его продаже еще не было. Решение будем выполнять по мере поступления распоряжений и поручений. Нам придется передать вертолет из оперативного управления в казну области для дальнейшей процедуры по реализации, в том числе оценки и всех прочих мероприятий по продаже».

По мнению компании, эксплуатировавшей вертолет, эта техника помогала решать множество задач и использовалась достаточно активно. «Во время крупных пожаров в 2012 году с него координировали действия другого вертолета, который непосредственно тушил пожар, мониторили заповедники по возгораниям и предупреждению пожаров, облетали линии электропередач, на которых в снежный период появлялась наледь, – рассказывает директор «ЧелАвиа» Александр Лукошков. – Помогал вертолет и во время паводковой обстановки – оперативно удавалось реагировать на многие происшествия, координировать деятельность МЧС. Нам очень пригодился опыт эксплуатации – расширилось понимание спектра выполняемых задач с помощью вертолета».

Почём отдать геликоптер

Эксперты сайта считают, что если покупатель на VIP-вертолет все-таки найдется, то область потеряет при сделке значительную сумму.

«Представления не имею, кого вертолет может заинтересовать, но точно ясно, что его можно продать лишь раза в два-три ниже балансовой стоимости, – комментирует генеральный директор ООО «Кэмп» Яков Гуревич. – Поэтому врио губернатора и сказал, что сейчас ситуация по продаже вертолета неблагоприятная. Аппарат и изначально столько не стоил, а продать вертолет, бывший в употреблении, еще сложнее. Видимо, он и не нужен никому, реально для дела его практически не использовали, был, так сказать, игрушкой».

«Насколько может упасть цена за время эксплуатации вертолета, зависит от многих факторов, – комментирует заместитель директора по маркетингу компании «Хелико» Анастасия Зимина (компания специализируется на продаже в России вертолетов). – К примеру, от часов налета и того, как его использовали, каким образом обслуживался, правильность эксплуатации. Невозможно назвать фактическую стоимость вертолета, не видя его, но то, что цена будет отличаться от первоначальной в меньшую сторону, вопросов не вызывает».

«Я думаю, что продать вертолет можно, скорее всего, частному лицу с дисконтом к первоначальной цене порядка 20-30 процентов или за 200-220 миллионов рублей, – высказывается аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. – Однако, учитывая макроэкономическую обстановку и спрос на вертолет, реальная его цена может оказаться еще ниже. Балансовая цена будет оставаться высокой и в дальнейшем. В любом случае если на рынке не произойдет резкий рост спроса, что в текущих условиях маловероятно, то вертолет будет продан с убытками».

Вертолет Bell 429 – это легкая двухдвигательная машина, развивающая скорость до 270 км/час. Производитель – Bell Helicopter Textron Company, США; экипаж – 1 человек, пассажиры – 8 человек; дальность полета – 648 км; длительность полета – 3,8 часа; макс. высота – 6096 м; мощность – 1100 л. с. на валу трансмиссии; полный взлетный вес – 3175 кг.

Респонденты сайта предположили, что покупателя стоит поискать в северных районах страны и госструктурах.

«Возможно, какая-то компания Севера и купила бы вертолет, но опять же за приемлемую цену, которая окажется существенно ниже затрат при приобретении, – рассуждает господин Гуревич. – Если губернатор на это пойдет сейчас, то получит балансовые убытки. С другой стороны, вертолет нужно содержать, обслуживать – это тоже затратно. Думаю, продажу сдерживает и юридическая сторона: вертолет приобретен почти за 300 миллионов рублей, а будет продан, допустим, за 100-50 миллионов рублей – это же нужно будет обосновать. Сложная ситуация».

«Вертолет марки Bell 429 – достаточно крупная техника. По поводу ее приобретения к нам периодически обращаются, но за всю историю нашей работы мы пока не продали ни одного такого вертолета, – рассказывает Анастасия Зимина. – За рубеж вертолет вряд ли улетит, в России же его покупкой, думаю, может заинтересоваться какой-нибудь губернатор или департамент какого-то хозяйства для аналогичных целей – быстрого передвижения. Скорее всего, это будет приобретение на бюджетные средства, возможно, регионом большей площади или для более важных персон». Бизнес же зачастую выбирает другие вертолеты, указывает эксперт. «Сибирские газо- и нефтедобывающие компании покупают вертолеты негабаритные, простые в эксплуатации и управлении – для мониторинга нефте- и газопроводов, – приводит пример госпожа Зимина. – Пожарная и лесоохрана берут аппараты для мониторинга леса – им важна маленькая техника, менее затратная и удобная в эксплуатации. А под такую крупную технику найти покупателя хоть и возможно, но гораздо сложнее».

«Вертолетами такого класса активно пользуются во всей Европе, США – там их очень много, – комментирует Александр Лукошков. – Сам по себе вертолет универсальный, не капризный, с превосходными эксплуатационными характеристиками. Думаю, такая техника незаменима для экономики любого государства, республики и даже любого регионального субъекта РФ, тем более такой протяженности, как Челябинская область. Ну и по соотношению цена-качество это самый оптимальный вариант непосредственно для российских северных регионов».

«Я не думаю, что этот вертолет может понадобится муниципальным властям или другим госструктурам, так как это транспортный вертолет, и переоборудовать его, например, в вертолет МЧС будет трудно, – возражает Андрей Шенк. – Если же, допустим, создать региональное авиапредприятие, которое бы сдавало этот вертолет в аренду, развитием этого направления, думаю, должен заниматься частный бизнес. И в любом случае будет факт продажи другому лицу, и скорее всего, по более низкой цене».

«Переоборудовать подобную зарубежную технику весьма непросто, ведь функции пассажирского вертолета были заложены уже на момент производства, – соглашается Анастасия Зимина. – Когда вертолет планируется использовать для тушения, то дополнительные опции закладываются еще на стадии производства. Сейчас же нет смысла переоборудовать – в это понадобится инвестировать сумму еще в полвертолета. Поэтому часть потенциальных покупателей автоматически отсекается».

Фото: Фото с сайта Gubernator74.ru, JetTransfer

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
276
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления