На этой неделе временно исполняющий обязанности губернатора Южного Урала Борис Дубровский дал поручение продать вертолет, приобретенный для его предшественника – экс-главы региона Михаила Юревича. Выиграет ли область от реализации актива, который летом 2011 года обошелся казне в 289 млн рублей, и что по этому поводу думают эксперты – в статье на Chel.ru.
Откуда в области многомиллионные лопасти
Напомним, о планах областных властей купить комфортабельный вертолет стало известно после серии визитов экс-главы Южного Урала Михаила Юревича в отдаленные муниципалитеты на арендованном вертолете Ми-8. В августе 2010 года о грядущей покупке стоимостью в пять-восемь миллионов евро сообщил бывший тогда вице-губернатором Челябинской области Олег Грачев. «В Магнитогорск мы летали на Ми-8: внутри две скамейки и баки с топливом, – рассказал Олег Грачев на одной из встреч с журналистами. – В одну сторону полтора часа, обратно – около двух часов. Гул страшный, выбрались на поле с квадратными головами... После этой поездки губернатор мне прислал СМС: «На Ми-8 больше не поеду».
Сам Михаил Юревич подтвердил намерение приобрести чудо техники 10 сентября 2010 года на встрече с местными блогерами. Губернатор объяснил, что воздушное судно планируется приобретать в доле с частным инвестором, у которого будет в постоянном пользовании, но в случае необходимости у областных властей будет приоритетное право пользования им.
Уже в сентябре на сайте управления материальными ресурсами Челябинской области появилась информация о проведении открытого аукциона на право заключить госконтракт на поставку вертолета. Там же можно было ознакомиться с техническими требованиями к аппарату, под которые попадали марки Bell и Eurocopter. Ясность по поводу стоимости аппарата появилась сразу же – начальная цена контракта составила 289 млн рублей. За столько вертолет и был приобретен. Первый в России вертолет Bell 429 компании Bell Helicopter прибыл в столицу Южного Урала в конце июня 2011 года.
Общественность к покупке столь дорогостоящего аппарата отнеслась неоднозначно. Масла в огонь подливало не только редкое использование аппарата, но и необходимость ежегодных трат на его обслуживание, подготовку и выполнение полетов (авиационные услуги), летную эксплуатацию, хранение и техническое обслуживание. Этим занималась специализированная компания, которую Главное управление материальных ресурсов Челябинской области выбирало на конкурсной основе. Ежегодно подписывался контракт на сумму около 50 миллионов рублей. В стоимость включалась также услуга по страхованию экипажа и лиц, находящихся на борту воздушного судна.
Что делать с VIP-вертушкой?
В начале февраля 2014 года врио губернатора Челябинской области Борис Дубровский дал поручение продать вертолет, приобретенный для его предшественника. «Я поставил такую задачу. Посмотрим, как она может быть реализована, – сказал Борис Дубровский, отвечая на вопрос журналиста одного из местных СМИ. – Сейчас балансовая стоимость очень высокая, думаю, по такой цене мы пока не сможем его продать».
Информация о планируемой реализации вертолета, вставшего казне в 289 млн рублей, взволновала общественность, пожалуй, не меньше, чем его приобретение. Эту тему активно обсуждают в соцсетях. Например, председатель совета Челябинского областного регионального отделения «Деловой России» Константин Захаров предлагает возродить региональное авиапредприятие, в уставный фонд которого и передать вертолет для его дальнейшего коммерческого использования бизнесменами и чиновниками по делам бизнеса и госслужбы. «Заодно взять в лизинг пару дальнемагистральных самолётов и обеспечить челябинцев и гостей столицы Южного Урала самыми доступными по цене и комфортности маршрутами от столицы нашей Родины до Магадана, включая и Сибирскую агломерацию, – рассуждает господин Захаров в своем блоге. – Тем более что челябинский аэроузел стараниями Владимира Реунова уже перевозит более 1,2 млн пассажиров в год! И всё это делают сторонние авиаперевозчики при великолепной аэропортной инфраструктуре! Будем иметь в виду возрождение ближнемагистральных маршрутов в России».
Пока указания о продаже вертолета ограничились устной постановкой задачи. «Вертолет сейчас числится на балансе нашего министерства, – рассказала пресс-секретарь министерства радиационной и экологической безопасности Челябинской области Марина Александрова. – Официальных указаний о его продаже еще не было. Решение будем выполнять по мере поступления распоряжений и поручений. Нам придется передать вертолет из оперативного управления в казну области для дальнейшей процедуры по реализации, в том числе оценки и всех прочих мероприятий по продаже».
По мнению компании, эксплуатировавшей вертолет, эта техника помогала решать множество задач и использовалась достаточно активно. «Во время крупных пожаров в 2012 году с него координировали действия другого вертолета, который непосредственно тушил пожар, мониторили заповедники по возгораниям и предупреждению пожаров, облетали линии электропередач, на которых в снежный период появлялась наледь, – рассказывает директор «ЧелАвиа» Александр Лукошков. – Помогал вертолет и во время паводковой обстановки – оперативно удавалось реагировать на многие происшествия, координировать деятельность МЧС. Нам очень пригодился опыт эксплуатации – расширилось понимание спектра выполняемых задач с помощью вертолета».
Почём отдать геликоптер
Эксперты сайта считают, что если покупатель на VIP-вертолет все-таки найдется, то область потеряет при сделке значительную сумму.
«Представления не имею, кого вертолет может заинтересовать, но точно ясно, что его можно продать лишь раза в два-три ниже балансовой стоимости, – комментирует генеральный директор ООО «Кэмп» Яков Гуревич. – Поэтому врио губернатора и сказал, что сейчас ситуация по продаже вертолета неблагоприятная. Аппарат и изначально столько не стоил, а продать вертолет, бывший в употреблении, еще сложнее. Видимо, он и не нужен никому, реально для дела его практически не использовали, был, так сказать, игрушкой».
«Насколько может упасть цена за время эксплуатации вертолета, зависит от многих факторов, – комментирует заместитель директора по маркетингу компании «Хелико» Анастасия Зимина (компания специализируется на продаже в России вертолетов). – К примеру, от часов налета и того, как его использовали, каким образом обслуживался, правильность эксплуатации. Невозможно назвать фактическую стоимость вертолета, не видя его, но то, что цена будет отличаться от первоначальной в меньшую сторону, вопросов не вызывает».
«Я думаю, что продать вертолет можно, скорее всего, частному лицу с дисконтом к первоначальной цене порядка 20-30 процентов или за 200-220 миллионов рублей, – высказывается аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. – Однако, учитывая макроэкономическую обстановку и спрос на вертолет, реальная его цена может оказаться еще ниже. Балансовая цена будет оставаться высокой и в дальнейшем. В любом случае если на рынке не произойдет резкий рост спроса, что в текущих условиях маловероятно, то вертолет будет продан с убытками».
Вертолет Bell 429 – это легкая двухдвигательная машина, развивающая скорость до 270 км/час. Производитель – Bell Helicopter Textron Company, США; экипаж – 1 человек, пассажиры – 8 человек; дальность полета – 648 км; длительность полета – 3,8 часа; макс. высота – 6096 м; мощность – 1100 л. с. на валу трансмиссии; полный взлетный вес – 3175 кг.
Респонденты сайта предположили, что покупателя стоит поискать в северных районах страны и госструктурах.
«Возможно, какая-то компания Севера и купила бы вертолет, но опять же за приемлемую цену, которая окажется существенно ниже затрат при приобретении, – рассуждает господин Гуревич. – Если губернатор на это пойдет сейчас, то получит балансовые убытки. С другой стороны, вертолет нужно содержать, обслуживать – это тоже затратно. Думаю, продажу сдерживает и юридическая сторона: вертолет приобретен почти за 300 миллионов рублей, а будет продан, допустим, за 100-50 миллионов рублей – это же нужно будет обосновать. Сложная ситуация».
«Вертолет марки Bell 429 – достаточно крупная техника. По поводу ее приобретения к нам периодически обращаются, но за всю историю нашей работы мы пока не продали ни одного такого вертолета, – рассказывает Анастасия Зимина. – За рубеж вертолет вряд ли улетит, в России же его покупкой, думаю, может заинтересоваться какой-нибудь губернатор или департамент какого-то хозяйства для аналогичных целей – быстрого передвижения. Скорее всего, это будет приобретение на бюджетные средства, возможно, регионом большей площади или для более важных персон». Бизнес же зачастую выбирает другие вертолеты, указывает эксперт. «Сибирские газо- и нефтедобывающие компании покупают вертолеты негабаритные, простые в эксплуатации и управлении – для мониторинга нефте- и газопроводов, – приводит пример госпожа Зимина. – Пожарная и лесоохрана берут аппараты для мониторинга леса – им важна маленькая техника, менее затратная и удобная в эксплуатации. А под такую крупную технику найти покупателя хоть и возможно, но гораздо сложнее».
«Вертолетами такого класса активно пользуются во всей Европе, США – там их очень много, – комментирует Александр Лукошков. – Сам по себе вертолет универсальный, не капризный, с превосходными эксплуатационными характеристиками. Думаю, такая техника незаменима для экономики любого государства, республики и даже любого регионального субъекта РФ, тем более такой протяженности, как Челябинская область. Ну и по соотношению цена-качество это самый оптимальный вариант непосредственно для российских северных регионов».
«Я не думаю, что этот вертолет может понадобится муниципальным властям или другим госструктурам, так как это транспортный вертолет, и переоборудовать его, например, в вертолет МЧС будет трудно, – возражает Андрей Шенк. – Если же, допустим, создать региональное авиапредприятие, которое бы сдавало этот вертолет в аренду, развитием этого направления, думаю, должен заниматься частный бизнес. И в любом случае будет факт продажи другому лицу, и скорее всего, по более низкой цене».
«Переоборудовать подобную зарубежную технику весьма непросто, ведь функции пассажирского вертолета были заложены уже на момент производства, – соглашается Анастасия Зимина. – Когда вертолет планируется использовать для тушения, то дополнительные опции закладываются еще на стадии производства. Сейчас же нет смысла переоборудовать – в это понадобится инвестировать сумму еще в полвертолета. Поэтому часть потенциальных покупателей автоматически отсекается».
Фото: Фото с сайта Gubernator74.ru, JetTransfer