RU74
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Челябинске
Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -10

6 м/c,

южн.

727мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Экономика Малый бизнес региона не пасует перед кризисом

Малый бизнес региона не пасует перед кризисом

В то время как крупные предприятия замораживают масштабные инвестиционные проекты из-за кризисных ожиданий, малый и средний бизнес заключает контракты по обновлению производственного оборудования, приобретению спецтехники, автотранспорта и коммерческой недвижимости. Как отмечают эксперты, сейчас наступил благоприятный момент для реализации этих планов: февральский скачок курса иностранной валюты практически сгладился, а ожидаемые последствия экономических санкций и кризисные моменты еще не проявились в полной мере. Перспективы развития бизнеса в новых реалиях эксперты обсудили на традиционном круглом столе, состоявшемся после завершения торгов «Аукциона лизинга», организованного сайтом ChelFin.ru.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в прошлом году российский рынок лизинга не показал внушительных темпов роста. Номинальный объем нового бизнеса значительно не изменился и составил 1,3 трлн рублей, а с учетом инфляции можно даже говорить о сокращении рынка в реальном выражении. Стоит отметить, что доля УрФО в объеме нового бизнеса выросла почти вдвое – с 4,8% до 9,9%. Большая часть этой доли приходится на малый и средний бизнес. Доля лизинговых сделок этого сегмента в бизнесе региональных и федеральных компаний стала занимать почти 90% объема нового бизнеса. Тенденция к постепенному переориентированию лизинговых компаний на финансирование малого и среднего бизнеса нашла свое продолжение и в этом году. Повышенный интерес бизнеса к лизингу демонстрирует и возросший объем заявок, поступивших от предприятий региона на «Аукцион лизинга» в этом году.

Экономика задает тон

Дмитрий Митронин

В прошлом году экономика России выросла всего на 1,3%. Прогноз, который дают эксперты на этот год, еще печальнее – менее 1% – тренд на «проседание» экономики плавно перетек в наступивший год. Помимо этого, начало года ознаменовалось экономическими и политическими изменениями, оказавшими сильное влияние на все отрасли экономики. Ослабление рубля и экономические санкции, которыми грозит Запад после присоединения Крыма, не могли не отразиться не только на крупных компаниях, но и на малом и среднем бизнесе. Но изменения пока не столь серьезные, уверены специалисты лизинговых компаний. Как отмечает директор по Уральскому региону АО «Халык-Лизинг» Дмитрий Митронин, степень влияния экономических новостей обусловлена во многом сферой деятельности предприятия, однако пока никакой значительной просадки не чувствуется. «Единственное, на что мы обратили внимание, – то, что два машиностроительных предприятия, которые в начале прошлого года имели серьезные планы по техническому перевооружению, во второй половине года отказались от этого и даже частично сократили персонал. Тем не менее назвать это трендом пока нельзя – в регионе по-прежнему много компаний, у которых идет рост выручки, и они планомерно реализуют планы по обновлению промышленного парка», – комментирует Дмитрий Митронин, добавляя, что намного заметнее проседание сегмента грузоперевозок.

Заместитель директора филиала ООО «Балтийский лизинг» в Челябинске Михаил Карелин также отметил, что часть предприятий уже среагировала на кризисные явления корректировкой инвестиционных планов. «Предприятия стали уходить от долгосрочных планов, сосредоточившись на коротких и менее масштабных инвестициях», – комментирует Михаил Карелин.

Михаил Карелин

По словам Дмитрия Митронина, в зоне риска могут оказаться компании, чей бизнес «завязан» на ограниченном круге контрагентов: в случае возникновения проблем у одного из звеньев может возникнуть риск неплатежей, что обвалит всю цепочку по принципу домино. В этой ситуации стабильнее положение, к примеру, мясоперерабатывающих компаний, которые имеют постоянный круг потребителей и пока имеют возможность не повышать цены, поскольку в меньшей степени зависят от колебаний валютных курсов. «Однозначно можно сказать, что малый и средний бизнес более мобильный и активный, он гораздо быстрее приспосабливается к изменениям, что позволяет выходить из сложных ситуаций с меньшими потерями. Главная задача в нынешней ситуации – развивать бизнес или хотя бы сохранить имеющиеся позиции», – резюмирует Дмитрий Митронин.

По мнению финансового директора ЗАО «Южноуральский лизинговый центр» Игоря Горшенина, несмотря на ухудшающиеся макроэкономические показатели в стране, компания пока не почувствовала снижение спроса на лизинговые услуги. «Наоборот, в первом квартале 2014 года по сравнению с предыдущим кварталом зафиксирован рост лизингового портфеля на 33%», – отмечает Игорь Горшенин, добавляя, что рост наблюдался по всем видам имущества – по автотранспорту, по спецтехнике, по оборудованию. «Если в каких-то компаниях и произошло снижение лизинговых сделок по автотранспорту, то это может быть связано с общей негативной тенденцией по продаже легковых и грузовых транспортных средств в России», – поясняет Игорь Горшенин.

Директор обособленного подразделения лизинговой компании «ГОРОД ДЕНЕГ» Ольга Мелентьева считает, некоторые предприниматели решили приостановить некоторые проекты по приобретению техники в лизинг, сформировав отложенный спрос.

Ольга Мелентьева

«Другие сегменты бизнеса все же реализуют свои планы даже с учетом экономических и политических изменений. Учитывая все риски, потенциальные лизингополучатели формируют некую подушку безопасности и развивают свой бизнес в текущих условиях», – говорит Ольга Мелентьева.

Как ударили по бизнесу скачки валюты?

Резкие колебания валютных курсов в начале года отразились даже на инвестиционных планах тех компаний, которые не ориентированы на иностранные контракты. «С февраля практически все поставщики зарубежного оборудования стали выставлять договоры в валюте, цены менялись постоянно, приходилось постоянно мониторить наиболее выгодные предложения», – рассказывает директор челябинского филиала ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» Валентина Устьянцева. Как добавляет Михаил Карелин, многие предприятия стали заложниками резкого повышения курсов валют, поскольку заключили длительные валютные договоры еще полгода назад, когда курс был более приемлем. «Крупные предприятия разрабатывают инвестиционные стратегии под конкретные проекты, строят планы по приобретению оборудования. Как правило, этот процесс разбит на несколько этапов, и остановить или ускорить его невозможно. Поэтому они вынуждены работать в новых условиях, продолжать вкладывать средства, иначе это приведет к упадку производства», – пояснил Михаил Карелин. В таких ситуациях, добавляет Дмитрий Митронин, курсовая разница вынужденно ложится на лизингополучателя.

Валентина Устьянцева

Были клиенты, которые притормаживали покупку дорогостоящего оборудования в ожидании укрепления рубля или полностью отказывались от модернизации производства. «Это временное шоковое явление: предприятия начнут пересматривать инвестиционные планы и либо уйдут в пользу российского оборудования, либо подкопят ресурсов, чтобы купить импортное подорожавшее оборудование», – комментирует руководитель отделения «ВТБ24 Лизинг» Денис Угоденко.

«Если техника иностранного производства привязана к валюте к примеру евро/доллар, то мы можем наблюдать изменение цены в рублях в большую сторону из-за валютного колебания. Это происходит путем сдерживания цены на технику в рублях и повышения ее с учетом колебания курса на данный момент», – считает Ольга Мелентьева.

Михаил Карелин уверен, что лизинговые компании и предприниматели пока не в полной мере ощутили влияние ослабления рубля. «Эффект наступит через три-четыре месяца, когда поставщики станут массово пересматривать валютные договоры, когда рост доллара и евро отразится на всех продуктах. Так что можно рекомендовать не затягивать с покупкой импортного оборудования и спецтехники – именно сейчас курс немного скорректировался», – считает Михаил Карелин.

Дмитрий Митронин также уверен, что не стоит откладывать запланированные инвестиции, однако не уверен насчет повсеместного подорожания автомобилей и оборудования зарубежного производства через три-четыре месяца.

Малый бизнес обновляет автопарк

Лидером в сфере лизинга по-прежнему остается лизинг автотранспорта. Из общей массы нового бизнеса на автотранспорт по итогам прошлого года пришлась четверть сделок. «Лизинг автотранспорта сегодня один из самых доступных инструментов для бизнеса. Лизинговые компании сегодня предлагают много программ в этом сегменте, в том числе по партнерским программам с поставщиками, зачастую даже с нулевым удорожанием», – комментирует Валентина Устьянцева. Дмитрий Митронин добавляет, что немного снизился интерес к лизингу легковых автомобилей среднего и ниже класса. «Зато заметен рост спроса на автомобили премиум-класса. В нашу компанию довольно часто поступают заявки от собственников бизнеса на покупку легковых автомобилей стоимостью 3-7 млн рублей», – комментирует Дмитрий Митронин.

Денис Угоденко

Михаил Карелин отмечает, что небольшое снижение спроса на лизинг автотранспорта все же было в январе–феврале. «Предприятия, у которых были денежные запасы, но не было понимания, что будет с экономикой в этом году, просто отложили планы по приобретению того или иного транспортного средства для себя или для бизнеса. Март это напряжение снял, и все вернулось в прежнее русло», – считает Михаил Карелин.

В компании «УРАЛЛИЗИНГ», специализирующейся на лизинге автотранспорта, особых изменений в портфеле не заметили. «Спрос на лизинг автотранспорта как по собственным программам, так и по программам с производителями стабильно высокий. Традиционно в марте наблюдалось повышение спроса на автомобили 2013 года выпуска. Сейчас мы ждем повышения цен на автомобили из-за ослабления рубля», – комментирует директор челябинского филиала ГК «УРАЛЛИЗИНГ» Виктор Кашин.

«Есть мнение, что курсовую разницу из-за падения российского рубля некоторые иностранные производители могут взять на себя, уменьшив свою маржу. К тому же не все зарубежные производители поддерживают санкции, поскольку Россия – крупнейший рынок сбыта», – возражает Дмитрий Митронин.

Как компенсировать затраты на лизинг?

Виктор Кашин

В этом году на рынке лизинга впечатляющие темпы роста в стоимостном выражении показал лизинг недвижимости. «В месяц мы рассматриваем три-четыре заявки на лизинг недвижимости. Заметен повышенный интерес к лизингу дорогостоящих крупных объектов недвижимости – производственные здания или жилые коттеджи – то, на что не так просто получить кредит», – комментирует Денис Угоденко. По его словам, средняя сумма заявки составляет 20-25 млн рублей. Эксперт отмечает, что, несмотря на то, что в компании есть лизинг недвижимости для физических лиц, для предприятий, которые пользуются налоговыми преференциями, покупать недвижимость в лизинг все же выгоднее. Хотя и лизинг недвижимости не подлежит государственному субсидированию, в отличие от оборудования и транспорта.

Лизинговые компании активно сотрудничают с администрацией Челябинска и министерством экономического развития Челябинской области, которые реализуют программы господдержки малого и среднего бизнеса региона. Как отметила Валентина Устьянцева, в прошлом году предприятия активно обращались за получением субсидий по лизингу. «Субсидированию подлежит 2/3 части аванса по договору лизинга и 2/3 ставки удорожания. Но стоит помнить, что под субсидирование попадают только определенные виды деятельности, а также то, что по областной программе не субсидируется легковой и грузовой автотранспорт. Кроме того, получение областной субсидии имеет заявительный характер, а по городской программе – на конкурсной основе», – отмечает Валентина Устьянцева.

Максимальная сумма субсидии по договорам лизинга ограничена планкой в 1 млн по областной программе и 500 тыс. руб. – по городской. При этом, как отметила Валентина Устьянцева, бюджет городской программы несравнимо меньше областного: 1,6 млн рублей против 40 млн рублей. Денис Угоденко добавляет, что в этом году на городском уровне в сфере предоставления субсидии появилось новшество – с получателями субсидии заключается договор, согласно которому по истечении года предприниматель должен соблюсти ряд условий – неснижение объемов налоговых и страховых платежей, а также заработной платы. «Если выручка упала, предприятие будет обязано вернуть полученную субсидию», – поясняет Денис Угоденко.

Уроки кризиса: семь раз отмерь...

Татьяна Мозглякова

В сегодняшней ситуации эксперты рынка лизинга советуют предпринимателям вести более осторожную и взвешенную политику по инвестированию средств в производство, ориентируясь на пессимистический прогноз развития экономики. «Я советую максимально минимизировать издержки и приобретать оборудование, транспорт, только если в этом есть острая потребность», – рекомендует Дмитрий Митронин, добавляя, что, скорее всего, плавная девальвация рубля будет продолжаться, и на этот случай необходимо подготовить финансовую подушку безопасности. «Но тем не менее не стоит забывать о главной цели – закрепить свои позиции на рынке», – уверен эксперт.

Заместитель директора челябинского филиала ГК «УРАЛЛИЗИНГ» Татьяна Мозглякова уверена, что каждому предприятию стоит учитывать особенности отрасли. «Если речь идет о замене основных производственных фондов, то осуществлять ее стоит постепенно, чтобы была отдача от нововведений», – уверена Татьяна Мозглякова.

Денис Угоденко также сохраняет оптимистичный настрой: «Почву из-под ног могут выбить только какие-то глобальные кризисные явления. Предприниматели приходят за лизингом осознанно, ощущая острую необходимость в расширении бизнеса, причем не только в Челябинске, но и в городах области – 30% всех заявок в нашей компании приходятся на муниципалитеты».

Валентина Устьянцева отмечает две позитивные тенденции: растущую в последние годы диверсификацию бизнеса и то, что компании оценивают эффективность бизнеса не комплексно, а каждое направление в отдельности, и готовы отказаться от убыточного «балласта».

Данил Филатов

«Считаю, что, пройдя огонь и воду в 2008–2009 годах, большая часть представителей российского бизнеса в той или иной степени получила «антикризисную инъекцию» и готова к новым экономическим потрясениям, оптимизируя как систему продаж, так и управление затратами», – говорит Игорь Горшенин. По его мнению, рынок лизинговых услуг в 2014 году в целом сохранит вектор на некоторое снижение, но падение не будет таким существенным, как в 2009–2010 годах.

Директор ООО «ИНВЕСТ-Лизинг» Даниил Филатов уверен, что излишняя осторожность и откладывание планов развития на дальнюю перспективу может привести к потере тех позиций, которые предприятие добивалось «потом и кровью». «Если предприниматель испугается и начнет чрезмерно осторожничать, он просто потеряет бизнес: на его место тут же придет молодой, ничего не боящийся деятель, выросший на кризисах», – считает Даниил Филатов, добавляя, что стоит помнить: экономика всегда развивается по спирали, и кризис – это такой же нормальный виток развития, как и остальные. «Нужно уметь вовремя сориентироваться. Но отказываться от планов по развитию бизнеса я не советую. Не стоит пасовать перед сложностями, выход из сложной ситуации можно найти всегда. Собственно, лизинг и есть тот инструмент (один из современных и в то же время доступных для малого и среднего бизнеса), с помощью которого можно не просто «выжить», но и развить свое направление деятельности даже в такой сложной ситуации, как сегодня», – подвел итог круглому столу Даниил Филатов.

Фото: Видео Евгения МОЛЧАНОВА, монтаж Анны КАЗАНЦЕВОЙ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления