Минэкономразвития области обратилось к 40 компаниям Южного Урала с требованием вернуть субсидии, полученные на развитие производства. Причиной называют то, что компании не выполнили условия соглашений на их предоставление. Эта ситуация стала поводом для встречи предпринимателей с депутатами и руководителями ведомств региона. О причинах проблемы и как ее будут решать – в тексте на Chel.ru.
Минэкономразвития: работаем в рамках закона
Позиция областного минэкономразвития обусловлена изменениями, произошедшими в Бюджетном кодексе РФ в 2013 году, указал замминистра экономического развития Челябинской области Артем Новиков.
«Сегодня федеральное законодательство нам строго предписывает соблюдать условия соглашения на предоставление субсидий, и предприниматель, подписывая этот документ, должен осознавать и просчитывать риски, связанные с выполнением обязательств, – рассказал Артем Новиков. – За три последних года у нас 40 компаний, получивших субсидии, не смогли выполнить условия соглашения, и мы требуем их возврата. Четыре компании согласились возвратить средства добровольно. Мы направили 11 исков в суд, четыре из которых уже удовлетворены. Дело в том, что сегодня пропорция средств в субсидии распределяется так: 6% – доля областного бюджета, а 94% – федеральные деньги, и региональное министерство должно контролировать соблюдение показателей».
В 2014 году областное правительство определило условия предоставления предпринимателям субсидий. Во-первых, это сохранение или создание новых рабочих мест в текущем финансовом году. Во-вторых, прирост или сохранение объема налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и, в-третьих, установление размера зарплаты работников не ниже прожиточного минимума, отметили в минэкономразвития. При получении бизнесменом субсидии на господдержку с ним заключается соглашение, где перечислены все вышесказанные условия и указано, что в случае их невыполнения он будет обязан вернуть полученные средства в бюджет.
«Все зависит от самого предпринимателя. Ведь очень часто человек, прекрасно разбираясь в производственных вопросах, не может правильно работать с необходимыми для финансовой господдержки документами», – заметила заместитель главы Челябинска по экономике и финансам Елена Мурзина.
Не справился с условиями – верни деньги!
Нередки ситуации, когда, потратив выделенные средства на заявленную цель, предприниматели справляются с каким-либо из обозначенных критериев не на 100%. И, несмотря на то, что остальные показатели развития (налоговые поступления, например) зашкаливают, с бизнеса требуют возврата субсидий.
«Наша компания закупила новую производственную линию, взяв для этого кредит в банке, – рассказал директор ООО «Ниагара» Олег Толмачев. – Затем мы получили субсидию на компенсацию процентной ставки по привлеченному кредиту, но не выполнили условия соглашения с минэкономразвития всего по одному рабочему месту. По одному! При этом объем налоговых отчислений у нас превышает 50 миллионов рублей в год. Мне кажется, что министерству при выдаче субсидий разумнее применять другую оценку эффективности».
В пример Олег Толмачев привел банк, в котором кредитуется компания. «Банк берет горизонт планирования и оценки в пять лет, а государство – всего лишь в один финансовый год, – говорит он. – При этом монтаж той же линии занимает около шести месяцев, затем надо обучить персонал, продвинуть новый ассортимент товаров, что тоже требует времени. Ситуация меняется год от года, и если в один период мы выплачивали тело кредита, погашали проценты по нему, у нас показатели были не блестящие, то на следующий отчетный период все хорошо».
Со схожей ситуацией столкнулась и челябинская компания, производящая оборудование для нефтегазового сектора.
«Когда мы получали господдержку на приобретение оборудования, были благоприятные условия работы, а потом наступил спад, – рассказал генеральный директор ОАО «Челябнетма» Геннадий Нечаев. – Заказов стало меньше, а наши заказчики – крупные компании – стали практиковать отсрочку платежа на 120 дней. Когда бюджетные деньги поступили, у нас работало 29 человек. Через год осталось 25, причем с некоторыми мы расстались из-за дисциплинарных нарушений. Но теперь в штате компании 35 человек и средняя зарплата 17 тысяч рублей. У нас нет задолженности ни по выплате зарплаты, ни по налогам. Возможно, с позиций "буквы закона" мы виноваты – показатели по рабочим местам не выполнили, но ведь субсидия потрачена целевым образом. Производство модернизировано». Сейчас предприниматель судится с минэкономразвития области, которое требует вернуть субсидию.
«Ситуация очень сложная, она негативно отражается на состоянии инвестиционного климата в регионе», – считает председатель городской Думы Станислав Мошаров.
На что дают субсидии
Сейчас региональное министерство выдает несколько видов субсидий малому и среднему бизнесу. На конкурсной основе средства предоставляются на уплату процентов по кредитам и на приобретение оборудования для модернизации производства. В рамках заявительного порядка предприниматели могут получить субсидии на уплату первого взноса по договорам лизинга, на реализацию социально ориентированных предпринимательских проектов, на осуществление проектов в сфере народных промыслов.
В 2015 году, по данным сайта областного Минэкономразвития, заявки на получение субсидий подали 205 субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых 99 получили отказ. Всего выдано 110 субсидий на общую сумму почти 130 миллионов рублей (9,4 миллиона – из областного бюджета, 123,3 миллиона – из федерального). В 2016 году заявки на получение субсидий еще не принимались, поскольку Минэкономразвития РФ подписывает соответствующий приказ только в конце июля.
Субсидии предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения или возмещения затрат в связи с производством или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Например, на возмещение затрат на уплату аванса по договорам лизинга.
«Единственная реальная причина, по которой государство может требовать у предпринимателя возврата субсидии – это нецелевое расходование средств, – уверен уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров. – Если бизнесмен получил субсидию и потратил ее на другие цели, не указанные в соглашении, то в таком случае он виноват и должен вернуть деньги обратно. Других причин быть не должно!»
Условия соглашения могут быть в рамках пожеланий, но не более, ведь субсидия выдается под конкретный проект. Если он реализован, к предпринимателю никаких претензий быть не должно, если не реализован, тогда разбирательства и требования возврата обоснованы, считает бизнес-омбудсмен.
«Думаю, целесообразно рассмотреть вопрос о резерве возвращенных субсидий в бюджете на будущий год для целей последующего предоставления предпринимателям», – указал Александр Гончаров.
Что думают в суде
По информации бизнес-омбудсмена, судебная практика, связанная с требованием возврата субсидий предпринимателям, неоднозначная. Сегодня в Челябинской области пока, правда, только по одному иску, суд встал на сторону предпринимателя. Но, к примеру, в Карелии уже четыре предпринимателя выиграли суды, а остальные иски отозвала уже сама администрация.
«Нам надо взять эту судебную практику на вооружение, а также внимательно изучить условия соглашений, по которым южноуральским предпринимателям предоставляются субсидии, – обозначил свою позицию бизнес-омбудсмен. – И вдобавок к этому необходимо пересмотреть еще один момент: сейчас, предприниматель, у которого отзывают субсидию, лишается права на получение господдержки в течение трех лет. Я считаю, что это неправильно и ситуацию надо менять. Нельзя забывать, что право на господдержку имеют инвесторы, реализующие проекты, и отбирать это право – значит оказывать неблагоприятное воздействие на инвестиционный климат региона».
Условия субсидирования нужно пересмотреть
По словам зампредседателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области Юрия Подшивалова, при проведении проверок они сталкиваются с фактами нецелевого использования государственной поддержки предпринимателями.
«Проблемы есть с обеих сторон, но бизнес ставится в заведомо невыгодную ситуацию тем, что субсидия ему предоставляется в конце декабря – практически за три дня до наступления нового года, – высказал свое мнение Юрий Подшивалов. – Как он может выполнить условия соглашения за такой срок? Я считаю, что их надо пересматривать».
Участники совещания в итоге решили, что предпринимателям необходимо объяснять их право на оспаривание в суде требований возврата субсидии, а также оказывать юридическую поддержку, прежде всего со стороны бизнес-омбудсмена. Помимо этого Челябинская городская дума может выйти с инициативой в Законодательное собрание региона о пересмотре условий соглашения по субсидированию, обозначенных в федеральном законодательстве (изменение сроков предоставления средств, перенос отчетного периода).
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com