Все новости
Все новости

324 ревизора на предпринимателя: бизнес попросил о первом предупреждении при проверках

Поделиться

Челябинские предприниматели предлагают сделать обязательным правило первого предупреждения в ходе проверок контрольно-надзорными органами. То есть когда нарушение выявили впервые и оно незначительно, чиновникам достаточно просто предупредить бизнесмена, а не душить его сразу же огромным штрафом. Об этом 74.ru сообщил автор инициативы, сопредседатель регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» Николай Малетин.

Проблемы административного давления на бизнес обсуждались на заседании рабочей группы при губернаторе, которая занимается проектом по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.

– В нашей стране существует 324 вида контрольно-надзорной деятельности. Представляете, сколько людей занято проверками бизнеса, которому и так сейчас нелегко?! – удивляется Николай Малетин. – Огромная бюрократическая машина, которая живет сама по себе... Причём не у каждого ведомства есть положение, которым его представители руководствуются при проверках. Считаю, что нужно обязать чиновников сначала выносить предупреждение, чтобы предприниматели могли без ущерба для бизнеса устранить нарушение. И лишь потом наказывать тех, кто не внял указаниям. Сейчас же инспектор, найдя, например, незначительные нарушения в креплении к стене инструментов пожарной безопасности, спешит выписать штраф...

Представители бизнес-сообщества указывают, что они не против контроля, особенно в таких сферах, как общепит и строительство. Но всё это должно приносить пользу обществу, способствовать безопасности, а не граничить с разного рода злоупотреблениями. Не секрет, что у многих контрольно-надзорных организаций есть определенный план по сборам и штрафам. Хотя официально в этом никто никогда не признаётся.

– Некоторое время назад были введены ограничения по плановым проверкам – они проводятся не чаще одного раза в три года, составляется график проверок на год, предприниматели получают уведомление и так далее. В итоге многие проверки перешли по факту во внеплановые и теперь доставляют предпринимателям немалую головную боль, – продолжает Николай Малетин. – Если раньше был баланс 80 на 20, то есть 80% плановых и 20% внеплановых проверок, то теперь качели перевернулись в обратную сторону... Цифры от региона к региону в УрФО разнятся, но сама по себе тенденция настораживает – это, мягко говоря, изворотливый выход контрольных органов.

Старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Челябинской области Мария Комякова отмечает такие нарушения со стороны контрольно-надзорных органов, как несоблюдение порядка уведомления предпринимателей о проведении проверок, нарушение сроков и порядка их проведения, требование лишних документов.

– У государственного строительного надзора вообще нет планов проведения проверок, – приводит пример она. – Дело в том, что представители этого ведомства выходят на строительные объекты по факту их готовности: построили фундамент – инспекторы выехали для проверки.

Агентство стратегических инициатив (АСИ) выделило ключевые показатели Национального рейтинга состояния инвестклимата регионов: время выдачи разрешений на строительство, подключения к объектам инженерной инфраструктуры, уровень поддержки малого и среднего предпринимательства, снижение административного давления на бизнес, регистрация собственности и постановка на кадастровый учет и так далее.

– Каждый регион должен будет за год перейти от ситуации «как есть» к тому, «как должно быть», – объясняет уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров. – В Челябинской области «слабое звено» – это административное давление, точнее, деятельность контрольно-надзорных органов. Мы должны сосредоточиться свои усилия в этом направлении и обязательно учесть интересы как самих надзорных органов, так и бизнес-сообщества.

В проекте «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Челябинской области на 2017 год выделено семь приоритетных видов надзора. Речь идет о региональном государственном экологическом, ветеринарном, жилищном, строительном надзоре, контроле в области долевого строительства жилья, лицензионном контроле за деятельностью по управлению многоквартирными домами, продажей алкоголя.

– Эти контрольно-надзорные органы должны внедрить в свою работу риск-ориентированный подход, поменять оценку эффективности свой работы, действовать в строгом соответствии с регламентами, – рассказывает заместитель регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей Ольга Милицына. – На 2018-й год планы проверок будут составляться уже по новым подходам.

Контрольная деятельность, безусловно, нужна и важна, но ее эффективность не должна измеряться в количестве проведенных мероприятий или сумме штрафных санкций, указывают представители бизнес-сообщества. Какие именно критерии эффективности принимать во внимание – вопрос дискуссионный. Это может быть снижение числа несчастных случаев, пострадавших, количества жалоб на качество услуг или товаров и так далее.

В то же время известно, что с июля прошлого года внесены поправки в Кодекс административных правонарушений (КоАП). Теперь действует норма, дающая право предпринимателям при первом выявленном нарушении получать только предупреждение.

– В начале прошлого года Александр Калинин на форуме предпринимателей предложил президенту России, чтобы при первой проверке малый бизнес только предупреждали – «Проверка как подарок, контролер как консультант», – напоминает председатель Челябинской областной общественной организации «Опора России» Артем Артемьев. – Владимир Путин поддержал инициативу. 26 января уже было соответствующее поручение, а в июле президент подписал федеральный закон «О внесении изменений в КоАП РФ». Документ закрепил применение к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении допущенных нарушений.

Однако сопредседатель «Деловой России» Николай Малетин обращает внимание на то, что этот закон обязателен только для налоговой службы, поэтому важно распространить «правило первого предупреждения» ещё на три с лишним сотни видов регионального и федерального контроля.

В конце января проект «дорожной карты» по контрольно-надзорной деятельности в Челябинской области с учетом высказанных замечаний и предложений будет передан на утверждение главе региона.

Напомним, по итогам 2015 года Челябинская область опустилась с 28 на 32 место в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, составленном Агентством стратегических инициатив. Губернатор области Борис Дубровский поставил задачу войти в топ-20 нацрейтинга среди 81 субъекта России.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter