К осени автомобилистам вновь придётся привыкать к новым ценникам на заправках: по прогнозам экспертов, цены на топливо вырастут примерно на 1%. Насколько экономически обосновано повышение цен на топливо на фоне снижающейся стоимости чёрного золота на мировом рынке? Об этом рассказывает директор инвестиционной компании «БКС Премьер» в Челябинске Илья Рощупкин.
– Нередко мы можем наблюдать, что цены на нефть падают, а стоимость бензина – растёт. Многие спрашивают – почему так происходит?
– Дело в том, что спрос на топливо в России значительно превышает предложение из-за того, что огромные объёмы сырья уходят на внешние рынки, при этом число автомобилей в стране неуклонно растёт.
Свою весомую лепту в удорожание бензина вносит и ослабление рубля. При девальвации внутренняя цена начинает заметно проигрывать экспортной, поэтому нефтяники в подобной ситуации либо наращивают экспорт, либо поднимают внутренние цены.
Торговля энергоресурсами на международном рынке происходит в долларах США, мировые цены также устанавливаются в долларах. За тот же период, когда нефть подешевела вдвое, курс рубля к доллару США также снизился в два раза. Снижение курса рубля компенсировало снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты. В 2013 году средняя розничная цена бензина АИ-92 составляла $0,92/литр, в 2016 году – $0,52/литр. То есть в долларовом выражении оказалась ниже на 43,5%.
Производителю всё равно, куда поставлять товар – на внутренний или внешний рынки, если это приносит одинаковый доход. Внешние цены выше, но платится экспортная пошлина, плюс растут расходы на доставку. Внутренняя цена может определяться как мировая цена минус экспортная пошлина и логистические издержки.
– А как же США, Венесуэла – почему нельзя сделать так же?
– В США другое налогообложение на нефтепродукты, доля налогов в структуре стоимости топлива США составляет 19%. В России – 55–65%. В США цены на бензин регулируются по стоимости нефти на рынке, а у нас доля стоимости нефти в стоимости бензина составляет всего 6%, остальное – логистика, маржа, налоги, переработка и акцизы. Почему нельзя сделать так же? Из-за структуры доходов государства, формирующейся в основном за счет экспорта нефтепродуктов.
В Венесуэле причина дешевизны бензина иная – там все контролируется государством, в том числе и цены на бензин. Они субсидируются и не повышаются уже около 20 лет. У нас такого нет.
Да, мы богатая ресурсами страна, и нашим гражданам они должны быть доступны. Допустим, государство позволит внутренним ценам оставаться низкими, предоставляя льготный налоговый режим или даже субсидии продавцам. Но будет ли это справедливо по отношению ко всем гражданам?
К примеру, если в цене на бензин присутствует определенная субсидия – скажем, 5 рублей за литр, то её основными получателями будут выступать более обеспеченные слои населения – по крайней мере, те, кто имеет автомобиль. Причем те граждане, которые имеют более дорогие (и более мощные) автомобили или несколько автомобилей в семье, будут получать больше субсидии в денежном выражении. Это неэффективно и не слишком справедливо.
– Какая сейчас ситуация с топливом?
– С начала года средняя стоимость одного литра бензина увеличилась на 3,1%, таким образом, темпы роста цен на топливо примерно в 1,5 раза превышают официальные показатели инфляции за данный период. Главный фактор роста цен на бензин – это высокий совокупный розничный спрос, опережающий предложение, и сокращение запасов топлива на фоне закрытия на ремонт и обслуживание ряда крупных НПЗ (Ачинский, Астраханский).
Стоит также обратить внимание и на то, что снижение с 1 мая экспортных нефтяных пошлин совпало с резким падением котировок чёрного золота, в результате чего сложилась ситуация, при которой нефтяные компании заинтересованы наращивать экспорт нефти, в том числе за счёт объемов, предназначенных для внутреннего рынка. А это, в свою очередь, как показывает опыт прошлых лет, может подогревать оптовые цены и опять же приводить к пересмотру ценников на АЗС в сторону повышения.
Летом темпы роста розничных цен на бензин замедляются. К осени стоимость топлива на заправках может подрасти еще на 2–3%, в целом же по 2017 году удорожание бензина не должно превысить 6–7%.
Информация предоставлена «БКС Премьер»*.
* Наименование «БКС Премьер» используется Акционерным обществом «БКС – Инвестиционный Банк» в качестве товарного знака (знака обслуживания) для идентификации предоставляемых банком услуг и не является его фирменным наименованием. Акционерное общество «БКС – Инвестиционный Банк». Генеральная лицензия ЦБ РФ № 101 от 15.12.2014 г.
«БКС Премьер»,
г. Челябинск, ул. Карла Маркса, 46;
8-351-245-47-47;
Фото: заказчик