В 2017-м южноуральцы «простились» с несколькими банками. Кто-то уходил спокойно, кто-то с помпой. В этом же году на финансовом рынке впервые испробован механизм санации, когда банк спасает не другое коммерческое учреждение, а само государство в лице Банка России. Вспомним историю уходов.
Первым знаковым стало закрытие в 2017 году «Торгового городского банка». 13 марта Банк России отозвал у него лицензию из-за реальной угрозы клиентам — банк размещал деньги в низкокачественные активы и нарушал законы. В начале марта «Торговый городской банк», открывшийся в Челябинске два года назад, ограничил приём и выдачу вкладов. Также было сокращено время работы — до 13 часов. Как сообщили тогда 74.ru в банке, временное ограничение было связано с проблемами с ликвидностью. Ранее банк был отключён от системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП) Банка России — часть платежей юрлиц и расчёты по картам проходили с задержкой.
ТГБ открылся в Челябинске в 2015 году и делал упор на обслуживание юрлиц.
Следом, в июле ещё один банк — «Межтопэнергобанк» сначала закрыл два из трёх отделений в Челябинске, а затем у него и вовсе отозвали лицензию по подозрению в отмывании денег и неадекватной оценке рисков. Банк открылся в Челябинске в 2012 году. Упор банк делал на расчётно-кассовое обслуживание и кредитование предприятий, а также приём вкладов.
Стало в Челябинске меньше и на один местный банк — 9 августа лишился лицензии «Резерв». Не так давно Банк России, изучив финансовое состояние кредитного учреждения, заподозрил его собственников и руководство в выводе активов. Даже если продать всё имущество кредитного учреждения, денег на то, чтобы рассчитаться со всеми кредиторами всё равно не хватит. Напомним, с 1 июня в состав акционеров банка вошли бизнесмены из Москвы. Как информировал 74.ru, изменения в челябинском офисе начались ещё в марте — были закрыты два из трёх филиалов, проведены сокращения. Уже через два месяца банк отключили от системы электронных платежей БЭСП по решению Центробанка. Были приостановлены все денежные переводы и платежи на время проверки. В банке 74.ru тогда сообщили, что о проверке знали и предупреждали своих клиентов.
Но самым масштабным стал крах банка «Югра». В начале июля туда ввели временную администрацию, а в конце июля ЦБ решил, что спасать «Югру» бесполезно. Почему — читайте в нашем материале.
О том, как понять, что у банка проблемы, читайте в нашем материале.
Сохранить банк по-новому
В этом году Банк России впервые опробовал новый механизм санации, когда она проходит через Фонд консолидации банковского сектора, то есть основным инвестором банка (75% акций) становится Банк России. Таким образом была проведена санация «Открытия», «Бинбанка» и «Промсвязьбанка».
Директор БКС «Премьер» в Челябинске Илья Рощупкин объяснил, зачем нужен был механизм санации в обход Агентства по страхованию вкладов.
— Во-первых, текущая кредитная схема санации обходится слишком дорого. Она предполагает выделение ресурсов примерно в 1,6 раза больше, чем при схеме вхождения в капитал, санация 28 банков уже обошлась государству в 1,5 трлн рублей. Во-вторых, консолидировать санируемые банки невозможно, так как их санируют разные победители конкурса. В-третьих, увеличивается долговая нагрузка на АСВ. Четвёртый серьёзный системный недостаток существующей схемы в том, что некоторые банки-санаторы стремятся не развивать бизнес санируемого банка, а использовать его как «склад» для плохих долгов, размещая при этом значительную часть денег, полученных на санацию, в собственные проекты, — комментировал Рощупкин.
По мнению источника 74.ru на финансовом рынке на очереди ещё один банк.
Отдельным событием стало открытие банка «Союз» (основной владелец «Ингосстрах») — на фоне отзыва лицензий и санации новый, хоть и небольшой банк вызвал интерес челябинцев. Банк работает только с населением. Причем клиенты «с улицы» в нём могут лишь открыть вклады, кредиты выдаются через автосалон или «своим».
Анна Волкова