Специалисты ведомства с участием сотрудников ФСБ и управления экономической безопасности МВД провели внеплановую проверку ООО «Фармсклад». В результате выявлены признаки сразу четырех антиконкурентных соглашений — картелей при закупке лекарств по нацпроектам. Об этом в среду, 4 августа, сообщила журналистам руководитель регионального Управления Федеральной антимонопольной службы Анна Козлова.
Десант силовиков и антимонопольщиков побывал на «Фармскладе», который занимается поставкой медикаментов для государственных и муниципальных учреждений, еще 28 апреля. Во время проверки представители Челябинского УФАС обнаружили много любопытных документов. Их анализ завершили в конце июля.
— Мы выявили признаки четырех картелей на торгах по закупке лекарств: между компаниями «Рифарм М», «Фармсклад» и «Портер»; между «Фармскладом» и «Портером»; между «Фармскладом», «Портером» и «А-Фарм»; а также между «Портером» и «А-Фарм». Все эти незаконные соглашения были направлены на поддержание высокой цены, — объяснила глава Челябинского УФАС Анна Козлова. — В чем это выражалось? Сотрудники фирмы «Рифарм М» вели кадровую работу для всех участников — подбор персонала, прием, перевод и увольнение сотрудников. По юридическому адресу «Фармсклада» найдены печати «Рифарм М», «Эском Краснодар» и других компаний. В помещении обнаружены служебная записка и объяснительная от сотрудников «Рифарм М», свидетельствующая о намеренной подаче заявок от нескольких участников в двух аукционах на общую сумму 60 миллионов рублей.
Картель — монопольное объединение или соглашение, при котором его участники сохраняют свою финансовую и производственную самостоятельность, но договариваются действовать на рынке согласованно для извлечения самой высокой прибыли.
Кроме того, «Рифарм М», «Фармсклад», «Портер» и «А-Фарм» при участии в торгах в 2019–2021 годах использовали один IP-адрес, а он был предоставлен индивидуальному предпринимателю, осуществлявшему подбор аукционов для ООО «Рифарм М» и ООО «Портер», добавили в антимонопольном ведомстве.
— Мы изучили заявки, которые подавали эти компании. И обнаружили совпадение свойств файлов заявок в части их оформления. В большинстве торгов заявки подавались от нескольких хозяйствующих субъектов друг за другом в небольшой период времени — до нескольких минут. Участники использовали несколько моделей поведения — так называемую «карусель», «единственный победитель», «единственный поставщик», — добавила Анна Козлова.
Как сообщила глава Челябинского УФАС, сейчас ведомство готовит документы для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении всех четырех фирм. Им вменяется нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 закона «О защите конкуренции» (антиконкурентные соглашения на торгах. — Прим. ред.).
74.RU направил официальные запросы компаниям «Рифарм М», «Фармсклад», «Портер» и «А-Фарм» с просьбой прокомментировать обвинения в картельных сговорах.
«Рифарм М» занимается оптовой торговлей фармацевтической продукцией. Компания зарегистрирована в Москве, но имеет четкий челябинский след. По данным сервиса «Контур.Фокус», она принадлежит Игорю Романову (80%) и ООО «ГП Рифарм» (20%). При этом учредителем «ГП Рифарм» является тот же Игорь Романов. Всего ему принадлежит шесть компаний, зарегистрированных в Москве, Краснодаре, Челябинске и поселке Новый Кременкуль Челябинской области.
Игорь Романов — одна из знаковых фигур челябинского аптечного рынка. Компанию «Рифарм» преподаватель и молодой ученый (так когда-то писали на официальном сайте «Рифарм». — Прим. ред.) Игорь Романов основал в 1994 году при участии российско-британского предприятия «Урбрит». Фирма занималась оптовой торговлей медикаментами. В 1998 году «Рифарм» открыл первую аптеку в Металлургическом районе. Потом сеть начала расти и даже вышла за пределы региона — аптеки открывались в Красноярске, Перми, Уфе, Москве, Иркутске, ХМАО.
Одно время «Рифарм» входил в топ-30 аптечных сетей страны, но сам Игорь Романов всегда был непубличной фигурой. В 2012–2013 годах у Романова были проблемы с налоговой службой. Руководство «Рифарм Челябинск» заподозрили в уклонении от уплаты налогов на 87 миллионов рублей. Региональное следственное управление Следственного комитета РФ даже возбуждало уголовное дело по части 2 статьи 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации в особо крупном размере». Компания спешно ушла из Челябинской области — перерегистрировалась в Ставропольском крае.
В 2018 году сеть «Аптека от склада» купила 50 аптек «Рифарм» в Челябинске. Но стороны официально не комментировали сделку. А придирчивым покупателям, увидевшим на чеке другое название, объясняли: «Для улучшения услуги интернет-заказа мы стали сотрудничать с федеральным сервисом заказа лекарств «Аптека от склада»».
Мы изучили состав учредителей компаний «Рифарм М», «Фармсклад» и «Портер», засветившихся в новом антимонопольном деле. И нашли связывающие их ниточки. Так, учредителем компании «Портер», зарегистрированной в подмосковном Щёлково, является некто Владимир Конопелько. До октября 2013 года он работал директором ООО «Рифарм Москва» — потом компанию ликвидировали. А ее учредителем, по данным сервисов проверки контрагентов, выступали две фирмы: ЗАО «ГП РИФАРМ», зарегистрированное в поселке Новый Кременкуль улица Центральная, 2 Челябинской области с руководителем Игорем Романовым, и «КОНЦЕАЛ МЕДИА ЛИМИТЕД» (Великобритания).
По этому же адресу — поселок Новый Кременкуль, улица Центральная, дом 2 — зарегистрировано ООО «Фармсклад», где прошла нашумевшая проверка силовиков и антимонопольщиков. Компания создана в ноябре 2013 года (аккурат после ликвидации ООО «Рифарм Москва». — Прим. ред.). Директор и учредитель «Фармсклада » — Юлия Шарипова.
В конце прошлого года мы изучили, кто и как в Челябинской области заработал на коронавирусе.