С 1 мая правительство обещало в три раза поднять акцизы на вино и шампанское. Затем снова увеличить ставки в 2025-м и 2026-м годах. Производители уже собрались переписывать ценники, а эксперты заговорили о подорожании бутылки вина на 30%. Однако российские власти неожиданно смягчили первоначальные условия и снизили ставки акцизов на игристые вина на 15,6%. Обсуждаем с экспертами, зачем нужны игры с винной математикой, как изменится рынок, что будет с ассортиментом и ценами для потребителей.
Пробка в потолок
С 1 мая ставки акцизов на российские игристые вина снизятся на 15,6% (по сравнению с запланированным еще с прошлого года уровнем. — Прим. ред.). Кроме того, скорректированы акцизные ставки на крепленое (ликерное) вино и крепленое вино наливом. Они будут рассчитываться иначе: за 1 л продукции, а не за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в товаре. Закон с измененными поправками в Налоговый кодекс РФ прошел все чтения меньше, чем за месяц, и опубликован в последнюю неделю апреля на официальном портале правовой информации.
Теперь акциз на игристые вина составит 119 рублей вместо 141 рубля за литр. А далее будет повышен всего на 5 рублей: с 1 января 2025 года — до 124 рублей, с 1 января 2026 года — до 129 рублей за литр.
Акциз — косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления внутри страны (алкоголь, табак и так далее). Он включается в цену товаров или тариф за услуги — фактически за акциз платят потребители.
Акцизные ставки на ликерное вино с 1 мая до конца 2024 года включительно — 141 рубль, с 1 января 2025 года — 147 рублей, с 1 января 2026 года — 153 рубля за литр. При этом организации, производящие крепленые вина в России, освобождаются от авансового платежа по акцизу.
«Это позитивная новость»
В Группе компаний «Ариант» (владеет «Агрофирмой «Южная» и винодельней «Кубань-Вино» в Краснодарском крае) сообщили, что давно ждали принятия поправок в Налоговый Кодекс. И обратили внимание не на сами ставки, а на условия возмещения акциза для российских производителей.
— Для винодельческой отрасли на фоне ожидаемого роста акциза с 1 мая это позитивная новость. Законопроект предусматривает возможность получения сбалансированного вычета при исчислении акциза на вино, произведенное из приобретенных у другого российского лица виноматериалов, изготовленных из отраженного в ЕГАИС винограда, — объяснили в пресс-службе ГК «Ариант». — Теперь производители вина из приобретенного виноматериала смогут рассчитывать на компенсацию акциза примерно на том же уровне, что и производители, которые занимаются переработкой винограда и розливом вина в рамках одной компании. Это изменение ждали не только небольшие винодельни, приобретающие виноматериал «на стороне», но и ряд крупных производителей, у которых переработка винограда и розлив вина юридически выделены в разные подразделения.
Важно, что рост акцизов направлен на поддержку российского виноделия, подчеркнули представители российского производителя.
— Виноделы получат возможность возмещать возросшие акцизы, и при правильных вложениях это позволит далее развивать российское виноделие. То есть расширять площади виноградников, строить питомники, создавать новые энотуристические объекты и, конечно, повышать качество конечного продукта, — заключили в ГК «Ариант».
«Откатить контракты будет сложно»
Между тем на фоне грядущего трехкратного роста акцизов винодельческие компании уже начали переписывать майские ценники. Так, один из крупных российских игроков — «Абрау-Дюрсо» предупредил партнеров о повышении цен с 13 мая на 7–35% (в зависимости от наименования). Подорожание объяснили изменением ставок акциза, стоимости производственных материалов, комплектующих и транспортных расходов.
По данным торговых сетей, менять ценовую политику в сторону увеличения планировали «Кубань-Вино», «Цимлянские вина», «Союз-Вино» и другие.
— Самый известный крупный производитель крепленого вина — «Массандра». В игристых винах мы знаем «Новый Свет» и «Абрау-Дюрсо». Первые два, по данным «Интерфакса», являются собственностью дочернего предприятия банка «Россия», где один из акционеров — Юрий Ковальчук. «Абрау-Дюрсо» принадлежит Борису Титову. Странно было бы наравне с зарубежными винами поднимать ставку и на свои, — заметил сомелье Григорий Шевченко.
Повлияет ли решение, принятое за неделю до отпусков, на цены? На этот вопрос, по словам экспертов, нет однозначного ответа.
— Все зависит от того, успели ли дистрибьюторы купить игристые и крепленые вина по новым ценам. Если уже купили и только ждут отгрузку, откатить такие контракты будет сложно, — рассуждает Григорий Шевченко. — Значит, цены вырастут, а разница останется у продавца, как дополнительная прибыль. Тут невозможно угадать.
74.RU направил официальный запрос в «Абрау-Дюрсо» с просьбой прокомментировать, остановится ли подорожание вина для конечных потребителей. На момент подготовки материала ответ не поступил. Мы опубликуем его, как только получим.
«Сокращение ни на что не повлияет»
Любые законодательные изменения, в том числе и резкий рост акцизов, и их смягчение, сказываются не только на стоимости напитков. В первую очередь, они влияют на структуру рынка вина, указали эксперты.
— Изначально идея была в том, чтобы действительно помочь российским винам. Мол, импортные подорожают на утроенную ставку акциза и станут стоить значительно больше относительно российских. Но депутаты-то у нас одним полушарием думают. А наши-то (производители. — Прим. ред.) тоже не дураки, — отметил директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — Ведь у нас есть система зачетного акциза. То есть, грубо говоря, наш винодел может ставку акциза включить в цену, а потом оставить деньги себе и пустить их на развитие. За счет этого повышается и цена. Артисты просто: максимально раздули ставку, потом ее чуть-чуть сократили. Так что это сокращение не повлияет ни на что, это ерунда.
По словам эксперта, импортные вина точно подорожают.
— Ну и наши изменятся в цене, а как именно, что будет дальше, никто пока не понимает. На сколько производители поднимут в итоге цены, сложно сказать даже им самим, — добавил Вадим Дробиз. — Дорожать [отечественная продукция] будет, но медленнее.
Соревноваться в том, как удержать покупателя, а значит хоть как-то сдерживать цены будут и продавцы. Торговые сети становятся одним из главных импортеров, и для них ценовой фактор имеет огромное значение, добавил эксперт.
Напомним, в марте этого года Ассоциация виноградарей и виноделов России предложила властям ввести пошлины 200% на ввоз вина из стран НАТО, чтобы защитить российский рынок.