Ценники в магазинах всё чаще бросают в дрожь даже тех, у кого неплохая зарплата. Особое внимание на скидки обращают пенсионеры. Магазины поощряют стремление сэкономить и часто объявляют акции для пожилых людей. Смотрим, какие скидки предлагают торговые сети Челябинска, и обсуждаем с экспертами, что это — маркетинговые уловки или реальная экономия.
«Пятерочка»
В магазинах «Пятерочка» скидки для пенсионеров действуют с открытия до 13:00. При этом самый большой дисконт можно получить по понедельникам — 10%, в остальные дни — 5%.
Но есть исключения: скидки не распространяются на табачную продукцию, товары со специальными ценниками или под брендом «Красная цена».
Важный момент: если раньше при себе нужно было иметь документ, подтверждающий пенсионный статус, то теперь, с начала 2024 года, еще требуется карта «Х5 Клуба».
«Магнит»
В этой сети пенсионерам дают 10-процентную скидку. Но время действия дисконта зависит от формата магазина:
до 14:00 — в «Магните Семейном», «Экстра» и «Опт»;
до 13:00 — в «Магните у дома»;
с 05:00 — в круглосуточных магазинах.
Скидка не распространяется на товары с акционными ценниками, отметками «лучшая цена» и «социальная цена», на табачную продукцию.
На сайте сети указано, что скидку могут получить как пенсионеры, так и ухаживающие за пожилым человеком. На кассе нужно показать пенсионное удостоверение или справку о назначении пенсии, а ухаживающим за пенсионером — еще один из документов (бейдж волонтера, паспорт, копию или фото пенсионного удостоверения, документ об уходе за родственником).
«Лента»
В магазинах сети скидку 10% предоставляют участникам социальной программы — тем, кто заполнил анкету и получил карту постоянного покупателя. При себе необходимо иметь документ, подтверждающий статус пенсионера.
Сэкономить таким образом можно (лучше уточнить в конкретном магазине):
с 09:00 до 12:00 — в «Гипер Ленте» и «Ленте Зоомаркет»;
с 09:00 до 13:00 — в «Супер Ленте» и «Мини Ленте».
Скидка не распространяется на акционные товары и табачную продукцию, под брендом «365 дней», сахар (1 и 5 кг), могут быть и другие позиции с фиксированной ценой.
«Перекресток»
Пенсионеры могут купить товары со скидкой 10%. Но действует она только в будние дни с 09:00 до 13:00.
На кассе потребуется предъявить пенсионное удостоверение или справку, подтверждающую статус пенсионера.
Скидка предоставляется на товары из каталогов «Выгодно» и «Суперцена», не распространяется на табак и табачные изделия, товары из промоакций и уцененные товары.
«Ашан»
В этой сети пенсионерам предлагают не скидку, а кешбэк — 7%. Он действует по будням 07:00 до 12:00.
Чтобы получить такой кешбэк, нужно зарегистрировать социальный статус карты «Ашан» и потом предъявлять карту сотруднику магазина при покупке. При начислении социального кешбэка есть еще разные нюансы.
Данные о скидках для пенсионеров взяты с официальных сайтов торговых сетей.
А вы или ваши родные старшего возраста следите за скидками?
«Затраты на питание — почти половина бюджета»
Продукты питания занимают всё большую долю в структуре расходов россиян, указали эксперты. Об этом свидетельствует и рейтинг стоимости продуктовых корзин, где Челябинск внезапно оказался в лидерах.
— Для значительной части людей затраты на питание составляют почти половину бюджета, что серьезно ограничивает возможности удовлетворения других потребностей, таких как образование, досуг или накопления. У пенсионеров доля расходов на еду еще больше, — отметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Если сохранится тенденция роста цен на продукты питания, то уязвимые категории будут вынуждены урезать расходы на другие базовые нужды. Для изменения ситуации важно стимулировать рост доходов населения, поддерживать производителей и расширять программы социальной помощи.
Одной из таких программ помощи являются скидки на продукты в магазинах, добавил эксперт.
— Они есть практически во всех сетевых магазинах и действительно работают. Возможно, власти смогут расширить эту практику и сделать скидки на целый день. Это бы помогло пенсионерам, — предложил Артем Деев.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев назвал социальные скидки важным инструментом.
— Все крупные федеральные торговые сети предлагают льготные условия для пенсионеров, чаще всего в виде скидок на весь ассортимент в первой половине дня в будни. Такие акции также помогают поддерживать в магазинах стабильный трафик, что благоприятно отражается и на экономии покупателей, и на экономике магазина, — уверен Игорь Караваев.
Пенсионеры составляют значительную часть покупателей, добавил эксперт.
— Экономия в 5–10% от общей стоимости покупок в сочетании с кешбэком по программам лояльности ретейлеров помогает покупателям старшего возраста заметно сократить ежемесячные повседневные расходы, — указал глава Ассоциации компаний розничной торговли.
«Недополученную прибыль добирают на остальных»
Такой инструмент как скидки для пенсионеров используется давно. Но чего в этом больше: маркетинговых уловок или реальной экономии?
— Одна из главных целей предоставления скидок пенсионерам — развести потоки покупателей. Как правило, именно в утренние часы — с 8–10 часов до 12 или чуть позже — пенсионеров и представителей других социально незащищенных категорий приглашают в магазины и предоставляют им скидки 10–15%, на какие-то позиции даже 20%. Это делается для того, чтобы они ходили в магазин, когда там низкий трафик, — объяснил независимый консультант поставщиков торговых сетей, учредитель портала «Продукт медиа» Михаил Лачугин. — Потому что к обеду начинают идти школьники и студенты, а к вечеру — люди, возвращающиеся с работы.
По словам экспертов, для сетей это однозначно выгодный инструмент. Но пользу получают и те, кому адресованы скидки.
— Безусловно, многое зависит от города, региона, даже от районов. Знаю, что, например, в «Пятерочках», расположенных в разных районах, бывают скидки на разные позиции товаров. Ну и от ассортиментной матрицы магазина многое зависит: где-то 10 тысяч позиций, где-то 4 тысячи позиций, соответственно, будет разная доля скидок, — добавил Михаил Лачугин. — Но в целом сети стараются держать определенный баланс, чтобы на все базовые продукты питания всегда у людей была возможность получить скидку в определенное время. И это побуждало их приходить в магазин именно в это время.
Естественно, недополученную прибыль ретейлеры так или иначе добирают на остальных покупателях, которым они таких скидок не делают, резюмировал эксперт.