Саше Карабешкиной 12 лет, но человек она известный. Только в 2011 году Саша стала победительницей таких рейтинговых конкурсов вокалистов, как Международный конкурс-фестиваль «Роза ветров», Всероссийский конкурс «Голоса ХХI века», Международный конкурс «Звездный калейдоскоп», Международный конкурс-фестиваль «Уральская сказка». Музыкой Александра Карабешкина занимается с пяти лет, ее педагогом по вокалу с младенчества является мама – Елена Карабешкина. Кроме эстрадного и джазового вокала, Саша увлечена игрой на скрипке. Она является стипендиатом фонда «Новые имена». Занимается бальными танцами, французским и английским языками.
Образ жизни
– Саша, несколько раз мы переносили эту встречу, потому что ты была страшно занята. В таком ритме ты живешь, как я понимаю, с пяти лет. Не устала, не хочется, например, музыкальную школу бросить?
– Нисколечко не устала. Пока я все успеваю – сходить в бассейн, покататься на коньках или лыжах. Мне нравится активный отдых. И гуляю много, потому что в школы – обычную и музыкальную – хожу пешком. А просто гулять во дворе не люблю, неинтересно.
– У тебя есть ежедневное расписание, чтобы ничего не забыть, не пропустить?
– Да нет, я все помню без расписания, когда скрипка, когда бальные танцы, вокал, в перерывах можно сделать уроки на завтра... К тому же танцевальные тренировки иногда переносятся, к примеру, сегодня будет не запланированная тренировка.
– Бальные танцы появились в твоей жизни, потому что певице сложно выходить на сцену без такой подготовки?
– Сначала так и было. Но бальные танцы мне нравятся все больше и больше. Сегодня я занимаюсь там с огромным удовольствием, принимаю участие в соревнованиях и наша пара уже занимала призовые места.
– Неужели тебе не хочется побездельничать недельку-другую, с книжкой на диване поваляться и никуда не ходить?
– Книги читать я очень люблю, но такая возможность выпадает редко – только на каникулах пару дней.
– То есть бунтовать ты не собираешься?
– Бывает иногда такое желание – отдохнуть от всего. Но я же понимаю, если что-то запущу, то восстанавливаться придется, а значит, работать еще больше.
– Это не мама так говорит, это ты – такая правильная девочка?
– (Смеется.) Иногда это говорит мама.
– Наверное, даже каникулы у тебя распланированы заранее?
– На этих каникулах буду готовиться к скрипичному конкурсу, надо подтянуть успеваемость в обычной школе по некоторым предметам. Заниматься вокалом – непременно. И, скорее всего, будут танцевальные тренировки. Еще еду на конкурс эстрадной песни «Браво, дети»!
Импровизации
– На скрипке ты занимаешься с пяти лет, это был явно выбор родителей. Никогда не хотелось сменить инструмент?
– Нет, даже хочу поступать в консерваторию на скрипку, чтобы стать профессиональным музыкантом. Здесь тоже есть определенные успехи и будет жаль потраченного времени, если не продолжить образование.
– Но в вокале твои успехи еще ярче.
– А потом обязательно получу вокальное образование. И еще хочу стать тренером по бальным танцам. (Улыбается.)
– В какую консерваторию решила поступать?
В Магнитогорскую. Это сегодня такая же сильная школа, как консерватории в Москве и Санкт-Петербурге. На вокал же, скорее всего, буду поступать в Москву. На конкурсах меня увидела Светлана Коротеева, которая преподает в МИСИ (Московский институт современного искусства), она приглашала меня на вокальное отделение. Есть желание поучиться в Гнесинке на джазовом отделении, но там почти нет бюджетных мест.
– С твоими победами на джазовых конкурсах ты обязательно займешь бюджетное место.
– Думаю, что таких, как я, в России немало. Пока не могу сказать, что же главное для меня – и скрипку, и эстраду, и джаз, и бальные танцы люблю одинаково. Но везде нужно много работать. Правда, бальные танцы для меня – еще и отдых, они отвлекают от проблем, настроение поднимают. Там у меня много друзей.
– С профессиональными музыкантами на одной сцене часто приходится выступать?
– Как скрипач выступала с Ольгой Черновой, с пианисткой Натальей Гущиной. Как джазовая певица – с оркестром Станислава Бережнова. С Государственным оркестром народных инструментов «Урал» мы гастролировали по Челябинской области, я исполняла стилизованные песни. Часто приглашают на концерты после конкурсов.
– Челябинские джазовые музыканты прочат тебе большое будущее именно в этом жанре. Джаз для тебя – случайность или закономерность?
– Скорее, случай. Однажды я исполнила джазовую композицию, получилось неплохо. С этого все и началось. Очень люблю джазовую музыку, пою с большим удовольствием. Это живой вокал, это импровизация. Сейчас в моем репертуаре есть джазовая композиция Мэрайи Кэри, в которой есть вокализ. Сначала я его играю на скрипке, а потом начинаю петь. И на каждом концерте этот кусочек звучит по-разному, сочиняю прямо на ходу и пою. Невозможно не импровизировать.
– Но импровизировать не так просто, для этого нужно владеть своим голосом. Когда ты почувствовала, что можешь пользоваться голосом, как послушным тебе инструментом?
– Все произошло благодаря маме, она много работала со мной для этого. Однажды, после нескольких джазовых композиций, она дала мне трудную новогоднюю вещь и сказала: «Разбери за неделю и выучи». Я выучила текст и потом следила за фонограммой, размышляла, в каких местах можно импровизировать. Начала петь и вдруг мне захотелось отступить от музыкального текста, сделать что-то свое. Это была моя первая самостоятельная импровизация.
Про «фанеру»
– Профессиональные джазовые музыканты делают тебе комплименты?
– Все советуют развивать себя в джазе: Игорь Бурко, Станислав Бережнов, Георгий Анохин. Они считают, что это мой жанр. Но джаз для меня, скорее, хобби.
– Эстрада ближе? Не настораживает, что довольно часто этот жанр именуют попсой?
– То, что сегодня постоянно на телеэкранах, лично мне тоже не нравится. Но на детских конкурсах столько по-настоящему талантливых детей, которые и поют хорошо, и образы сценические продуманы. Надеюсь, российская эстрада постепенно изменится.
– Тебя не раздражает, что наши эстрадные певцы продолжают петь под «фанеру», хотя в мире давно презирается подобное отношение к зрителю?
– Не только раздражает, однажды я пострадала в результате такого отношения к публике. В Москве, во время концерта, это случилось. Передо мной выступала певица, не буду имени называть, которая пела под «фанеру», с выключенным микрофоном. Она оставила его на сцене, не включив, хотя есть правило – микрофон должен быть всегда включен. Я вышла следом за ней, проверять микрофон было неприлично, концерт снимался на камеру, поэтому поняла, что микрофон выключен, только когда начала петь.
– Растерялась?
– На мгновение. Всегда помню совет Георгия Анохина: «Микрофон не работает, бросай его, бери другой»! (Смеется.) Я бросать не стала, аккуратно вернула на стойку, взяла другой и продолжила выступление. А Георгий Анохин, действительно, если микрофон не работает, берет его за шнур и бросает в кулисы.
– С какими комплексами тебе пришлось проститься в связи с выходом на эстраду?
– Сцена научила не стесняться. Раньше меня нужно было долго уговаривать, чтобы я спела перед гостями. Мама тогда говорила: «Если ты перед людьми знакомыми отказываешься петь, как же выйдешь на сцену и будешь петь перед огромным залом»? И действительно, сейчас приходится петь перед тысячными залами. Я, конечно, волнуюсь перед выступлением, но нет ни стеснения, ни страха. В этом году, например, я принимала участие во всероссийском конкурсе «Голоса ХХI века», который во Владимире проводит музыкант и композитор Андрей Билль. Он сочиняет хорошие детские песни. И меня взяли в гала-концерт, пришлось выступать в огромном зале. Немного тряслась перед концертом, но вышла на сцену и успокоилась.
На языке оригинала
– Кстати, о детском репертуаре: есть из чего выбирать?
– Российских песен для детей очень мало. Поэтому я часто выбираю английские и французские.
– В переводе?
– Нет, пою на языке оригинала. Это даже интереснее – поработать над произношением. И сегодня так многие делают, потому что трудно найти хорошую песню на русском языке для нашего возраста. Часто бывает, что одна и та же песня на русском языке раз пять-шесть звучит на конкурсе. Публике, конечно, это не очень нравится. Иногда я беру песни из репертуара взрослых эстрадных исполнителей, например, песню Ирины Отиевой про радугу. Она довольно сложная, с элементами джаза, музыкально интересная. И джазовые композиции, блюзы Мэрайи Кэри, Патриции Каас... Здесь есть над чем поработать, чему поучиться.
– Не мечтаешь выступить во Франции?
– Уже выступала. (Смеется.) Меня пригласил Андрис Лиепа участвовать в открытии «Русских сезонов ХХI века». Исполняла несколько блюзовых композиций из репертуара Патриции Каас и несколько джазовых импровизаций. Мы были в Каннах, публика принимала очень хорошо.
– Тебе завидуют одноклассники? Как к твоим успехам на эстраде относятся друзья и педагоги?
– Я часто выступаю на школьных концертах, все очень доброжелательны ко мне. Одноклассники всегда рады за меня, я постоянно чувствую поддержку с их стороны. Учителя тоже нормально относятся к моим успехам, но никто не считает, что я должна меньше работать, потому что участвую в конкурсах. (Смеется.) Все пропуски отрабатываю.
– Не страшно выходить на одну сцену с маститыми музыкантами?
– Иногда страшно, но отказаться невозможно. Поэтому заставляю себя успокоиться, хорошо разогреваюсь перед концертом, выхожу и пою. Нужно просто поработать, а не болтать и не веселиться в ожидании своего выхода.
«Сползаю под парту»
– А ты любишь поболтать?
– Даже очень, если есть тема.
– Какие темы для тебя актуальны?
– Спорт и музыка. Почти все мои друзья занимаются спортом, кстати, очень многие в 48-й школе занимаются спортивными бальными танцами, нам есть о чем поговорить. Мальчики пионербол любят, в школе довольно часто проводятся соревнования по пионерболу. И музыкой многие интересуются, но, в основном, это рэп или поп-музыка.
Ты тоже любишь рэп?
– Слушать – да, но исполнять рэп я бы не хотела.
– Пробовала?
– Да, на конкурсе «Андрюша» мы исполняли песню про звезду, и там был кусочек в стиле рэп. Со мной эту песню исполняли другие лауреаты премии «Андрюша». По-моему, у нас неплохо получилось.
– Скажи, а на обычную школу у тебя время остается?
– (Смеется.) Конечно.
– Какие предметы любимые?
– Иностранные языки, алгебра, геометрия, хотя не могу сказать, что всегда понимаю математику. Трудно запоминаются параграфы по биологии, хотя лабораторные делаю легко. Но, когда нужно выходить к доске и пересказывать параграф учебника, я сползаю под парту, меня нет. (Смеется.)
– Но троек в аттестате нет?
– Есть, страдают биология и французский с математикой. Но я все равно люблю и французский, и математику.
– Переживаешь из-за троек?
– Да, стараюсь исправлять, могу это делать на каникулах и после уроков – то есть работать дополнительно.
В контакте
– Саша, ты сегодня уже позволяешь себе спорить с мамой, не соглашаться с ее мнением или она остается для тебя непререкаемым авторитетом в творчестве?
– Бывает, спорю.
– Кто побеждает?
– Мама. (Смеется.) Потому что на практике мама, как правило, оказывается права. Я пробовала настоять на своем, в результате – ни провала, ни большого успеха.
– Поговорим о нарядах. Кто придумывает для тебя концертные платья?
– В основном мама и дизайнер Елена Волнейко. Мы шьем костюмы в ее студии. Дизайн костюма всегда зависит от той песни или композиции, которую я исполняю.
– Есть концертные платья, которые ты не любишь, надеваешь без удовольствия?
– Есть одно, но я его уже не надеваю. (Смеется.)
– А из повседневной одежды что выбираешь?
– Люблю джинсы, в которых можно пойти куда угодно, майки, футболки, водолазки.
– Когда ты выбираешь одежду, чем руководствуешься – модными тенденциями в родной школе или ощущением комфорта?
– Комфорта, скорее. Если бы я не ходила в школу, наверное, была бы абсолютно равнодушна к моде. О брендах и трендах узнаю в школе, например, сейчас очень популярны угги. Все девчонки в них ходят, и мне захотелось.
– То есть специально ты не следишь за этим. А по магазинам любишь прогуляться?
– Только если что-то нужно купить. Хотя, я люблю, конечно, походить по магазинам, но времени нет. Мама часто приводит в пример слова Николая Цискаридзе: «Лучше работать до 30 лет, а потом отдыхать, чем наоборот». Я с ним согласна.
– А социальные сети? Ты бываешь «В контакте», например, в «Одноклассниках»? Ведь, наверняка, все друзья там.
– Это точно, но я бываю там редко и часто слышу упреки от друзей.
– Насколько тебя интересует и волнует происходящее вокруг, о чем говорите, когда выходите с друзьями «В контакте»?
– Довольно часто «В контакте» можно увидеть видео и граффити против курения и наркотиков с призывами: «Я не курю, если ты тоже – поставь Like. Или «Я люблю спорт» и подобное. «В контакте» сегодня образуются разные группы. Например, можно увидеть: «Типичный бальник, кто занимается бальными – сюда!». Политика нас пока не очень волнует, только на уровне разговоров: за кого голосовали родители.
– Как относишься к тем, кто не входит в твою группу, к пацанам с пивом на улице?
– Стараюсь обходить стороной, потому что не понимаю их.
– В школе обсуждаете проблему наркотиков?
– Да, особенно мальчики часто говорят об этой проблеме, большинство из них спортсмены и выступают против наркотиков. Но, мне кажется, мир и общество будут улучшаться, умных и талантливых людей становится все больше и в конце концов их влияние на общество будет усиливаться.
– Скажи, ты плачешь, если случаются неудачи?
– Если причиной неудачи стала я сама – нет. Из-за чего плакать, если сама ленилась. Но если спела хорошо, а меня оценили незаслуженно низко, то могу и заплакать.
– А что тебя может рассмешить даже тогда, когда настроение плохое?
– Люблю смешные видео «В контакте».
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА