Сравнительно недавно в знаменитом на всю Россию лицее №11 сменился директор. Одну из лучших в городе школ летом 2011 года возглавила Елена Киприянова. Говоря о том, что сделано и делается сейчас в лицее, Елена Владимировна использует местоимение «мы». Дело тут не в «навеличивании» себя, а в ощущении единства со школой, с ее командой, с ее традициями, которые складывались на протяжении десятилетий. Себя новый директор не отделяет от команды, а школу называет родиной. О том, сохранит ли школа прежние традиции и стратегию развития, кто такие перспективные дети и как с ними работать, а также о том, каково быть депутатом в 20 лет и какой национальности была седьмая жена Ивана Грозного, мы беседуем сегодня с директором лицея №11 Еленой Владимировной Киприяновой.
– Елена Владимировна, насколько предложение возглавить лицей было неожиданным для вас?
– Это было чуть больше, чем полгода назад, и в деталях вспомнить об этом уже не так просто. За эти полгода в моей жизни и в жизни школы произошло так много, что кажется, будто прошло сто лет, и само назначение было более чем давно.
– Вы вернулись в родную для вас школу?
– Да. В лицей вернулась из Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО), в котором полгода руководила отделом научной работы, занималась различными научными программами, в том числе проектом поддержки одаренных и перспективных детей. Кстати, работа над проектом продолжается и сейчас. А в лицее до этого работала 16 лет: сначала – учителем, потом – заместителем директора по научно-методической работе.
– В школе вы чувствовали себя как дома. С чем же был связан переход в ЧИППКРО?
– В чем прелесть жизни? Она подвижна, текуча, нова и изменчива, как река! Ведь в одну реку нельзя войти дважды? Психологи утверждают, что главная проблема второй половины жизни для многих из нас – это скука. А философы считают, что одна из базовых проблем человечества второй половины двадцатого века – поиски нового смысла жизни. Что такое творчество? Это генерирование нового – в этом, возможно, лекарство от скуки и некий глубинный смысл. Даже создание супа для семейного обеда может быть творческим процессом. Творческие люди, а себя я хотела бы к ним причислять, во всем стремятся к новому. Поэтому переход в ЧИППКРО был для меня совершенно естественен. Институт – это новое поле деятельности, притом современное и актуальное. В институте под руководством министерства образования и науки Челябинской области мы занимались проектом поддержки одаренных и перспективных детей. На данном этапе проект завершился созданием региональной концепции стараниями большой команды, рабочей группы. Сегодня мы готовы эту концепцию обсуждать и транслировать. Летом 2011 года на базе ДСОК «Абзаково» в рамках региональной концепции для перспективных детей была организована интенсивная образовательная практика в новом формате. Кроме учебно-тренировочных сборов для олимпиадников в регионе привлекли и детей, проявляющих себя в научно-образовательных событиях, то есть расширили понимание одаренности не только академической, но и исследовательской. Еще на этих сборах мы обучали и педагогов, работающих с одаренными детьми. В рамках одной региональной практики было сделано многое.
– Вы руководили научной работой в ЧИППКРО, и полгода назад вам поступило предложение возглавить лицей. Долго ли вы думали над ним?
– Любому нормальному человеку нужно время, чтобы принять решение об изменениях в судьбе. Давайте я вам объясню абстрактно. Наука, которая мне близка и является непосредственной деятельностью, – это содержание, заполнение контентом. А директор – это система, это форма, организация, структура. Очевидно, что форма и содержание – вещи взаимосвязанные. Может ли один человек отвечать и за форму, и за содержание? Почему нет? Идеально, когда человек может детально заниматься и содержанием, и формой. Это под силу хорошему организатору, формальному и неформальному лидеру. Лидерство, кстати, – тоже одаренность. Хороший руководитель обязательно должен быть лидером. Я не утверждаю, что я им являюсь. Собственная самооценка всегда требовательна и критична. Назначение на пост директора – не сверхъестественное событие, а нормальное, рабочее, только с большей долей ответственности и большим объемом деятельности.
– У вас уже была команда?
– С собой никого не привела, так как вернулась в родные пенаты. Коллектив лицея считаю и всегда считала командой.
– Каким был ваш первый приказ в ранге директора?
– Вы думаете, я вспомню первый приказ? В то время шла очень активная подготовка школы к новому учебному году, с этим и был связан первый приказ. В 2011 году она была ранняя. Обычно школу сдают в конце августа – начале сентября, мы в этом году сдавали школу 16 августа. В то время, когда все люди еще были в отпуске, нужно было организовать дело так, чтобы к 16 все было готово: и документы, и ресурсное обеспечение. Это непросто.
– Вы возглавили школу в августе 2011?
– В июле. В августе, кроме подготовки к новому учебному году, мы были задействованы как площадка министерства образования и науки Челябинской области для проведения регионального семинара учителей физкультуры. В Челябинск приезжал начальник департамента по физической культуре и спорту Минобрнауки РФ Александр Паршиков. Поскольку он посмотрел материальную базу лицея и реализуемые программы, мы нестандартно решили вопрос с третьим часом физической культуры. Третий час физкультуры в августе 2011 был притчей во языцех. У школ в сентябре проблема с помещениями и кадрами для реализации третьего часа физкультуры. Мы продемонстрировали Паршикову наши залы для хореографии и программы, и он задал вопрос: «А хореографию можно считать третьим часом физкультуры?» Мы ответили да, ведь задача третьего часа – двигательная активность, а в хореографии и ритмике она обеспечивается. Таким образом, скорректировали программу, и с первого сентября третий час физкультуры в основной школе – ритмическая гимнастика.
– Считаете ли вы себя преемником Анатолия Германовича?
– Да. Однозначно. Строить, надстраивать и перестраивать можно только на хорошем фундаменте. Лицей – прекрасная школа с традициями. Не дай бог разрушать традиции. Тем более все мы принимали участие в их создании. А вообще любая культура и ее развитие – это синтез традиций и новаций. В лицее есть столпы, на которых он стоит. И новое должно разумно прирастать.
Выбор пути
– Как в свое время вы решили стать учителем?
– Не собиралась и не решала. Так сложилась моя жизнь. Я окончила ЧелГУ, по диплому – историк, преподаватель истории и обществознания. Сразу после школы, которую закончила с отличием, поступала в Ленинградский государственный университет. (Сегодня СпбГУ. – Прим. автора) Сочинение написала на хорошо, ну а дальше на устных предметах посыпались вопросы вроде: «Национальность седьмой жены Ивана Грозного…»
– Вы не знали национальность седьмой жены Ивана Грозного?
– Почему? По-моему, знала. Мария Нагая, русская. Но этот ответ не устроил комиссию. Разошлись во взглядах на исторический факт. Затем последовал вопрос: «Назовите не менее 10 самых известных памятников нашего города». Я растерялась, но что-то назвала, не зная подробностей. На что мне ответили: «Вот когда вы это будете знать, тогда и переедете в Ленинград!» Я вернулась в Челябинск и поступила в ЧелГУ.
– Почему именно исторический факультет?
– История была одним из самых любимых предметов в школе, но наилюбимейшим все же была литература. Зато история – больше дань времени. Тогда все были политизированы, и на истфак поступали лучшие и далеко не лишние люди. По крайней мере так мне казалось. О том, что училась на истфаке ЧелГУ, никогда не жалею. Только благодарна. Прекрасное базовое образование, замечательные студенческие годы, интересная учеба с погружением в эпохи, великолепные преподаватели!
– С кем из ныне известных людей вы учились?
– Истфак закончили наши министры – Александр Кузнецов, Ирина Гехт, Андрей Пшеницын. Мы все ими гордимся.
– Задумывались ли вы, учась в университете, о том, где будете работать?
– Нет. На первом курсе я была погружена в учебу, политику, в общественную деятельность. Уже на первом курсе была депутатом городского совета.
– Уже на первом курсе?
– Все просто. Была комсоргом. Однажды ко мне подошла комсомольский секретарь факультета Лена Самоделкина и сказала, что меня выдвигают в депутаты городского совета народных депутатов, грядут выборы. Студенты факультета проголосовали, и против было только несколько человек. Спасибо им. Иначе выборы были бы странные. Когда все за – это равнодушие, мне кажется.
– Как вы совмещали работу депутата с учебой?
– Да это было здорово! Была назначена в комиссию по культуре. А еще мы вместе с молодыми депутатами ходили в рейды. В эпоху дефицита проводили рейды магазинов и со студенческим максимализмом требовали, чтобы все продукты были выложены на прилавки. Но здесь больше ребята руководили процессом.
– И получалось?
– Получалось! Мы предъявляли свои удостоверения – и действовало. Возможно, другие депутаты по-другому использовали депутатское право. Я была депутатом 55 созыва три года. На третьем курсе родился сын, и я перестала с прежним энтузиазмом заниматься общественной работой. Энтузиазм по праву распространился на семью.
– Вы с отличием закончили истфак, и дальше встал выбор, где работать?
– У меня не было выбора, у меня был маленький ребенок и чужой город, позднее ставший родным. К тому времени мы переехали в Екатеринбург. И на работу меня устроил муж. Однажды он пришел домой и сообщил, что был в 36 школе, договорился с директором, и мне нужно написать заявление. Я не спорила, надо значит надо. Вот в этой школе и проработала три года учителем истории и обществознания. Это был замечательный этап в моей жизни. Творческий, добрый. Получить высшую квалификационную категорию для учителя тогда в Екатеринбурге было очень трудно. В нашей школе только один учитель решился на такое годичное испытание. Жесткая система квалификационных экзаменов, жесткая квота. Но и заработная плата для получивших эту «высшую» отличалась значительно, в 4,5 раза. Экзамен выдержала, а высокую заработную плату так и не получала. В апреле сдала экзамены, а в мае мы вернулась в Челябинск. История с категориями в Челябинске совершенно другая, иные правила игры, и оплата труда иная. Но свою екатеринбургскую профессиональную настойчивость помню по сей день. В Челябинске начала работать в 11 лицее. Это уже моя инициатива. Выяснила, какая школа самая лучшая в городе – уже по тем временам, в 1995 году, лучшей школой среди профессионалов и в народе называли 11 лицей.
– Вас проверяли на профессионализм, или вы сразу включились в работу?
– Я просто пришла. Мы душевно поговорили с Анатолием Германовичем. В нем есть замечательное качество: он тонко чувствует людей. А еще у него редкий талант руководителя: он умеет подбирать и правильно расставлять кадры. Этому у него надо учиться, но, боюсь, что в полной мере научиться нельзя. Это интуиция, талант, природный дар. Мы с ним разговаривали не о профессиональных навыках, а о жизни. Тогда в лицее работали очень многие мои любимые преподаватели из ЧелГУ. В этом мы с Анатолием Германовичем и нашли общий язык.
Школа и университеты
– А ваша работа в ЮУрГУ и ЧелГУ? Это была подработка? Ведь вы в это время не уходили из школы.
– Это нельзя назвать подработкой. Это обычная жизнь человека, который имеет ученую степень. Научное развитие в большей степени происходит в высшей школе. В вузе я работаю уже 12 лет, с 2000 года.
– Какую тему вы выбрали для научных исследований?
– Кандидатскую писала долго – пять лет. Как только пришла в лицей, приступила к работе, а защитилась в 2000 году. Тема: «Социализация личности старшеклассников средствами философской пропедевтики». Я благодарна Татьяне Григорьевне Калугиной, которая научила правильно писать и излагать мысли системно. Тогда в школе преподавала любимую философию и смотрела, как она влияет на личность. Считаю, что это один из лучших предметов, которые способствуют социализации школьников, овладению ими социальных норм, критическому мышлению, адекватной самооценке. Горжусь, что среди моих учеников есть один кинокритик. В 1990-е годы была эпоха гласности, но школа – традиционный консервативный институт. Критиковать и выступать против мнения учителя было ненормально. У нас был Женя Нефедов – он всегда оппозиционировал практически любому тезису. Сейчас он работает в Москве, в банковской сфере, и занимается профессионально кинокритикой. По его словам, как кинокритик он состоялся в том числе благодаря дискутированию на уроках философии. Слышать такое, не скрою, приятно.
– Ученики были соавторами диссертации?
– Нет, конечно, экспериментальной группой.
– С кем вам интереснее? Со студентами или со школьниками?
– Мне нравится работать со студентами, но они приходят из разных образовательных учреждений. Я считаю, что лучшие, самые глубокие дети – в своем, в 11! Поэтому мне всегда было интереснее со школьниками.
– С теми, кто искренне стремится к знаниям?
– Да, с теми, кто настроен на познавательную волну. С теми, у кого высокая мотивация и высокий уровень способностей. А в 11 лицее дети именно такие.
– Изменились ли сегодняшние дети в сравнении со старшеклассниками рубежа 1990–2000 годов?
– Да, и значительно. Уже в начальной школе дети совершенно другие. Даже в элитных образовательных учреждениях дети не достаточно мотивированы на познание так, как раньше. В 1995–2000 годах таких учеников было найти проще, чем сейчас. Чем это обусловлено? Факторов много. Дети, которые живут в комфортных условиях, менее мотивированы, потому что их жизненная стратегия очень стабильна. Им не нужно заставлять себя упорно трудиться. А что такое способности? Это ответственность и колоссальный труд. А когда у тебя все есть, и ты знаешь об этом, какой смысл работать? В комфортной среде познавательная мотивация, к сожалению, ниже. Взгляните на социальный состав победителей всероссийской олимпиады. Это те дети, которые рассчитывают только на себя. Это те самые Ломоносовы. Заметила, что у социально благополучных детей велика мотивация на социальные проекты, на лидерство. Мы тоже предоставляем такие возможности.
– Есть ли у самородков шанс попасть в ваш лицей?
– Конечно, таких детей мы приветствуем! Хотя мне самой не нравится термин «элитное образование», больше по душе термин «эгалитарное» в связи с его доступностью. Но элитарном образовании тоже есть свои плюсы и свой смысл.
Охота за талантами
– Если талант будет, например, из Копейска?
– Если он проявляет высокие способности и высокую мотивацию к учебе, мы его однозначно возьмем.
– Такие примеры есть?
– Конечно! Их не так уж и мало. Во всем мире идет охота за талантами. Мы не являемся исключением.
– Как именно вы ищете таланты? Ездите смотреть по городам?
– Нет, мы не ездим. Мы объявляем набор, они к нам приходят. И те, кто справляется с нашими заданиями, поступают.
– Как именно происходит набор?
– У нас есть общегородской набор в пятом классе. Пожалуйста, приходите, пишите русский и математику. К нам приходит много желающих.
– Как человек со стороны может узнать об этом наборе?
– Информация всегда представлена на информационных стендах лицея и в СМИ.
– В восьмой класс уже нет набора?
– Мы набираем, но не объявляем массовый набор. Вообще мы принимаем и в седьмой, и в шестой класс. Можно прийти и сдать экзамен, и если есть места и ребенок успешно его сдал, мы его возьмем. Проблем нет, главное, чтобы были места. Очень сложно попасть в начальную школу, потому что мы мало можем принять физически, «габариты» не позволяют. Сама я сторонник того, что в начальной школе нужно искать не престижную школу, а учителя. Самый близкий маленькому человеку в начальной школе – его учитель. Поэтому родители, смотрите прежде всего, какой учитель вас устроит больше, ориентируйтесь на психотип ребенка.
Полгода как один день
– Вы упомянули, что первые полгода пролетели как один день. Что изменилось в школе за это время?
– За полгода было много всего… Во-первых, у лицея поменялась организационно-правовая форма. Нужно было менять весь пакет документов, устав, локальные акты.
– Что такое новая организационно-правовая форма?
– Мы теперь бюджетное учреждение. Кроме того, в этом году учителя в большем объеме проходили курсы повышения квалификации в связи с переходом на федеральные образовательные стандарты. Заместители директора по учебной и воспитательной работе у нас без отрыва от производства учатся по программе переподготовки кадров «Современный менеджмент».
Также при активном участии и поддержке Минобрнауки в октябре мы провели федеральные окружные соревнования программы «Шаг в будущее» для Уральского федерального округа. Участвовали 120 детей УрФО: и Ямало-Ненецкий автономный округ, и Ханты-Мансийск, и Курган, и Екатеринбург. Мы на протяжении многих лет являемся координационным центром программы, поэтому центральный совет доверил нам проведение этих соревнований. 20 лицеистов представляли свои работы на этой научной выставке. Организаторам и учредителям соревнований помогали и социальные партнеры – Центр международной торговли, Пенсионный фонд. Почему лицею это было важно? Потому что это живое дело. Ведь не для школы, для жизни учимся. Это именно то образовательное событие, которое дает возможность лицеистам учиться не за партой, а в ходе живой научно образовательной практики. 20 детей участвовали с научными докладами, а остальные оценивали, рецензировали, освещали в СМИ, фотографировали и так далее.
Мы не остались в стороне от политических процессов, происходящих в стране, хотя школа вне политики. Выборы в декабре и в марте позволили лучше понять свою роль в жизни общества. Речь идет о гражданстве, о правах и долге гражданина. Участие в работе избирательной комиссии – все таки гражданский долг и, опять таки, реальная жизнь. Для родительского форума, который ежегодно проходит в январе-феврале, посчитали, сколько мероприятий провели с сентября – ужаснулись. Число приближалось к 1000. Все это для детей расширение их возможностей, расширение возможностей образовательной, исследовательской, воспитывающей среды.
– Какова практическая польза для ребенка от участия в подобных конференциях?
– Практический результат тут и близкий, и дальний, то есть перспективный. Главное – всегда развитие. Школа для чего нужна? Чтобы развивать, образовывать, социализировать ребенка. Главный результат таких конференций – развитие способностей и познавательная мотивация ребенка. Ему становится интересно учиться, он уверен в себе, знает, что ему нужно, ему интересно жить. Если поначалу мы заставляем детей заниматься научной работой, то впоследствии, когда он уже что-то знает и чему-то научился, появляется аппетит к активной творческой учебной работе. И дети пожинают плоды. Учениками 11 лицея, например, получено 10 патентов на изобретения.
– Каков сегодня стиль взаимоотношений между учителем и учеником в 11 лицее?
– Вообще (а не только у нас в школе) выделяют три стиля взаимоотношений между учителем и учеником: авторитарный, демократический и попустительский. Как вы думаете, какого стиля придерживаемся мы в лицее? (Улыбается.) В одном из интервью я уже говорила, что между учителем и учеником должен быть авторитетный стиль взаимоотношений. Научить чему-то можно, а воспитать можно только примером и любовью. Хотя, возможно, в этих взаимоотношениях не должно быть речи о любви. Учитель и ученик – это прежде всего деловые отношения. А любить детей, чтобы научить их чему-то доброму, надо не напоказ, а в глубине души. Учитель, говоря словами Караковского, должен быть всегда рядом с ребенком и чуть-чуть впереди.
Школа и деньги
– В разговоре о лицее трудно обойти тему школьных добровольных пожертвований. Некоторые называют их поборами. У школы очень много нужд, как вы решаете вопрос привлечения средств на такие нужды?
– Обучение в 11 лицее бесплатно. Государство говорит о доступном бесплатном образовании относительно базовых образовательных стандартов. Но мы в лицее кроме базы даем значительно больше, на углубленном и профильном уровне. На сегодняшний день это «значительно больше» оплачивает государство, а не родители. Новая государственная политика, призывающая родителей быть активным участником трехстороннего договора школы, семьи и государства, призывает родителей к ответственности и за образовательные программы, и за условия их реализации. Если вашему ребенку дают больше, чем базовое образование, то кто должен за это платить? Кто из трех сторон? Школа, семья или государство? Ответ на этот вопрос прописан в нормативных документах, в новых государственных законах и стандартах.
Средства на модернизацию образовательных учреждений, на развитие материальной базы современной школе нужны немалые. Сама школа, чтобы быть конкурентноспособной, тоже прикладывает к этому колоссальные усилия – и повышением квалификации педагогов, и разработкой и реализацией новых инновационных программ, проектов, и участием в конкурсах. Но родительская ответственность школе всегда будет нужна – и социальная, и интеллектуальная, и материальная.
О главном
– У вас так много дел в школе. Остается ли время на воспитание собственных детей?
– У меня уже взрослый сын, и порою он воспитывает меня.
– Вы принимали участие в его жизненном выборе? В том, кем он станет?
– Принимаю и буду принимать участие в его жизни. Помогать, дарить тепло, освещать его путь… А жизненный выбор у каждого свой. и каждый сам несет за него ответственность. Знаете, моя мама говорит, что я хорошая мама. Я ей верю. Мне и самой так кажется. Нет, не кажется. Это я знаю точно.
Фото: Фото Катерины ПУСТЫННИКОВОЙ