Для многих предприятий России Южно-Уральский государственный университет стал необходимым и надежным помощником. Благодаря накопленному научному потенциалу, развитию лабораторий постоянно проводятся фундаментальные исследования, разрабатываются новые технологии, позволяющие усовершенствовать выпускаемую продукцию. В этом году ЮУрГУ совместно с Усть-Катавским вагоностроительным заводом и ПО «Полет», приступит к созданию модели низкопольных трамваев и системы посадки самолетов в плохих метеоусловиях.
8 февраля отмечается День науки, для многих сотрудников ЮУрГУ – это профессиональный праздник. О том, как национально-исследовательский университет справился с годовой программой, что испытывают ученые в современных лабораториях и какие задачи стоят перед преподавателями в этом году, мы беседуем с проректором ЮУрГУ по научной работе Сергеем Ваулиным.
– Сергей Дмитриевич, каких успехов достиг вуз в научной работе?
– Мы успешно завершили годовую программу, как национально-исследовательский университет. Все показатели, а их 22, перевыполнены. Но наибольшие успехи достигнуты в исследовательской составляющей, то есть в развитии научно-технического потенциала. Для нас эта группа показателей является приоритетной.
Большое внимание уделяется «ниокровским» показателям (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). ЮУрГУ больше чем в три раза увеличил объемы по этим параметрам. Мы должны выходить на мировой уровень, поэтому важен еще такой показатель, как объемы инновационной научно-технической продукции, которую наша инфраструктура создает. Здесь мы тоже в несколько раз превысили показатели. В этом году ЮУрГУ получил 99 патентов на собственные разработки.
Достигнуты хорошие успехи в инновационной деятельности. Мы завершили программу развития инновационной инфраструктуры. В 2010 год был выигран большой грант. Были вложены большие средства в обучение людей и сейчас мы начинаем получать результаты. По программе создано 35 малых инновационных предприятий. Теперь нужно их развивать. К сожалению, мировая тенденция такова, что из 10 предприятий выживает одно. Мы бы хотели эту цифру изменить, увеличив ее. Хотелось бы, чтобы выросли 10 созданных нами предприятий, а не 3-4, как по статистике.
Серьезные результаты достигнуты по публикационной активности в журналах, которые входят в российский индекс цитирования РИНЦ, либо международную базу цитирования. В три раза увеличилось число наших статей в РИНЦ, Scopus и Web of Science. Сейчас поставлена задача, чтобы каждый научно-педагогический работник ЮУрГУ публиковал в год, как минимум, одну статью в этих журналах.
Наука ЮУрГУ молодеет, значительно увеличилось количество молодых кандидатов наук до 30 лет. Программа развития кадрового потенциала набирает темпы. Сейчас в ней участвуют 58 будущих докторов наук. Мы надеемся, что они поддержат существующие научные школы, возможно, создадут свои, а студенты и аспиранты еще больше будут вовлечены в научный процесс.
– В университете были открыты еще две лаборатории?
– Да, мы создали базу для двух лабораторий мирового уровня. Первая связана с аэрокосмическим направлением, к которому относятся аэрокосмический, физический, приборостроительный факультеты. Это такая комплексная лаборатория, оснащенная современным научно- исследовательским, экспериментальным оборудованием. Вторая лаборатория, которую мы создали, связана с испытаниями и исследованиями мощных дизельных двигателей. На ЧТЗ есть крупнейшая в мире школа по дизелям для бронетанковой техники и инженерных машин. Мы закупили для лаборатории уникальное оборудование. Оно предназначено для испытания двигателей от малых до супермощных в 2400 лошадиных сил. Для сравнения скажу, что сейчас самый мощный двигатель – 1200 лошадиных сил. Наши стенды рассчитаны на двукратное увеличение мощности двигателей. Таких двигателей еще нет, но мы надеемся, что они будут и работаем над этим.
Наши центры становятся все больше востребованными. Предприятия начинают понимать, что на университет можно опереться и сэкономить деньги на производстве. Например, ОАО «КАМАЗ» обратилось за помощью к нам, а не только к московским вузам. Сейчас мы занимаемся испытаниями рамочных конструкций, двигателей, трансмиссий. Этим занимаются Центр экспериментальной механики и Центр композиционных материалов и конструкций. Мы закупили комплекс, который позволяет проводить испытания виртуально с помощью суперкомпьютера. Можно создать полномасштабную модель, установить на испытательный стенд, протрясти, нагреть, сломать, причем много раз, чтобы получить статистику. Этот процесс стоит приличных денег. А можно рассчитать все с помощью специального оборудования и в разы удешевить испытания, что сейчас и делается нашими учеными
Сейчас собираемся открывать еще две лаборатории для химических и физических исследований. Ведь без фундаментальных исследований не будет серьезной инноватики, нужны прорывные действия, результаты, а без фундаментальных исследований, физико-математических подходов их не достигнуть. В этом году мы будем особенно активно развивать фундаментальную науку, чтобы фундаментальщики, прикладники, инноваторы двигались в одном направлении и привели нас к еще большим результатам.
– Сергей Дмитриевич, какие проекты будет реализовывать ЮУрГУ в этом году?
– Мы сосредоточились на том, чтобы развивать инфраструктурные проекты. Недаром руководство страны говорит, что экономика должна строиться не только на нефти, газе, природных ресурсах, необходимо выходить на высокотехнологичное производство. Но сделать это можно только когда есть фундаментальные исследования, подготовленные кадры, научные школы. Это не быстрая работа, скачком здесь не получится чего-то добиться. Потенциал, который наращивается, должен дать синергетический эффект как для университета, так и для области, и для всей страны. Только на базе нашего вуза прошли повышение квалификации по приоритетным направлениям более 500 человек из сторонних организаций. Это говорит о развитии кадрового потенциала!
Сотрудничество с заводом «Прибор» по созданию высокотехнологичного производства дало нам огромный опыт, благодаря которому мы сумели подать 12 заявок на новые проекты. Мы заняли первое место в России по этому показателю. УрФУ, например, подал девять заявок. Как результат, гранты выиграли два проекта на общую сумму 390 миллионов рублей на три года. В четвертой очереди конкурса мы собираемся подать еще 16 заявок.
Все заявки, даже не победившие, будут помогать нам развивать малые инновационные предприятия, которые смогут выполнять инжиниринговую работу для предприятий-партнеров, какие-то сервисные функции.
– На что будут потрачены эти 390 миллионов рублей?
– Они пойдут на проведение опытно-конструкторских разработок и на создание производства опытных образцов. Первый проект предполагает сотрудничество с Усть-Катавским вагоностроительным заводом. Мы будем помогать создавать модельный ряд низкопольных трамваев. Кроме того, они еще будут энергосберегающими как по двигательной части, так и по материалам. Планируется, что в них будут использованы композиционные материалы нового поколения, в этом нам поможет созданный в ЮУрГУ Центр композиционных материалов и конструкций.
Второй проект будет реализован совместно с радиозаводом «Полет». Он направлен на создание системы посадки самолетов при плохих метеоусловиях. Это очень актуальная проблема, только недавно в Казахстане разбился самолет из-за того, что не мог приземлиться в условиях тумана. Столько людей погибли. Должно быть создано оборудование для слепой посадки, как у военных. Нет видимости, но самолет должен приземлиться, а люди остаться в живых. Завод «Полет» в свое время этим занимался. Сейчас пришло время к этому вернуться.
– Чего бы вы пожелали деятелям науки?
– От имени Южно-Уральского государственного университета хочу поздравить всех с Днем российской науки! Желаю смелых идей и творческих успехов!
Фото: Фото Андрея АБРАМОВА