В Челябинске выяснили, что должен уметь современный учитель. Представители Министерства образования и науки Российской Федерации обсудили за круглым столом проекты профессиональных стандартов педагогов.
В рамках пяти секций круглого стола участники обсудили новые профессиональные стандарты педагогов всех уровней образования, а также специалистов по социально-педагогическому, психолого-педагогическому сопровождению обучающихся и руководителей образовательных учреждений.
С принятием новых профессиональных стандартов, школьный педагог получает не только очередную обязанность, как например, виртуозное владение технологиями ИКТ, но и некоторую гарантию от лишней работы – так, проводить дополнительное занятия или заполнять учебный планы педагог, в чьих профстандартах эти пункты не прописаны, не обязан.
«С принятием стандартов изменится политика отношений между работодателем и персоналом. В России появляется профессиональное сообщество, которого до сих пор не было. Мы переходим на международную стратегию», – поясняет разработчик профессиональных стандартов для педагогов Юрий Забродин.
Организаторы также уточнили, что потребность в введении единых стандартов назрела давно: специалисты признают неэффективность существующих требований и поясняют, что не раз сталкивались с жалобами учителей на недостаток знаний не только информационных технологий, но и сложностями в социализации современных детей и работы с разным контингентом школьников.
«Учителям не хватает знаний, и жалобы мы слышали не раз. Поэтому и вводим новые стандарты – постепенно, так как существует общая проблема – боязнь инноваций. Конечно же, на введение новых профессиональных стандартов уйдет время, но эта мера необходима», – добавляет Юрий Забродин.
Отныне диплом не будет являться гарантией умений педагога. Учителю, желающему работать в школе, будет необходимо доказать свой профессионализм.
«Стандарты – это всего лишь метод повышения квалификации педагогов. Оценивать их будут такие же профессионалы, которые знают специфику работы. За рубежом, например, в Канаде если ты получил образование в Онтарио, то при устройстве на работу в Торонто нельзя предъявить только диплом. Диплом – это, конечно, замечательно, но ты попробуй покажи, что ты из себя представляешь на практике», – поясняет Юрий Забродин.
За круглым столом специалисты пришли к выводу, что сегодняшняя подготовка будущих педагогов в вузах неэффективна. «Это огромная работа – преодолеть зазор между образовательным учреждениями и рынком труда. Сегодня вузы выпускают те специальности, которые, как они предполагают, востребованы. Однако рынок труда предъявляет к выпускникам-педагогам совершенно другие требования, и подготовка в вузе оказывается напрасной. Необходимо выпускать специалистов с определенными компетенциями – поэтому работодатели, в роли которых мы сегодня и выступаем, и формируют профессиональные стандарты», – пояснила заместитель министра образования Челябинской области Галина Казакова.
Новым профстандартам должны будут соответствовать не только вчерашние студенты педагогических вузов, но и опытные учителя – для этого им предстоят курсы повышения квалификации.
Также специалисты отметили, что в соответствии с поручением правительства РФ все профильные министерства и ведомства должны уделять первоочередное внимание профессиональным образовательным стандартам учителей математики и русского языка.
Разработчики отметили, что профстандарты не обязаны регламентировать деятельность учителя: новые требования будут являться сводом рекомендаций. «Профессиональный стандарт ценен тем, что принимает его профессиональное сообщество. Люди, знающие специфику работы. И документ, который мы получим в итоге, не будет принят единожды, раз и навсегда – наоборот, он должен будет меняться по мере необходимости», – уточнил один из разработчиков стандарта, доцент кафедры менеджмента Российского университета дружбы народов Владимир Жильцов.
За круглым столом все участники вносили поправки и предложения – документ планируют принять уже в этом году, однако до конца августа педагоги могут вносить пожелания и замечания. В Минобре уточнили: все предложения будут сформированы в таблице, в случае отказа причину объяснят. Новые стандарты в сфере образования и науки планируется принять и утвердить в 2013 году.