Статус элитных образовательных учреждений оправдывают не все лицеи и гимназии. К такому выводу пришли эксперты, изучив результаты рейтинга школ повышенного уровня. Лицеи и гимназии оценивались с точки зрения возможности индивидуального развития детей, результатов и условий обучения, доступности образования. Учебные заведения Челябинской области оказались в лидерах списка.
Обучение в лицее или гимназии всегда считалось престижным. Ведь там углубленное изучение предметов, больше учителей высшей категории, обладателей грантов, а ученики показывают лучшие результаты на ЕГЭ и олимпиадах. Но так ли это на самом деле и что скрывается за статусом лицея или гимназии?
Исследование школ повышенного уровня проводилось агентством социальных исследований «Социальный навигатор» при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО), при участии региональных органов управления образованием, «Учительской газеты» и журнала «Директор школы».
В рейтинге приняли участие 1428 школ из 41 региона страны, это 38% всех лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением отдельных предметов. Большинство регионов представили данные по более чем 75% своих учебных заведений. Лицеи и гимназии оценивались с точки зрения возможности индивидуального развития детей, результатов и условий обучения, доступности образования.
От Челябинской области в рейтинге участвовали 40 учебных заведений из 52. Список южноуральских школ возглавляет магнитогорский лицей при МаГУ. Он занял седьмое место, 22 место в рейтинге у челябинского лицея №11.
«Статус лицея обязывает реализовывать углубленные программы, а их освоение – это колоссальный труд для каждого ребенка, – считает директор лицея №11 Елена Киприянова. – У каждой школы есть свои отличительные особенности. В нашем лицее выстроена мощная система воспитательной работы. Мы стараемся, чтобы каждый ребенок почувствовал себя сильной личностью. У нас также на профессиональном уровне развита система дополнительного образования. Мы много внимания уделяем собственным проектам. Например, мы инициировали проект для молодых исследователей УрФО «Шаг в будущее». Сейчас начинаем теснее работать с вузами России».
Но не все участники рейтинга смогли доказать свой высокий статус. «Анализ данных подтвердил факт, выявленный на предыдущих раундах рейтингования, что не все лицеи и гимназии могут претендовать на статус элитных школ. В частности, средний балл ЕГЭ по математике в 30% физико-математических школ, то есть в каждой третьей школе, ниже 60 баллов, а в 5% таких школ – ниже 50 баллов», – отмечают авторы исследования.
В лидерах – 33 образовательных учреждения из 20 регионов, в том числе из Ханты-Мансийского автономного округа, Красноярского края, Волгоградской, Саратовской, Московской и Челябинского областей, Санкт-Петербурга, Москвы и Ямало-Ненецкого автономного округа».
По словам авторов рейтинга, к ожидаемым результатам можно отнести, например то, что школы, работающие в конкурентной среде, показывают лучшие результаты, чем те, которые являются единственными поставщиками образовательных услуг повышенного уровня в населенном пункте или городском районе. Или то, что сельские школы в среднем уступают городским. Однако есть и неожиданные итоги, например то, что школы небольших городов могут с успехом конкурировать с теми, что находятся в региональных столицах.
Рейтинг лицеев и гимназий Челябинской области можно посмотреть здесь.
Челябинская область:
– количество обучающихся: 335 639;
– количество обучающихся в школах повышенного уровня: 41 499;
– количество школ повышенного уровня: 52;
– количество школ – участников рейтинга: 40.