Сериал «Орлова и Александров» вызвал интерес не только у простых зрителей, но и деятелей культуры и историков. Как оказалось, в фильме много несоответствий исторической правде, в том числе касающихся гастролей Орловой в Челябинске.
Любочка и золотоволосый Бог
Григорий Васильевич Александров, судя по фильму, служил в цирке акробатом… С чего бы? В действительности этого не было. Зачем это вдруг потребовалось создателям? Чтобы показать, как Александров из угоднических чувств кувыркается перед Сталиным и Горьким? На самом деле Александров трудился рассыльным в оперном театре Екатеринбурга (откуда он родом), работал там также помощником реквизитора, электротехника, помощником режиссёра… Но в цирке его не было!
Озадачил и подбор актёров. Якобы их выбирали по принципу внешнего сходства. Но у Анатолия Белого (исполнителя роли Александрова) точек совпадения с оригиналом – ноль. Александров, раз уж на то пошло, был красив! Об этом говорят все его современники. И в этом можно убедиться, глядя на его фото в молодости. Сама Орлова называла его «мой золотоволосый Бог». Анатолий Белый, которого я в основном помню по ролям следователей, сотрудников ФСБ, жёстких бизнесменов и ментов, мягко говоря, не тот типаж. Твёрдый взгляд, волевое лицо, рыцарь «без страха и упрёка» – да. Но творческий, высокоталантливый человек, увлекающийся, креативный, в чём-то сентиментальный… Нет.
А Любовь Орлова? Любочка – как её так и называли, кстати, в семье на протяжении всей жизни. Причём не только сестра и мать, но и, например, племянницы… «Звезда» по линии матери – из старинного рода Сухотиных. Одна из дочерей Льва Толстого, Татьяна, была замужем за Сухотиным. Поэтому в биографии актрисы есть факт знакомства с великим писателем. Это было легко устроить, они родственники. Как-то Лев Николаевич подарил маленькой Любочке книгу со своим автографом, прочил великое будущее (как в воду смотрел!). А по отцовской линии Любовь Петровна – потомок фаворита Екатерины Второй, легендарного Григория Орлова.
Олеся Судзиловская – актриса, не спорю, привлекательная. И если наложить верный грим, может, отдалённо чем-то и напомнит Любовь Орлову. Но менталитет, внутренняя сущность… На героиню – натуру сложную, хорошо образованную, знающую людей, сомневающуюся, умеющую хранить тайны, очень, словом, непростую, она явно не тянет. Весь фильм меня не покидало чувство, что вот я вижу артистку Судзиловскую, которая старательно пытается изобразить великую Любовь Орлову. Но не хватает для этого внутреннего ресурса. Одного внешнего сходства здесь явно мало. Она так и играет Анюту из «Весёлых ребят» – прислугу, которой внезапно улыбнулась судьба, и она неожиданно вознеслась на пьедестал. Но не такой, ещё раз повторю, была Орлова. Это птица из другой стаи.
Мне также приходилось слышать негативные отзывы от историков – по поводу костюмов. А грим? Что там с париками? Почему они столь заметны и какие-то убогие? На исполнителя роли Сталина (Евгения Князева) в таком парике невозможно смотреть без смеха. Даже как-то неловко. И это «Первый канал»? Неужели не учитывалось, что сериал будут смотреть люди, читавшие (как, например, я) биографические книги об Орлове и Александрове и даже помнящие этих «звёзд». Таковые наверняка найдутся в Москве. Создатели ленты вводили зрителей в заблуждение… По незнанию или сознательно?
Причём здесь ЧТЗ?
Как оказалось, не одна я возмущена подтасовкой фактов биографии Орловой и Александрова. Своими впечатлениями о сериале со мной поделилась, например, директор музея Челябинского тракторного завода Надежда Артемьевна Дида: «Любовь Петровна Орлова не раз приезжала с гастролями в Челябинск, была на ЧТЗ. Её здесь обожали, на руках носили… А в сериале показано, что якобы у нас артистке вручили букет с отравленными розами… Это просто бред! У меня есть доказательства в виде архивных документов, газет, книг.
27 декабря 1936 года Любовь Орлова выступала на Челябинском тракторном заводе. Причём не в цехе, как показано в фильме, а в театре ЧТЗ. Тогда и до сих пор на производство проникнуть постороннему было непросто. И некий неопознанный злодей с отравленным букетом не мог появиться на заводе по определению, в силу строгого пропускного режима. Концерт проводился не в цехе, как, ещё раз говорю, следует из фильма, а в более приспособленном для этого помещении – театре ЧТЗ. Он в Челябинске на тот момент уже был построен и действовал.
Случай с отравленным букетом действительно имел место быть. Но произошёл на Западной Украине. Любови Орловой преподнесли тогда букет из белых роз, а в середине совершенно необычные – чёрные. Уже тогда антирусские настроения в этом регионе были сильны, и Орлова, по всей видимости, раздражала как любимица Сталина.
Кинозвезда, принимая букет, уколола палец. Шипы роз оказались пропитаны ядом. Вскоре после этого она почувствовала себя плохо, чуть не скончалась… Насколько я знаю (об этом есть рассказы современников Орловой), отравитель так и не был найден. Однако в фильме опять же показана явная ложь: якобы Берия устранил исполнителей, которым он сам дал такое поручение.
…Но вернёмся к ЧТЗ. Благодарные рабочие литейного корпуса подарили Любови Орловой на память поршневое кольцо. Радуясь визиту артистки, они перевыполнили в тот день план. Требовалось произвести 12 тысяч поршневых колец, а они в честь знаменитости «выдали» 12 374 кольца. И вот одно из них решили преподнести – в знак особого почтения. На необычный подарок была нанесена гравировка: «Нам ваша песня строить и жить помогает!» Актриса пришла в восторг от подарка, она увезла его в Москву и хранила в своей квартире. Ещё Любовь Петровна прислала на адрес завода телеграмму со словами благодарности.
Через несколько лет, в 1947 году, вышел фильм Александрова «Весна» с Орловой в главной роли. Фильм стал участником международного кинофестиваля. Картина была высоко оценена, а актёрская работа Орловой признана лучшей. Артистка дала по этому поводу пресс-конференцию в Париже. И один из журналистов спросил: преподносят ли кинозвёздам в Советском Союзе ценные подарки? Любовь Петровна на мгновенье задумалась, а потом сказала: «Я однажды получила кольцо, цену которому даже трудно определить!» И рассказала историю, произошедшую в Челябинске. Историю рабочего подарка. В зале на мгновенье установилась тишина. А потом грянули аплодисменты.
Я к чему это говорю? Сериал «Орлова и Александров» претендует на достоверность. Но исторические факты там искажаются. Откуда у сегодняшнего поколения режиссёров такая небрежность? Это по меньшей мере неаккуратное отношение к прошлому. Зачем походя обижать не только на ЧТЗ – весь Челябинск? Этот вопрос пусть остаётся на совести создателей сериала.
Я, конечно, допускаю художественный вымысел и даже домысел при написании сценария о жизни великих людей. Но согласитесь, всему есть предел.