Шокирующий случай в Шатуре, когда учительница заказала убийство школьника, вызвал волну обсуждения. Вполне возможно, что в ближайшее время педагогов обяжут проходить тщательную психиатрическую и психологическую проверку. Но в отношениях между учителями и учениками не всегда бывают виноваты только взрослые.
Учительница из подмосковного города оплатила попытку убийства собственного ученика, в Каслях учитель физкультуры, во время перепалки с учеником по поводу забытой формы, схватил его за нос. Но есть и другие случаи. Например, в Уйском районе бегущие по коридору дети сбили с ног пожилую преподавательницу, после чего женщина попала в больницу с сотрясением мозга, еще в одном районе Челябинской области ученица схватила учителя за волосы и ударила в лицо. Можно вспомнить и случай, когда школьник ворвался в класс и застрелил учителя географии, к которому он испытывал неприязнь.
Многие считают, что виновен в подобных конфронтациях исключительно учитель – недосмотрел, не смог найти контакт, допустил вольность. Некоторые чиновники, например, полагают, что обязательным условием вступления педагога в должность является предварительная проверка его профессиональной пригодности. В частности, такую точку зрения в СМИ высказал заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию Владимир Бурматов: «Система медицинских профосмотров школьных педагогов в Российской Федерации нуждается в некоторых изменениях. В перечень специалистов-медиков, которые должны периодически проверять состояние здоровья учителей, необходимо включить психиатров, чтобы иметь возможность выявить своевременно серьезные отклонения подобно тому, которое на данный момент проверяют у Юлии С. из подмосковной Шатуры».
Естественно, профессиональная культура преподавателя обязывает его соблюдать в своей деятельности нормы и правила педагогической этики, в частности, так или иначе соответствовать этическому кодексу педагога. Он гласит, что «профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог должен быть уважителен, вежлив и корректен. Кроме того, авторитет педагога должен основываться на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им».
Однако соблюдение всех пунктов этического кодекса педагога возможно только в том случае, если учитель, с одной стороны, сам является достаточно компетентным и зрелым человеком, а с другой – его подопечные должны быть достаточно вежливыми и воспитанными.
По словам преподавателя первой категории Елены Владимировой, в любой конфликтной ситуации все не так однозначно, как кажется на первый взгляд: «Проблема кроется не только в педагогах, но и том, как ребенку прививают манеры и сколько с ним занимаются дома. Если раньше государственные учреждения играли ведущую роль в воспитании своих подопечных, а родители – вспомогательную, то сейчас многое поменялось: теперь родители несут основную ответственность за взращивание своих чад, а детсады и школы им в этом помогают. К сожалению, становится все более очевидным тот факт, что немалое количество родителей со своей ответственной задачей не справляются. Отсюда и совсем другое поведение школьников на уроках, особенно в переходном возрасте. Многие дети считают необходимым показать свой уникальный характер, проверить преподавателей на прочность, самоутвердиться в коллективе. То, что казалось подросткам непозволительной дикостью лет 10–15 назад, сейчас считается детьми забавным и вполне допустимым. Тем не менее преподавателю необходимо в любых обстоятельствах помнить о своих обязанностях и правах ребенка – и физические наказания, причем прилюдные, или любые другие негативные действия учителя, направленные на ученика – явно не входят в сферу его компетенции. Преподавателю всегда нужно помнить о том, что перед ним – пусть даже наглый или зарвавшийся – но ребенок, а ребенок всегда слабее и беззащитнее взрослого. Поэтому физическое воздействие на ученика всегда унизительно, и прежде всего для того, кто его оказывает».
В свою очередь, психологи призывают разбираться в каждом конфликте в индивидуальном порядке, учитывая не только профессиональные, но и личностные качества того или иного педагога, а также те мотивы, что привели к конфликтной ситуации.
По словам кандидата психологических наук, психолога-консультанта Елены Гудковой, очень многое зависит от личности самого учителя: «Чаще всего взрослый начинает применять неадекватные методы против ребенка, если не может действовать адекватно: не умеет выстраивать отношения с детьми, сам не уверен в себе и не имеет опыта уважительного отношения к собственной персоне в детстве. К сожалению, сегодня профессия педагога не относится к самым престижным и высокооплачиваемым. Профессиональный отбор в этой сфере практически отсутствует, поэтому в дошкольных и школьных образовательных учреждениях много людей случайных, не соответствующих требованиям профессии или уже ставших эмоционально выгоревшими из-за неграмотно организованного образовательного процесса и отсутствия условий для восстановления трудовых ресурсов. Поэтому если конфликты в школе возникают, помочь ребенку могут родители, демонстрируя эффективные способы разрешения конфликтов, обучая ребенка на личном примере навыкам общения, самозащиты, поддерживая в ребенке чувство самоуважения и собственного достоинства».
Согласен с этим утверждением директор школы №73 и преподаватель ЧГПУ Леонид Шевчук. Он считает, что для своевременного разрешения тех или иных конфликтов ученик и педагоги должны иметь возможность высказать свое мнение: «Учителя должны поддерживать диалог с детьми, слышать их. Конечно, человеческий фактор присутствует и со стороны педагогов, и со стороны самих ребят, они бывают вспыльчивые и конфликтные. Поэтому и у тех, и у других должна быть обоюдная внутренняя культура, и воспитывать культуру и вежливость у детей должны в том числе и педагоги, своим собственным примером. Поэтому у любого педагога должна быть, прежде всего, внутренняя культура, тактичность в общении со всеми, неважно, ученик это, коллега-преподаватель или родители. Если этого нет, то педагог просто не состоялся как профессионал».
Учитель музыки из подмосковной Шатуры дважды была лауреатом муниципального конкурса «Учитель года», у нее почти 30 лет педагогического стажа, двое взрослых детей и два развода за плечами. 100 тысяч рублей, которые она обещала заплатить за расправу над своим учеником, женщина копила целый год и хваталась за любой заработок. Об этом следствию рассказали ее знакомые. Также уже известно, что ученика дама выделяла давно: с первого по четвертый класс она была его классной руководительницей и постоянно ставила ему пятерки.
Сейчас учительница арестована. Ее предстоит пройти психиатрическую проверку. Не исключено, что врачи найдут у нее отклонение. В любом случае хотелось бы, чтобы эта история стала хорошим уроком для системы образования и родителей.