Ночь, мороз, колючая проволока, охранники, лай собак – двадцати минут достаточно, чтобы почувствовать себя узником ГУЛАГа. В челябинском физико-математическом лицее №31 на улице Володарского, 18 открыли памятную доску декабристкам ХХ века – Надежде Мандельштам, Антонине Пирожковой, Анне Ахматовой и Елене Булгаковой.
– В 60-е годы Фаина Раневская и Анна Ахматова говорили о необходимости создать список декабристок ХХ века, но в своих беседах они сошлись во мнениях только на имени Елены Сергеевны Булгаковой, и список не был продолжен, – рассказал об истории возникновения этой идеи директор лицея Александр Попов. – Мы решили этот список продолжить: Надежда Яковлевна Мандельштам, Антонина Николаевна Пирожкова, Анна Андреевна Ахматова. Все они получили справку из НКВД, что время и место смерти их мужей неизвестно.
На стене здания лицея, перед входом в театральную лабораторию «Метро», теперь появились мраморные таблички с именами этих женщин.
Жену писателя Исаака Бабеля Антонину Пирожкову еще при жизни называли одной из великих вдов. Сорок лет она сначала ждала возвращения Исаака Бабеля, арестованного НКВД в 1939 году. Потом первой после смерти Сталина добилась посмертной реабилитации мужа, затем добивалась публикации его произведений. А в 2013 году в России вышла книга ее воспоминаний «Я пытаюсь восстановить черты. О Бабеле – и не только о нем».
Где могила поэта Осипа Мандельштама – до сих пор неизвестно. Есть лишь документы, что после второго ареста в мае 1938 года он был отправлен в пересыльный лагерь под Владивостоком, где и умер. Иосиф Бродский написал в некрологе о жене Мандельштама – Надежде Яковлевне:
– Десятилетиями эта женщина находилась в бегах, петляя по захолустным городишкам Великой империи, устраиваясь на новом месте лишь для того, чтобы сняться при первом же сигнале опасности. Статус несуществующей личности постепенно стал её второй натурой. Она была небольшого роста, худая. С годами она усыхала и съёживалась больше и больше, словно в попытке превратить себя в нечто невесомое, что можно быстренько сложить и сунуть в карман, на случай бегства...
Но она также сделала все возможное, чтобы память об Осипе Мандельштаме и его стихи дошли до будущих поколений.
Репрессиям подверглись самые близкие люди Анны Ахматовой. Первого мужа, Николая Гумилёва, расстреляли в 1921 году. Третий муж, Николай Пунин, трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году. Единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении более десяти лет. Анна Ахматова создала поэтический памятник горю жен и матерей «врагов народа» – поэму «Реквием».
Михаил Булгаков не был в ГУЛАГе, но как можно назвать последние годы его жизни, когда не было опубликовано ни строчки из написанного? А после его смерти Елена Булгакова написала брату Михаила Афанасьевича:
– Я делаю всё, что только в моих силах, для того, чтобы не ушла ни одна строчка, написанная им, чтобы не осталась неизвестной его необыкновенная личность. <…> Это – цель, смысл моей жизни. Я обещала ему многое перед смертью, и я верю, что я выполню всё.
Список имен декабристок ХХ века, как рассказали корреспонденту 74.ru организаторы проекта, будет постепенно пополняться.
Перед открытием мемориала у стен 31 лицея состоялся хэппенинг-спектакль «В сердце льда и снега». Все, кто собрались здесь в морозный темный вечер, стали его участниками. Минус 20 градусов, снег, в который уходили по щиколотку ноги, крики конвоиров, лай собак, несогревающий огонь костров и тексты Варлама Шаламова позволили участникам спектакля погрузиться в атмосферу ГУЛАГА, где людей пытались превратить в пыль – снежную, лагерную, какую угодно... А они сопротивлялись. Каждый цеплялся за что-то свое, что согревало, питало, давало надежду. Наверняка в числе этих опор были любимые женщины, которые ждали.
– Это первый спектакль актеров студии «Метро», – рассказал ее художественный руководитель, режиссер Тамаз Гачечиладзе. – Наша «проба пера». Помогали нам профессиональные актеры из молодежного театра, студенты института культуры, Владимир Зеленов – педагог, в том числе и нашей лаборатории. А наш студиец Илья Федотов набрал уже такое количество опыта в лаборатории «Метро», что ему было доверено читать текст, основанный на рассказах Варлама Шаламова.
Надо сказать, что зрители-участники хэппенинг-спектакля сошлись во мнении – все было по-настоящему сурово и трагично, все создавало настроение сопричастности.
Сейчас студия «Метро» заявила новый проект – «180 часов Пушкина». Это марафон искусств, посвященный 180-летию со дня гибели поэта. Участие в нем может принять весь город.
Фото: Фото Олега Каргаполова, с сайта Shutterstock.com, Mikhail Markovskiy/Shutterstock.com, Yakovlev Sergey/Shutterstock.com