12 постановок о любви, безумии, родстве душ, лакействе и предательстве увидели челябинцы за три дня, которые шёл IV Всероссийский межвузовский фестиваль-конкурс спектаклей театральных мастерских «ТеArt». В нём приняли участие восемь театральных вузов страны. Будущим актёрам дал мастер-класс известный режиссёр Сергей Федотов.
Героиня Лермонтова Нина Арбенина еще не потеряла браслет
Студенты театральных вузов и факультетов из Самары, Екатеринбурга, Тюмени, Кемерово, Новосибирска, Уфы, Перми и Челябинска представили свои спектакли на четырех площадках Челябинского государственного института культуры (ЧГИК). Профессиональное жюри конкурса в этом году возглавил заслуженный деятель искусств России, худрук пермского театра «У Моста», один из лучших режиссеров страны Сергей Федотов. Своё желание быть здесь при всей своей колоссальной занятости он объяснил так:
– Я не мог не откликнуться на предложение Елены Калужских – профессора ЧГИК, инициатора этого фестиваля, потому что давно знаю её. Очень уважаю Елену за её подвижническую деятельность, люблю её театр «Бабы». А еще я здесь потому, что Челябинск для меня второй по значимости город после Перми. Дело в том, что самым первым фестивалем для театра «У Моста» стали челябинские «Театральные опыты», которые в 1990 году проводил театр «Манекен». Уже тогда я понял, что Челябинск – потрясающе театральный город. После этого мы были здесь много раз – на двух «Театральных опытах», четырежды на фестивале «Камерата», и уже четыре раза на фестивале «Человек театра». Поэтому для нас Челябинск – один из самых любимых городов России.
За три фестивальных дня, с 13 по 15 марта, зрители и жюри увидели 12 спектаклей.
– Мы получили некий срез того, что сегодня происходит в театральных вузах и на театральных факультетах институтов культуры России, – рассказала завкафедрой театрального искусства ЧГИК, профессор Елена Калужских. – Заявок было много, популярность нашего фестиваля растёт. И это прекрасная возможность увидеть лучшие работы, пообщаться и даже подружиться. К примеру, мы получили предложение от института культуры Самары провести своеобразные обменные гастроли. Они приедут на несколько дней к нам и покажут свои спектакли, а мы поедем к ним.
В афише нынешнего фестиваля были и постановки по нетленной классике, и новая российская драматургия. В основном это были классические спектакли, если говорить о постановочных жанрах. И это не случайно.
Интрига только замышляется
– На мой взгляд, первый спектакль, а он ставится на третьем курсе вуза, должен быть классическим, – считает Елена Калужских. – По всем законам театральной школы будущие артисты должны понимать, как выстраивать роль, обживать предлагаемые обстоятельства. Им нужно дать возможность прочувствовать взаимоотношения между разными героями и проиграть эти человеческие отношения. Нельзя играть одинаково разные сцены, ведь между людьми есть любовные отношения, родственные, есть лакейство и неприятие, много всего. И надо учиться передавать эти эмоции.
Но спектакли, безусловно, получились очень разные – от эталонно классической постановки Елены Калужских по пьесе Максима Горького «Зыковы» до пластического спектакля заслуженного артиста России, преподавателя Екатеринбургского театрального института Владимира Двормана по драме Лермонтова «Маскарад», которым завершился конкурсный показ.
Браслет уже у баронессы
Спектакль Владимира Двормана «Любовь или безумие» – выразительная пластическая иллюстрация к лермонтовской драме. Современный зритель такой спектакль воспримет как комикс. Не сказано ни единого слова, но суть проблемы становится понятной даже тем, кто никогда не читал произведения Лермонтова «Маскарад». И это доказывает репортаж нашего фотокорреспондента Людмилы Ковалевой.
Браслет как доказательство измены представлен Арбенину
Бал-маскарад представлен зрителю как демонстрация всех человеческих слабостей: интриги, месть, ложь, ревность, убийство, раскаяние. Не обошлось, конечно, без тёмных сил, пластика которых выстроена особенно ярко – начинаешь верить, что именно так они «танцуют» вокруг нас ежесекундно.
Не случайно спектакль «Любовь и безумие» Екатеринбургского театрального института был отмечен по итогам фестиваля дипломом лауреата в номинации «За пластическую выразительность».
И любовь стала безумием
Главные награды четвертого фестиваля «ТеArt» вручили студентке Екатеринбургского театрального института Кристине Шкавровой в номинации «Лучшая женская роль» (Евлампия Купавина в спектакле по пьесе Александра Островского «Волки и овцы»), студенту Челябинского института культуры Андрею Кадочкину в номинации «Лучшая мужская роль» (Антипа Зыков в спектакле по пьесе Максима Горького «Зыковы»).
Сцена ревности
Лучшим актерским дуэтом признаны студенты Новосибирского театрального института Арина Литвиненко и Алина Юсупова (спектакль по пьесе Жана Жене «Служанки»). Лучшим актерским ансамблем – спектакль по пьесе М. Горького «Зыковы».
Арбенин преподнес жене кубок с отравленным напитком
За лучшую режиссерскую работу главный приз получила челябинский режиссер Виктория Мещанинова за спектакль по пьесе Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы». А лучшим спектаклем признана работа режиссёра Ольги Агаповой по пьесе Олега Богаева «Марьино поле» (мастерская доцента Самарского института культуры Ирины Сидоренко).
Интрига удалась - Нина мертва
Арбенин узнает, что жена его невинна
Кстати, в дни нынешнего фестиваля «ТеArt» у его участников возникла идея – сделать форум передвижным, то есть проводить его не только в Челябинске, но и в других городах России. Если она найдет поддержку, то следующей встречи со студентами театральных вузов России челябинцам придется ждать долго. Надо сказать, что фестиваль у горожан тоже стал популярным.
Фото: Фото Людмилы Ковалевой