Как помочь голодающим Африки, где добывается природный газ, в какой стране прошел саммит АТЭС – на эти и многие другие вопросы пришлось отвечать десятиклассникам Челябинска. Впервые они написали всероссийскую проверочную работу по географии – самому непопулярному предмету для сдачи ЕГЭ.
Курс географии заканчивается в десятом классе, и выпускники, как правило, забывают об этой дисциплине. Например, в прошлом году в Челябинской области ЕГЭ по географии выбрали всего 123 человека. Но в этом году школьникам пришлось отнестись к этому предмету с особым уважением. В начале учебного года объявили, что всероссийские проверочные работы должны были пройти в 11-х классах. Но большинство школ решили не нагружать выпускников и организовали ВПР для десятиклассников.
– Мы не давили на детей, никакого не устрашали, чтобы лучше готовились. Все шло планомерно. Конечно, были вопросы от учеников: "Зачем нам это надо?". Я объясняла, что эта проверочная работа, как некий восклицательный знак в курсе географии, который оканчивается в десятом классе. У нас ЕГЭ по географии собирается сдавать только одна девочка и она была рада, что сможет дополнительно проверить себя, – рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №82 Татьяна Чернова.
Проверочная работа включала в себя 17 заданий. Их нужно было выполнить за 1,5 часа. Как сообщили в Рособрнадзоре, от школьников требовалось знание географических явлений, особенностей природы, умение анализировать географическую информацию, представленную в картах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.
По словам учителя географии Эдварда Герля, задания оказались несложными, не отличались от демоверсий, поэтому школьники были к ним готовы. А вот самих педагогов ответы очень удивили:
– Меня порадовало то, что ученикам разрешили пользоваться атласом, я, например, обязательно учу детей читать карты, запоминать их. Но без ошибок, конечно, не обошлось. Больше всего меня расстроило задание, где нужно было ответить на вопрос и привести аргументы. Оказалось, что многие дети не умеют высказывать свою точку зрения, убеждать. Школьникам нужно было порассуждать - как лучше решить проблему голода в развивающихся странах: совместными усилиями, или каждая страна может это сделать самостоятельно. Многие ответили, что это глобальная проблема, поэтому нужно решать совместными усилиями, например, гуманитарной помощью. Но никто не ответил, что в этих странах можно открывать предприятия по производству сельхозтехники, наращивать объемы продовольствия.
В списке вопросов были и такие:
«Галина включила радио, когда в выпуске новостей передавали сообщение о саммите стран АТЭС. На завершившемся вчера саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества наряду с экономическими вопросами обсуждалась и международная борьба с терроризмом. В столице страны Кито в рамках мероприятия состоялись встречи президента России с президентами Филиппин, Перу, Вьетнама и председателем КНР. Важные вопросы двусторонних отношений обсуждались на встрече Владимира Путина с премьер-министром Японии. Галина не услышала начало сообщения и не поняла, на территории какой страны прошёл саммит АТЭС. Определите, в какой стране прошёл саммит АТЭС».
«В Министерстве образования и науки РФ рассматривается вопрос о расширении возможностей для молодых людей из стран АСЕАН в получении современного образования в российских вузах. Назовите три (любые) страны, являющиеся членами АСЕАН».
«В результате изменений климата за последние десять лет сток великих сибирских рек увеличился на 10%. На основе анализа содержания текста сделайте вывод о том, как это должно влиять на ледовитость Карского моря».
Эдвард Герль отмечает, что многие географические темы стали рассматриваться в курсе обществознания и это снизило интерес школьников к географии.
– География сейчас, к сожалению, мало востребована. Для поступления в вузы требуется в основном сдавать обществознание, даже если ты планируешь стать в будущем учителем географии. Сегодня в Челябинске только два вуза учитывают ЕГЭ по географии – ЧелГУ при поступлении на факультет экологии, и ЮУрГУ, если ты выбрал туристическое направление, – говорит педагог.
Особенность всероссийских проверочных работ в том, что они одинаковы для всех регионов страны и проводятся в один день.
Результаты ВПР оцениваются в баллах. Но есть шкала, которая позволяет перевести из в обычную школьную оценку. Учебные заведения самостоятельно принимают решение, учитывать отметку школьника или нет. По крайней мере, в Рособрнадзоре официально заявляют, что «выставлять отметки учащимся за выполнение ВПР школам не рекомендуется. Эти результаты не влияют на получение аттестата и перевод в следующий класс».
Тем не менее, учителя географии надеются, что всероссийские проверочные работу помогут возродить у школьников интерес к географии и повысят общий уровень знаний о Земле и природных явлениях.
Добавим, что перед новым годом в Челябинске прошел географический диктант, в нем могли принять участие все желающие. Вопросы были посвящены географии России. В итоге каждый пятый участник получил двойку. Средней оценкой по стране оказалось тройка. На максимальные 100 баллов ответили чуть более 400 человек из 85 тысяч участников.
Фото: Фото Сергея Сюрина