Выпускники Челябинского лётного училища гражданской авиации (ЧЛУГА) через суд потребовали от Федерального агентства воздушного транспорта вернуть им удостоверения пилотов, аннулированные этим летом. Процесс по коллективному иску, под которым подписался десяток человек, стартует сегодня, 13 ноября, в Бабушкинском райсуде Москвы.
С начала года Росавиация аннулировала 47 свидетельств пилотов, окончивших частное челябинское лётное училище, и анонсировала отзыв удостоверений у ещё 19 человек. Поводом послужило предоставление при получении документа якобы недостоверных данных.
— ЧЛУГА осуществляло образовательную деятельность в нарушение ряда требований российского законодательства, — прокомментировали 74.ru в Росавиации. — Обучение квалификации «пилот» проводилось по программам подготовки, не включённым в приложение к сертификату этого авиационного учебного центра (АУЦ).
Также вопросы у Росавиации вызвала продолжительность обучения пилотов в челябинском лётном училище.
— По квалификационным требованиям командир воздушного судна и второй пилот должны иметь высшее или среднее профессиональное лётное образование, — подчеркнули в агентстве воздушного транспорта. — По федеральным стандартам срок получения высшего образования для пилотов составляет четыре–пять лет, среднего профессионального — минимум два года и десять месяцев. Фактически же в ЧЛУГА обучение пилотов длилось десять месяцев. Решением Росавиации полученные на основании предоставления недостоверных данных свидетельства пилотов — выпускников ЧПОУ «ЧЛУГА» — подлежат аннулированию.
Свидетельства у авторов иска, который сегодня рассмотрит московский суд, аннулировали в конце июля. Пилоты, ранее успешно сдавшие все экзамены в Росавиации, в итоге лишились работы.
— Никто из нас никаких документов, разумеется, не подделывал и никого не обманывал, — рассказал 74.ru один из истцов Павел Семченко. — Росавиация не имела права аннулировать свидетельства в таком порядке, и у неё не было оснований для принятия такого решения. Требования вносить программы подготовки пилотов в сертификат АУЦ появились лишь после вступления в силу Федеральных авиационных правил №289 (ФАП-289). Но мы учились и получали свидетельства пилотов в Росавиации, ещё когда действовали другие авиационные правила. ФАП-289 вступили в законную силу уже после этого. Мы писали в Росавиацию, Минтранс и прокуратуру, где на наши претензии нам предложили обратиться в суд.
В разговоре с 74.ru один из лётчиков, подавших иск в суд, рассказал, что на личном приёме начальник управления лётной эксплуатации Росавиации Максим Костылев предложил оказавшимся в такой ситуации пилотам пройти обучение в госучреждениях. Правда, поступать в них придётся на общих основаниях. Отдав два миллиона рублей за обучение в ЧЛУГА, им дополнительно придётся выложить государственному училищу ещё несколько миллионов. И только после этого ведомство, ранее не имевшее к ним претензий при выдаче пилотских удостоверений, готово пойти им навстречу.
Полсотни пилотов от Хабаровска до Москвы один за другим подают иски в суд. Два из них — в Иркутске и Челябинске — уже выиграны в судах первой инстанции.
Напомним, в конце августа в СМИ появилась информация о планируемом аннулировании 5000 свидетельств пилотов из-за отзыва Росавиацией ранее утверждённой программы подготовки коммерческих пилотов. Речь шла в том числе и об обучении в ЧЛУГА. В ведомстве после многочисленных запросов журналистов поспешили опровергнуть эти сообщения.
— Подготовка пилотов, осуществлявшаяся на период действий старых программ, до августа 2017 года, является легитимной. Никаких оснований для аннулирования пилотских свидетельств нет, — заверили в Росавиации. — Решение об утрате силы ранее утверждённой программы подготовки коммерческих пилотов не может создать кризис в отрасли и не является основанием для отзыва ранее выданных свидетельств.
В Росавиации также добавили, что у Челябинского лётного училища гражданской авиации сейчас нет сертификата и утверждённой программы для подготовки коммерческих пилотов. Суд в конце сентября по требованию транспортной прокуратуры запретил ЧЛУГА готовить лётчиков до получения соответствующих документов. Но, несмотря на многочисленные обращения руководства учебного заведения, в их выдаче Росавиация по различным причинам отказывает.
Как подчеркнул в разговоре с 74.ru замруководителя лётного училища Сергей Хатунцев, этим решением суд поддержал намерения Росавиации оставить среди образовательных учреждений, готовящих коммерческих пилотов, только государственные лётные училища.
Напомним, конфликт ЧЛУГА с Росавиацией разгорелся весной, когда ведомство отказалось выдавать выпускникам лётные удостоверения из-за отсутствия сертификата АУЦ по новым Федеральным авиационным правилам №289. Тогда коллектив училища и его студенты написали жалобы в Генпрокуратуру и президенту Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию.
Позже Уральское управление Росавиации направило в авиакомпании телеграмму, в которой предупреждало, что выпускникам ЮУрГУ и ЧЛУГА отказано в выдаче удостоверений пилота. Руководство вуза пожаловалось в прокуратуру и по итогам проверки получило из надзорного ведомства ответ, что у Росавиации нет оснований не выдавать пилотские удостоверения выпускникам ЮУрГУ. Но спустя два месяца транспортная прокуратура заявила иск в суд с требованием запретить деятельность ЧЛУГА до получения сертификата АУЦ. Почему позиция надзорного ведомства по этому делу изменилась, в транспортной прокуратуре не комментируют.
Присылайте сообщения об интересных событиях или проблемах, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Олег Каргаполов